Что такое удаленная работа и каковы особенности перехода на такой вид деятельности в 2025 году. Разберем нюансы перевода на удаленку
Со времен пандемии понятие «удаленка» стало обыденным. К счастью, пандемия закончилась, а формат удаленной работы до сих пор популярен. С 1 января 2021 года вступили в силу поправки, которые регламентируют перевод сотрудников на дистанционную работу. Теперь в российском Трудовом кодексе дистанционная работа приравнивается к обычному формату занятости, а также более детально прописаны нормы, которые ее регулируют. Подробно разберем перевод на удаленную работу в 2025 году.
Удаленная работа – это формат занятости, при котором сотрудник может выполнять свои рабочие обязанности вне офиса с помощью компьютера и интернета.
В таблице собрали для вас полезную информацию об удаленной работе, которую стоит учитывать при переводе на такой формат.
Факты о переводе на удаленную работу | Подробности |
---|---|
«Удаленка» и «фриланс» – не одно и то же | В отличии от фрилансеров, которые работают без трудовых договоров, работники на удаленке работают по трудовому договору на конкретного работодателя и часто числятся в штате |
У удаленной работы есть минусы | Некоторые работники выделяют негативные аспекты удаленки: недостаток общения, движения и обратной связи от коллег и начальства, проблемы с концентрацией внимания |
Для удаленной работы есть коворкинги | Если сложно концентрироваться на рабочих задачах вне офиса, можно использовать специальные оборудованные рабочие зоны – коворкинги |
Прежде чем мы рассмотрим, как перевести сотрудника на удаленную работу, важно отметить, что сделать это можно только с добровольного согласия работника. Единственная причина, по которой сотрудника можно перевести на удаленку без его согласия, – это чрезвычайные происшествия природного или иного характера. В этой инструкции мы рассматриваем добровольный перевод сотрудника на удаленную работу по инициативе работодателя.
Даже если сотрудник сам выразил желание перейти на удаленку, работодатель должен взять с него письменное добровольное согласие на перевод. В этом документе должны быть указаны фамилия, имя и отчество сотрудника, его должность, а также дата, с которой он будет работать из дома, и его подпись.
Итак, сотрудник подписал письменное согласие о переводе на удаленную работу. Для перевода на удаленку не нужно расторгать старый трудовой договор и заключать новый. Можно составить дополнительное соглашение к трудовому договору, если изначально в трудовом договоре не был прописан дистанционный формат выполнения рабочих обязанностей.
В дополнительном соглашении нужно указать индивидуальные условия работы сотрудника на удаленке. Такими условиями являются:
Если некоторые пункты дополнительного соглашения совпадают со статьями трудового договора, можно сослаться на них.
После того как дополнительное соглашение подписано обеими сторонами, издается приказ о переводе. В приказе нужно указать факт перевода сотрудника на дистанционный формат работы, формат взаимодействия и предоставления отчета о проделанной работе, а также дату начала работы и данные сотрудника. Основанием для перевода можно указать заявление сотрудника или инициативу работодателя.
Это значит, что все этапы процедуры соблюдены, работнику понятные новые условия работы и он с ними согласен и готов приступать.
Если вы решили выбрать дистанционный формат работы и руководство не против, напишите заявление о переводе. В нем укажите свои данные, причину перевода и продолжительность такого формата занятости. Единой формы заявления нет, поэтому лучше уточнить правила оформления у руководителя. Ниже представлен стандартный образец.
Скажем немного подробнее о приказе. Если перевод работника или работников вынужденный и временный, в документе нужно указать:
Как только причина этой меры будет устранена, работодатель должен вернуть обычный формат работы сотрудникам, а они, в свою очередь, обязаны вновь выполнять свои функции на рабочем месте. С этим приказом необходимо ознакомить своих сотрудников.
С 1 января 2021 перевод на дистанционную работу регулирует Федеральный закон от 08.12.2020 года № 407-ФЗ 1, который изменяет главу 49.1 Трудового кодекса. Новый закон дополняет существующие статьи этой главы, где недостаточно четко были прописаны особенности регулирования труда на удаленке (статьи 312.1-312.5). Также добавлены новые статьи – 312.6-312.9 (об организации и защите труда сотрудников), и прописаны нормы перевода.
Закон регулирует принцип взаимодействия работодателя и сотрудника. Все необходимые документы и данные передаются по почте или другим электронным способом, который прописан в приказе. При этом как сотрудник, так и работодатель обязаны вовремя уведомлять друг друга, что получили письмо или другой электронный документ. Как именно происходит это подтверждение и в какой форме (сообщением в чате или электронным письмом), каждый работодатель решает сам. Он также определяет, как работники будут отчитываться о выполненной работе, – это также прописывается в приказе о переходе на удаленку. Если сотрудник не исполняет свои обязанности и не отвечает работодателю в течение двух дней без уважительной причины, это может привести к увольнению.
Закон гарантирует, что, работая на удаленке, сотрудник получает ту же зарплату, что и при обычной работе. Право воспользоваться больничным у него тоже сохраняется. Удаленная работа не влияет на возможность работника уйти в отпуск. Он предоставляется так же, как и при обычных условиях. Все права во время отпуска у работника тоже остаются. У сотрудника, если этого нет в трудовом договоре, есть право выбирать, в какое время ему работать и когда делать перерыв, при условии, что рабочие часы полностью отрабатываются. В законе прописано также, что общение работодателя с сотрудниками входит в рабочую смену. Поэтому все деловые переговоры должны проходить в рабочее время.
Оксана Резник, заместитель генерального директора PR-агентства Comunica:
Несколько советов по переводу сотрудников на удаленную работу для руководителей.
Отвечает Вячеслав Дармин, юрист:
Источники