Стоит ли ловить двух зайцев сразу и хватит ли десяти рук, чтобы делать три дела одновременно? Разберемся, что такое многозадачность, и определим ее плюсы и минусы вместе с экспертом
Современный ритм жизни требует многозадачности. Поддерживать беседу с коллегой, вести рабочую переписку, отвечать подруге в соцсетях – мы привыкли делать все и сразу. Но работа в духе Юлия Цезаря, известного своим умением делать по три дела за раз, не только менее продуктивна, но и вредна для нашего здоровья.
Что такое многозадачность
Термин «многозадачность» изначально обозначал способность операционной системы компьютера выполнять несколько процессов сразу. Например, можно одновременно запустить видеоплеер и браузер или включить музыку и отправить на печать документ.
Но со временем это слово стало применяться и к человеческой деятельности. Под ним подразумевают одновременное выполнение нескольких дел или работу с быстрым и частым переключением между разными задачами.
Однако компьютер может иметь многоядерный процессор, способный проводить параллельные вычисления в разных потоках, а у человека мозг имеется в единственном экземпляре.
«У меня не десять рук!» – возмущается мама, которой нужно развесить свежевыстиранное белье, уследить за полуторагодовалым Петенькой, да еще и не превратить борщ в подгорелую овощную кашу. К сожалению, даже пяти дополнительных пар конечностей вряд ли хватило бы, ведь мозг-то остается всего один!
Внимание вопреки нашему желанию сосредотачивается на одном деле, оставляя второму лишь малую толику ресурсов. Например, можно одновременно смотреть телешоу и обедать, ведь жевание и глотание – это рефлексы, о которых можно особенно не задумываться. Но если вы попытаетесь сфокусироваться на еде, ее вкусе и аромате, слова ведущего, скорее всего, пролетят у вас мимо ушей.
Рутинные процессы вроде сбора ягоды и мытья полов не отвлекают от прослушивания аудиолекции только до тех пор, пока выполняются автоматически. А стоит ягоде оказаться на высокой ветке, до которой вы сразу не сможете дотянуться, а следам от собачьих лап расположиться вместо линолеума на пушистом ковре – часть лекции пролетит совершенно незаметно.
Даже наслаждаться ароматом свежесваренного кофе лучше в одиночестве и тишине, а не в компании самой любимой, но болтающей без умолку подруги.
Полезная информация о многозадачности
Многозадачность – термин из мира компьютеров
Но сейчас используется и в разговорах о работе.
Многозадачность у многих вошла в привычку
Нам привычно сразу же прочитать сообщение в мессенджере или поднести ко рту чашку кофе, пока другая переключает раскладку клавиатуры.
Многозадачность ассоциируется с эффективностью
Даже само слово дает ощущение, что выполнено «много задач», хотя это и не всегда так.
Плюсы многозадачности
О феномене многозадачности можно спорить много. Для формирования собственного мнения выделим плюсы и минусы и начнем с положительных моментов.
Переключение между разноплановыми задачами позволяет мозгу отдохнуть и после перерыва взяться за работу с новыми силами. Поэтому в школах есть перемены, а в некоторых компаниях устраивают физкультминутки для сотрудников.
Каждая завершенная задача, пусть даже самая мелкая, вызывает выброс гормона дофамина. «Ух ты! Я прочитал письмо от коллеги и даже ответил на него, отлично!» – думает мозг и поощряет организм порцией гормона радости и удовлетворения. Поэтому человек подсознательно стремится переключиться с большой и сложной проблемы на парочку крохотных дел, ведь их можно быстро выполнить и почувствовать себя молодцом и трудягой.
Многозадачность позволяет работать без пауз, заполняя перерывы в одном деле другими: пока на компьютере идет формирование квартального отчета, бухгалтер Катенька может побежать в приемную за кофе. А за время работы кофемашины обсудить с секретарем Леночкой увольнение дворника, подписать заявление на отпуск и отчитаться перед пробегающим мимо начальником о невыполнении менеджером Пупкиным плана по продажам.
Отвлечение на проверку полученного сообщения удовлетворяет любопытство, которое не дает сосредоточиться на текущей задаче. А вдруг там что-то важное в чате написали, например что рабочий день закончится на три часа раньше в связи с отъездом директора? Нет? Ну ладно, тогда можно снова заняться подсчетом зарплаты сотрудников.
Минусы многозадачности
А вот какие минусы несут в себе попытки погони за двумя, а то и тремя зайцами сразу.
При выполнении нескольких дел одновременно внимание становится раздробленным: мозг думает то об одном, то о другом, а не о двух потоках информации сразу.
«Пока вы читаете или пишете электронное письмо, вы НЕ слышите, что говорится в телефонной конференции, – пишет доктор медицины Тео Компернолле в книге «Освободи мозг. Что делать, когда слишком много дел». – Людей с раздробленным вниманием определить очень легко. Обычно они повторяют уже заданные вопросы или говорят то, что было сказано всего минуту назад».
То, что было пропущено во время переключения на другую задачу, заменяется догадками или ложными воспоминаниями. Ведь неприятно признаваться даже самому себе, что вы пропустили часть разговора. Вот мозг и научился заполнять пробелы выдумками, лишь бы не печалиться.
В режиме многозадачности бывает сложно запомнить все, что происходит. Например, если во время разговора отвлечься на сообщение в мессенджере или соцсети, через пару часов будет сложно с уверенностью сказать, из какого источника вы узнали информацию. То ли она была услышана, то ли прочитана в ленте.
