Профессия аккаунт-менеджер

Аккаунт-менеджер общается с клиентами, удерживает их и помогает увеличиваеть продажи. Как стать таким специалистом в 2024 году, мы узнали у экспертов

Аккаунт-менеджер. Фото: shutterstock.com
Антон Хрипко Основатель «Хаски Digital», эксперт Яндекса по обучению Владимир Яскин Автор КП

Аккаунт-менеджер взаимодействует с заказчиками и связывает их с внутренними отделами рекламного или digital-агентства. Главная задача специалиста заключается в том, чтобы заказчик ушел довольным и вновь вернулся. Без такого сотрудника на проекте не будет согласованных действий исполнителей, эффективно продуманной стратегии и, как следствие, нужного результата.

Кто такой аккаунт-менеджер

Аккаунт-менеджер взаимодействует с заказчиками и связывает их с внутренними отделами рекламного или digital-агентства. Как правило, у аккаунт-менеджера уже есть действующая клиентская база, и он активно поддерживает с ней связь: отвечает на вопросы, решает спорные ситуации и согласовывает сделки.

Полезная информация о профессии аккаунт-менеджер

Мы собрали полезные данные об этой профессии в одну таблицу:

ПараметрДанные о профессии аккаунт-менеджер
Срок обученияОт 4 месяцев
Средняя зарплата40 000 рублей
Где можно получитьНа курсах и в вузах
Необходимые качестваСтрессоустойчивость, широкий кругозор, грамотная речь, стратегическое мышление
Востребованность профессииВысокая
Где можно работатьНа аутсорсе, в рекламных агентствах, в дизайн-студиях, продуктовых компаниях

Чем занимается аккаунт-менеджер

Ангелина Егорова, менеджер по маркетингу и рекламе в еТелеком, объясняет, что делает аккаунт-менеджер:

— Этому специалисту не нужно знать языки программирования или принципы работы рекламных кабинетов. Достаточно уметь общаться с клиентами, поддерживать лояльность, получать задачи с клиентской стороны и отчитываться о проведенных работах. Фактически аккаунт-менеджер работает «переводчиком с маркетингового или программистского на клиентский».

Аккаунт изучает особенности бизнеса компании, узнаёт, как выстроены ее бизнес-процессы, определяется с реальными целями, которые можно достичь в рамках выполнения задач и согласовывает планы со всеми участниками проекта: стратегическим отделом, креаторами, продакт-менеджерами и другими.

Плюсы

В этой профессии много преимуществ:

  • отсутствуют холодные продажи;
  • можно обучаться в процессе, что подходит для новичков;
  • появление деловых связей, полезных знакомств;
  • активное продвижение по карьерной лестнице;
  • востребованность.

Минусы

В этой профессии есть и минусы:

  • придётся нести персональную ответственность за результаты командной работы;
  • не подходит для людей, которые подвержены стрессу;
  • необходимо постоянно общаться.
Аккаунт-менеджер взаимодействует с заказчиками и связывает их с внутренними отделами рекламного или digital-агентства. Фото: Andrea Piacquadio, unsplash.com

Где учиться в 2024 году

Чтобы стать аккаунт-менеджером, можно поступить в вуз и получить высшее образование. Однако найти в университетах такой профиль будет сложно, так как эта профессия появилась недавно. Но можно пройти обучение на смежных специальностях. Также рекомендуем отучиться на онлайн-курсах.

Вузы

В НИУ «Высшая школа экономики» на факультете коммуникаций, медиа и дизайна есть отдельная программа «Запуск и управление медиастартапом». За 4 года очного обучения вы научитесь работать со стартапами с точки зрения правильного создания контента и его потребления. Также вы сможете прогнозировать поведение пользователей. Учеба обойдётся в 650 000 рублей в год, есть только коммерческие места.

В Сибирском федеральном университе (СФУ) на направлении «Торговое дело» есть профиль «Маркетинг в торговой деятельности». Очное обучение длится 4 года, очно-заочное — 5 лет. За это время вы научитесь сторителлингу, сможете заниматься продвижением smart-сервисов, поймёте принципы проведения маркетинговых исследований, будете разрабатывать брендовые стратегии. Стоимость обучения составляет 161 466 рублей в год, есть 4 бюджетных места.

В Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) получить навыки аккаунт-менеджера можно на программе «Сервисное обеспечение креативных индустрий». Предусмотрены очная и очно-заочная формы обучения. За 4 года вы научитесь выстраивать коммуникации в сегментах B2B, B2G, B2C, управлять финансами проектов, сопровождать их, пройдёте современные практические курсы. Некоторые профильные предметы преподаются только на английском языке. Учёба обойдётся в 136 750 рублей в семестр.

Курсы

В Яндекс Практикуме курс «Менеджер проектов» длится 6 месяцев. За это время вы научитесь вести переговоры с заказчиками, сможете продвигать проекты и управлять разработкой приложений и сайтов. По каждой теме предусмотрено мини-тестирование для закрепления материала. Раз в 2 недели проводятся встречи в Zoom, на которых вы будете решать кейсы и получать ответы на все вопросы. Есть домашние задания с подробной обратной связью. В конце учёбы получите диплом о повышении квалификации.

В «Нетологии» курс «Project manager» длится 8 месяцев. Здесь даётся 359 часов теории и практики. Вы научитесь управлять проектами, разберётесь в основах аналитики, освоите инструменты решения бизнес-задач, поработаете над продуктовыми кейсами, поймёте, как выстраивать коммуникацию внутри команды и разработаете итоговый проект. Во время занятий поучаствуете в бизнес-играх, в одной из которых потребуется спасти мир от апокалипсиса.

В Skillbox курс «Управление командами» длится 1,5 месяца. За это время вы научитесь создавать команды с нуля, сможете контролировать работу коллектива, поймёте, как управлять форс-мажорами. В конце обучения сможете проработать стратегию развития на тестовом проекте. В качестве бонуса получите курс по эмоциональному интеллекту.

это интересно
Профессия финансовый аналитик
О востребованности, зарплате, плюсах и минусах своей работы рассказывают представители профессии
подробнее

Востребованность

Аккаунт-менеджер — профессия относительно новая, квалифицированных специалистов пока мало, зато спрос на них большой. Если зайти на площадки по поиску работы, то на них будет несколько тысяч подобных вакансий. Поэтому востребованность остаётся высокой, опытных аккаунт-менеджеров готовы переманивать к себе конкуренты, предлагая более выгодные условия.

Никита Лободин, специалист по маркетингу и PR с опытом работы в Сбере и Яндексе, комментирует:

— Опытный аккаунт-менеджер будет востребован даже в самый турбулентный период, чего не скажешь о начинающем менеджере. Ведь в такое время необходим гибкий и опытный управленец, который умеет достигать результатов, несмотря на сложные внешние обстоятельства. Грамотно организованная работа позволит найти баланс между выгодой клиента и выгодой своей организации, благодаря чему оба останутся в финансовом плюсе. Поэтому часто в кризис компании делают ставку на сохранение опытных менеджеров, сокращая при этом позиции младших.

Устройство на работу

Аккаунт-менеджеры с прокаченными навыками нужны любому бизнесу. Большинство вакансий приходится на крупные города, но обычно ничего не мешает работать удалённо. Специалист может трудиться где угодно: в сервисных центрах, digital-студиях, стартапах, рекламных агентствах, маленьких и крупных компаниях.

Андрей Кучугурин, руководитель отдела по управлению проектами iD EAST, рассказывает о том, что надо делать на первых этапах:

— Вас всегда будут тестировать и проверять на знания, которые вы указали в резюме. Если только желаете начать работать аккаунт-менеджером, то вам нужно получить первоначальный опыт, поэтому особо «капризничать» не стоит при выборе вакансии и компании. Ходите на собеседования, не стесняйтесь задавать вопросы работодателю, а если вас не берут, то спрашивайте, почему вы не подходите. Это поможет также понять, какие навыки ещё нужно подтянуть.

Аккаунт-менеджер — профессия относительно новая, квалифицированных специалистов пока мало, зато спрос на них большой. Фото: pixabay.com

Построение карьеры

Обычно новички начинают работать в B2C-продажах. Когда такой человек набирается опыта, то он уже может переходить в B2B. Во втором случае зарплата выше, клиентов закрепляется за каждым аккаунт-менеджером меньше. Однако придется разбираться в техниках продаж и осваивать бизнес-коммуникации.

Дальнейший рост — это становление аккаунт-директором. Такой специалист ведет исключительно ключевых клиентов и контролирует всю работу отдела. Большой плюс, если на этой должности вы хорошо разговариваете на иностранных языках. Тогда получится работать и с зарубежными клиентами.

Виктория Тристанова, аккаунт-менеджер iD EAST
, рассказывает, как можно прокачивать скилы и подниматься по карьерной лестнице:

— Нигде так хорошо не прокачиваешь свои навыки, как на реальных проектах с реальными людьми. При этом чтение хорошей литературы еще никому не вредило. Также попробуйте поиграть в ролевую игру с вашими друзьями, где вы — аккаунт-менеджер, а ваш друг — заказчик. Смоделируйте сложную ситуацию и постарайтесь выйти из нее, удовлетворив обе стороны. Такая забавная и, на первый взгляд, простая игра помогает прокачать вам свои коммуникационные навыки и в дальнейшем претендовать на более высокие должности.

Уровень зарплаты

Чаще всего зарплата состоит из оклада и бонусов. Размер последних зависит от успеха конкретного проекта. По данным HeadHunter, новички получают от 30 000 рублей. Опытные специалисты зарабатывают от 75 000. Профессионалам платят от 100 000 рублей и выше.

Перспективы в будущем

У этой профессии неплохие перспективы в будущем. Уровень стресса растёт, поэтому нужны специалисты, которые могут его пережить и продолжать предлагать клиентам достойные решения.

Сейчас идет тренд на увеличение количества аккаунтов, — рассказывает Анастасия Кабальнова, аккаунт-менеджер в компании «Хаски». — Многие организации, ранее не имеющие отдела аккаунтинга, начинают его формировать и отделять специалистов, «делающих работу руками», от тех, кто будет «защищать эти работы и общаться с клиентом». Я думаю, что такой тренд не уйдет в ближайшие несколько лет. Компании будут внедрять и тестировать этот подход, растить количество обязанностей для аккаунтов и делать их все более прокачанными не только в общении, но и в других задачах, в которых они могут быть полезны клиентам и самой компании.

Общение с людьми слишком индивидуально, чтобы его автоматизировать полностью. Да, в этой сфере оптимизация процессов играет не последнюю роль. Но сделать так, чтобы все было оптимизировано и автоматизировано почти невозможно, так как на «другом конце провода» всегда кто-то ждет индивидуального подхода и человеческого отношения.

Отзывы специалистов

Юлия Демьянчук, аккаунт-менеджер, CMO американского технологического стартапа по кибербезопасности G-71 Inc:

— Важно уметь постоянно общаться, обрабатывать большой поток информации, из иногда неразборчивого запроса бренд-менеджера со стороны клиента создавать понятный бриф для своего дизайнера или копирайтера.

В целом всему можно научиться в процессе, по мере роста от начинающего специалиста и выше. Один из плюсов аккаунт-менеджера, по крайней мере в рекламной сфере, — это отсутствие необходимости самому искать новых заказчиков, этим занимается менеджер по развитию бизнеса. Но может быть и так, что это вам пропишут в KPI.

Анастасия Кабальнова, аккаунт-менеджер в компании «Хаски»:

— В работе аккаунт-менеджером вам очень поможет любовь к людям, желание им помогать, а также терпимость и стрессоустойчивость. Часто бывает так, что ваш клиент не очень много знает о специфике услуги, которую заказывает у компании. Однако он точно знает, что она ему нужна, и это порождает миллионы вопросов, на которые предстоит отвечать вам. Эти вопросы могут казаться не самыми умными. Я иногда представляю себе, что мои клиенты — дети, которым терпеливо и вежливо нужно рассказать все о том вопросе, который они задали мне.

Эта профессия хороша тем, что в неё несложно влиться с нуля, особенно если точно знаешь, в какую сферу ты идешь. На собеседовании надо задавать вопросы и идти только туда, где тебе нравятся условия и люди, с которыми предстоит общаться как минимум в рабочее время.

Никита Лободин, специалист по маркетингу и PR с опытом работы в Сбере и Яндексе:

— В ближайшие годы будут востребованы аккаунт-менеджеры, имеющие широкий опыт работы над проектами в самых разных сферах. Кризис — время поиска новых решений.

Жить в прошлой парадигме уже невозможно, поэтому необходимо тестировать новые решения и направления, что безусловно будет легче выполнить человеку, который успел себя попробовать в разных сферах.

Большинство вакансий аккаунт-менеджера приходится на крупные города, но обычно специалистам ничего не мешает работать удалённо. Фото: Studio Republic, unsplash.com

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Антон Хрипко, основатель «Хаски Digital», эксперт Яндекса по обучению.

Какие навыки должны быть у аккаунт-менеджера?

— Аккаунт-менеджер в первую очередь должен уметь решать задачи клиента с помощью ресурсов компании, которую он представляет. Для этого нужно находить общий язык с клиентом и с командой. Также сюда входит работа с возражениями и просто проведение встреч. Важно не терять задачи и доводить их до конца точно в обозначенные сроки. Кроме того, аккаунт-менеджер должен на доступном языке объяснять сложные вещи для клиента, а также наглядно доносить ему процесс и результаты работы.

Можно ли выучиться на аккаунт-менеджера бесплатно?

— Да! Сейчас достаточно профильной литературы на русском языке. Эти книги помогут вам развиваться в данном направлении. Также на YouTube много обучающих материалов. Есть множество бесплатных курсов. Дальше благодаря опыту вы сможете учиться уже на практике.

Как начинающему аккаунт-менеджеру откликаться на вакансии?

— Самое главное — делать это как можно чаще и больше. Расскажите о собственных конкурентных преимуществах: что может выделять вас среди людей с аналогичным опытом и образованием. Не забудьте прикрепить резюме. Скорее всего, оно у вас уже есть после прохождения курсов. Также укажите в сопроводительном письме сильные причины, почему вы хотите работать в конкретной компании.
КП
Реклама О проекте