Как побороть синдром самозванца и страх белого листа, как создать портфолио и где искать заказчиков – практические советы, как стать копирайтером с нуля в 2025 году и зарабатывать на этом деньги
Профессия копирайтер сегодня на пике популярности. Хорошая оплата труда, удаленная работа и возможность регулировать объем занятости привлекают многих. Мамы в декрете, бывшие офисные работники, учителя и представители многих других направлений стремятся освоить копирайтинг. Но любая профессия требует обучения. И если вы сделали выбор и задались целью стать копирайтером, вам предстоит приложить немалые усилия.
Кто же такой копирайтер и что входит в его профессиональные обязанности? В прямом переводе с английского языка copy writer – это «автор текстов». По сути, это и есть основная работа копирайтера: писать тексты. Требоваться они могут для сайтов, социальных сетей, рекламных материалов, почтовых рассылок: копирайтер-профессионал должен уметь писать для любой задачи так, чтобы «зацепить» читателя.
Важно не путать копирайтинг с журналистикой. Конечно, копирайтеры могут писать и о событиях, но все же основная их работа состоит в создании продающих материалов. Даже корпоративное мероприятие заказчика профессионал-копирайтер опишет так, что репортаж сыграет на руку бренду и привлечет будущих покупателей.
Как и в любой другой профессии, в копирайтинге есть своя терминология, и новичкам бывает сложно понять бывалых профи. Хотите всегда иметь под рукой мини-шпаргалку, которая поможет не запутаться в терминах? Сохраняйте себе нашу таблицу.
Термин | Пояснение для копирайтера с нуля |
---|---|
Бриф | Вопросы для заказчика: они помогут собрать всю нужную для создания хорошего текста информацию |
Целевая аудитория (ЦА) | Ваши потенциальные читатели, те, для кого предназначена статья |
Tone of voice (ToV) | Стиль, тон повествования: выбираем в зависимости от ЦА |
Лид | Первый абзац статьи: благодаря ему читатель должен захотеть читать ваш текст |
Уникальность текста | Процент статьи, который не совпадает с другими текстами: уникальность дословной цитаты – 0%, уникальность новой фразы – 100% |
Профессия копирайтер не такая простая, как многие считают. Оказывается, одних знаний правил русского языка здесь недостаточно: тексты строятся по моделям, а заказчики требуют опыт и ссылки на готовые статьи. В голове сумбур. С чего начать обучение, где взять опыт и как заработать свои первые деньги в копирайтинге? Об этом подробно расскажет наша пошаговая инструкция.
Это первый шаг, который определит будущее копирайтера. Начинающий специалист может часами просматривать вакансии, но так и не решиться написать заказчику. Сомнения в собственных силах, боязнь не оправдать ожидания, такой популярный сегодня «синдром самозванца» – все это мешает преодолеть внутренний барьер и взяться за работу. Не заглядывайте в будущее, а лучше сконцентрируйтесь на том, что вы можете сделать сейчас и какие ресурсы помогут вам в решении задачи. Посмотрите на ситуацию широко и осознайте, что все страхи и сомнения – это всего лишь фантазии и иллюзии, которые не имеют ничего общего с реальностью. Даже если вам откажут раз, другой, третий, спустя какое-то время вы все равно найдете своего заказчика. А вот не попробовав, не найдете его никогда.
Мы живем в замечательное время, когда найти нужную информацию становится делом нескольких секунд. Все знания, которые вам понадобятся, уже есть на сайтах, блогах, форумах, курсах и тренингах. Познакомьтесь с работами таких гуру копирайтинга, как Максим Ильяхов, Денис Каплунов, Даниил Шардаков. Изучите принципы написания текстов, стратегии воздействия на покупателей, познакомьтесь с понятием «психологические триггеры». Выбирая курсы, обратите внимание на наличие в них обратной связи. Написать текст может каждый, а вот указать на ошибки, определить сильные и слабые стороны поможет только опытный наставник. И помните: обучение не должно перерасти в фанатичное поглощение информации. Все книги и ресурсы нужно изучать параллельно практике.
Даже если вы учитесь не на курсе, а по отдельным статьям и видео – пытайтесь писать. Придумывайте задачу и пишите: статью про вашу любимую булочку из ближайшей пекарни, пост для социальной сети знакомого магазина. Пусть эти тексты увидите только вы, но это уже будет копирайтерский опыт.
Один из важнейших навыков хорошего копирайтера – умение определять целевую аудиторию. Согласитесь, статья о маркетплейсах, предназначенная для молодых мам, и материал на ту же тему для мастеров рукоделия будут сильно отличаться. Первым интересно, как найти самые дешевые товары для малышей, а вторым – узнать, как можно продать свои творения. Создавая каждый новый текст, в первую очередь пытайтесь понять, для кого вы его пишете. А уже потом думайте, о чем писать, что может быть интересно вашему читателю.