Частое переключение между задачами создает ощущение постоянной гонки: еще первое дело не выполнено, а уже необходимо браться за второе, да и третье на подходе! С каждым разом негатив накапливается, что приводит к постоянному стрессу. А он, в свою очередь, провоцирует выработку гормона кортизола, который тормозит все: от скорости обучения до роста мышц. Так что пытаться подкачаться к лету или выучить второй язык, постоянно переключаясь между разными задачами, не выйдет.
Начало новой задачи оттягивает время завершения старой. То, на что хватило бы пары часов, в итоге выполняется за целый рабочий день или даже остается на следующий.
При постоянных прыжках с одного дела на другое повышается шанс сделать ошибку: мозг не успевает переключиться и вспомнить, что именно нужно делать. Знаете, почему художник никогда не станет пить чай во время рисования красками? Правильно, потому что обязательно либо в чай кисть макнет, либо глотнет из баночки, в которой эту самую кисть прополаскивает.
Как избавиться от многозадачности
Можно использовать несколько приемов, помогающих избавиться от многозадачности.
Выключите телевизор. Многие привыкли воспринимать телешоу как фон, под который удобно заниматься своими делами. Это не так — телепередачи отвлекают часть нашего внимания от основной работы, даже если мы не смотрим в экран, а только слышим звук.
Еда — это самостоятельный процесс. Отложите смартфон в сторону и сосредоточьтесь на вкусе. Это также поможет вовремя почувствовать насыщение и не переесть.
Закройте лишние вкладки в браузере. Интересное «на потом» можно сохранить в избранном. Заодно стоит убрать все ненужное как на экране компьютера, так на письменном столе.
Ведите списки и решайте по одной задаче за раз.
Попробуйте технику Pomodoro. Для этого нужно поставить себе таймер на 25 минут и посвятить их одной единственной задаче, не отвлекаясь ни на что другое. Эта техника, кстати, получила свое название от кухонного таймера в виде помидора, с помощью которого засекал время для учебы ее создатель Франческо Чирилло. Затем нужно устроить 5-минутный перерыв: можно проверить почту, ответить на сообщения или заварить чай. Раз в два-три часа такой плотной работы над проблемой устраивайте себе отдых на 15-30 минут.
это интересно
Soft skills
Разбираемся, что такое мягкие (или гибкие) навыки и как ими овладеть
Ольга Ёжкина, старший преподаватель Гуманитарного института Сибирского федерального университета, бизнес-тренер тренинг-консалтинговой компании Business and Business делится наглядным способом проверить умение многозадачности:
«На массовом мероприятии (тренинге или семинаре) нужно вызвать добровольца к доске и выдать ему два маркера разных цветов. Цель – одновременно левой рукой рисовать круг, а правой – квадрат. Идеально, естественно, не получается ни то, ни другое. Все дело в том, что в фокусе всегда только одна задача. Можно проверить себя и дома, вооружившись листом бумаги и двумя ручками, пусть даже они обе будут синими. Достаточно попытаться одновременно изобразить круг и квадрат на листе бумаги».
Популярные вопросы и ответы
Отвечает Ольга Ёжкина:
Чем вредна работа в режиме многозадачности?
Многозадачность зачастую появляется при работе с людьми, ведь они непредсказуемы, это не машины или детали. Это не платье, которое ты кроишь или шьешь. Там всегда присутствует элемент форс-мажора и случайности. В итоге часто выходит, что суеты много, а результата мало.
Но самое, на мой взгляд, печальное – то, что при таком режиме обычно не хватает времени на важные, но несрочные дела. Это все, что связано с нашим ростом, планированием, обучением. Таким образом, человек топчется на месте, а добрый задел на будущее не получается: всегда какая-то текучка, и на собственное развитие времени не хватает.
Какие есть примеры многозадачности в работе?
С многозадачностью связаны все виды руководящей деятельности и работы с людьми, например рабочий день заведующей аптекой. Она пришла и с утра запланировала составить отчет. Это аналитическая задача, требующая спокойствия, тишины и вдумчивости. Она открывает файл, но здесь к ней прибегает сотрудница и говорит, что ее коллега сегодня не выйдет на работу из-за болезни ребенка. Значит, заведующая бросает отчет и начинает решать вопрос с кадрами: обзванивает сотрудников, договаривается, обсуждает. Вопрос еще может быть не решен, но срочно нужно выйти в торговый зал, потому что там скандалит клиент. Он не доволен чем-либо в обслуживании и требует персонального внимания.
Рабочий день в таком случае непредсказуем: можно лишь примерно предполагать, какие дела нужно выполнить. Но по факту ты будешь не просто делать задачу, а переключаться с одной на другую. Нужно уметь быстро оставлять одну проблему, включаться в другую, потом возвращаться к первой, и так далее.
Зачем нужна многозадачность?
Исходя из примера с заведующей, можно сказать, что уметь трудиться в режиме многозадачности полезно руководителям и тем, кто работает с людьми. Развитие этого навыка поможет быстро лавировать между неожиданно появляющимися срочными задачами, не теряя из виду заранее запланированное. Но все же в некоторых случаях необходимо применять прием «Помидор». В течение 25-30 минут вас никто не трогает, даже в самых экстренных ситуациях, и вы погружаетесь в проблему, ни на что не отвлекаясь.