Не бойтесь приручать новые технологии! Какими бы ни были требования вашего потенциального заказчика относительно текстов, сгенерированных с помощью нейросетей, их применение можно и нужно освоить. Ведь совершенно необязательно просить у искусственного интеллекта создать готовый текст. ИИ может помочь составить структуру статьи, подобрать ключевые слова, найти необходимые источники фактов или даже просто проверить ваш готовый материал на наличие орфографических и пунктуационных ошибок. Да и с картинками поможет, а красивое изображение еще ни одной статье не вредило!
Каким бы ни был сложным копирайтинг, в сети множество сервисов, которые делают эту работу намного более удобной и продуктивной. Заведите в браузере отдельную группу закладок и добавляйте туда полезные сайты: сервисы проверки орфографии, порталы для поиска экспертов, онлайн-версии словарей и справочников. Могут пригодиться сайты по поиску синонимов, онлайн-калькуляторы и прочие, на первый взгляд, довольно простые, но очень существенно облегчающие и ускоряющие работу ресурсы. И очень удобно, если они всегда под рукой и не надо каждый раз искать нужный сайт через поисковик.
Своих самых первых заказчиков вы сможете найти на биржах по копирайтингу. Не претендуйте сразу на дорогие заказы. Начните с простого рерайта, описания товаров, составления отзывов и комментариев. Ваша задача на этом этапе не заработать денег, а потренироваться, найти свой стиль, понять, на какие темы вам нравится писать, а какие лучше не брать в работу. Постепенно переходите к написанию продающих текстов.
Все первые работы сохраняйте и с согласия заказчиков помещайте в портфолио. Именно этот документ наглядно отобразит ваши навыки в копирайтинге. В портфолио можно добавлять не только готовые тексты, но и ссылки, по которым они размещены, а также отзывы заказчиков. Плюсом будет наличие кейсов, которые покажут решение конкретных задач с помощью ваших текстов. Не забывайте обновлять портфолио, так как первые работы, скорее всего, будут хуже по качеству.
Главный недостаток бирж – это низкая оплата труда. Именно поэтому, набравшись опыта и составив портфолио, можно покинуть посредников и искать клиентов самостоятельно. Тут есть несколько вариантов. Первый – это мониторить вакансии на сайтах по трудоустройству. Сюда же отнесем объявления в тематических группах и каналах в социальных сетях и мессенджерах. Второй вариант – обратиться в SMM-агентства, которым часто нужны копирайтеры. Такие агентства также станут для вас посредниками, однако заработать там удастся намного больше, чем на биржах. И третий способ ворваться в мир копирайтинга – это просматривать сайты различных компаний и оценивать продающие тексты на них. Выделяйте недочеты и отправляйте владельцам компаний коммерческие предложения, в которых объясняйте, что их бизнес теряет прибыль из-за ошибок в создании контента. Далее предлагайте свои услуги, описав свое решение проблем.
Недостаточно просто писать хорошие тексты. Копирайтер – это профессия, которая требует постоянного развития. Учитесь создавать прототипы посадочных страниц, составлять письма для воронок продаж и e-mail-рассылки. Помните, что на универсальных копирайтеров спрос очень велик. Особенно это касается больших проектов, таких как запуск курсов или создание оригинальных концепций для компаний. Чем больше у вас навыков, тем выше шанс найти действительно высокооплачиваемую работу.
Это последний шаг, который оправдает все силы, затраченные на предыдущих этапах. Теперь у вас наработана целая база клиентов. Компании обращаются к вам снова и снова, а информация о вас разлетается по сарафанному радио. Настало время самому выбирать заказчиков и фокусироваться на интересных и дорогих проектах. Не стесняйтесь повышать цены даже для тех, кто с вами давно работает. Если вы действительно хороший специалист с большим количеством кейсов в портфолио, с вами не захотят расставаться. А если все еще есть сомнения, то перечитайте первый шаг.
Екатерина Лаговиер, копирайтер-фрилансер:
Главное – не выбирайте копирайтинг из-за кажущейся легкости работы. До того как стать копирайтером, я окончила журфак: это были пять лет увлекательного и легкого обучения. Позже я побывала на иркутском радио, работала в телекомпании, в новостях и журналах. Но когда-то и я боялась белого листа, хотя писала контент для кирпичного завода еще до появления понятия SMM в России и отрабатывала негатив для музея на полигоне твердых отходов, который через шесть месяцев стал известным «Музеем на Свалке».
Отвечает Екатерина Лаговиер: