Считается, что скорочтение помогает усваивать большой объем текстовой информации. Но полезно ли скорочтение для детей и как развить этот навык, занимаясь дома, – поговорили об этом с экспертами
Если у вас есть рекомендации и дополнения по материалу, вы можете отправить их на почту edu@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).
Скорочтение очень помогает взрослым, которые по работе ежедневно имеют дело с большим объемом информации. Студенты вузов и колледжей, читающие быстрее остальных, эффективнее готовятся к зачетам и экзаменам, легче находят нужный материал для рефератов, курсовых и дипломов.
Скорочтение для детей напрямую связано с успеваемостью по предметам. Читая осознанно и быстро, ребенок тратит меньше времени на домашние задания, а когда учиться просто, повышается интерес к учебе и растет самооценка. Методика освоения быстрого чтения включает занятия под руководством преподавателя и самостоятельные тренировки. При этом темп обучения и конкретный набор упражнений необходимо подбирать под возраст, уровень подготовки и мотивацию ребенка.
Существует три типа чтения – мысленное проговаривание слов, чтение вслух и самое быстрое зрительное чтение, то есть чтение про себя. Старшие дошкольники и первоклассники обычно читают 25-40 слов в минуту, ученики 2 класса 40-60 слов. Нормы чтения в 3 классе – 60-80 слов, в 4 классе – 80-120 слов, а в 7-8 классе – 130-160 слов.
Средняя скорость чтения у взрослых – около 200 слов. Опытные читатели могут прочитывать 280-350 слов в минуту. Скорочтение – полезный навык, помогающий быстро усваивать информацию из текста при скорости чтения в два-три раза выше нормы, то есть 500-600 слов в минуту. Скорочтению можно научиться – для этого есть специальные упражнения.
Цель скорочтения | Оптимизация процесса усвоения текста. Человек учится воспринимать более крупные блоки информации, систематизировать и запоминать прочитанное. |
Понимание текста | Нет никакого смысла в быстром механическом чтении. При скорочтении важно понимать прочитанный материал не менее чем на 50-75%. |
Возможности скорочтения | Без тренировки глаза останавливаются на одной строке 12-16 раз, а при скорочтении 2-4 раза. Взгляд обычного человека охватывает 1-2 слова одной строки, а быстрочитающий видит 33-83 слова в нескольких строках. |
Какие методы развивают скорочтение | Упражнения на концентрацию внимания, для устранения «регрессий» – возвратных движений глаз, на расширение поля зрительного восприятия, развитие памяти, поверхностное чтение и подавление субвокализации – внутреннего проговаривания читаемого текста. |
Где учат скорочтению | Ребенок может заниматься очно – в школе или на курсах, онлайн и дома, под руководством родителей. |
Чтобы развить умение быстро читать, используются специальные методики. Собрали самые эффективные упражнения, которые удобно выполнять дома вместе с ребенком.
Совместное чтение позволяет от занятия к занятию повысить скорость у самых маленьких читателей и учит их не возвращаться глазами к прочитанному. Вначале ребенок читает вслух фрагмент текста, а родитель водит пальцем, карандашом или указкой под строчками. Постепенно взрослый увеличивает темп движений, побуждая ребенка читать быстрее. Тренируясь регулярно, маленький читатель может достичь хороших результатов при чтении вслух и про себя.
Одна из причин медленного чтения – незначительный угол зрения. Чтобы расширить охват текста, применяют специальные пирамиды с цифрами, слогами и словами. Наверху таких пирамид угол охвата небольшой, а к основанию сильно расширяется. Ребенка учат смотреть в центр, двигать взгляд сверху вниз, прочитывая слоги (слова или цифры), написанные по краям.
Несложное, но крайне полезное упражнение на концентрацию внимания. Вы просите ребенка отыскать в тексте слова, начинающиеся с одной буквы, например, «б». Можно искать определенное слово или целую фразу. Чтобы глаза юного читателя меньше уставали, лучше брать тексты, написанные крупным шрифтом.
Внутреннее проговаривание слов сильно сказывается на скорости чтения. Для тренировки беззвучного чтения научите ребенка команде «Губы!» Услышав ее, он перестает читать вслух, подносит палец к губам и дальше читает про себя. Можно занять детский рот, поставив рядом миску с орешками. Чтению без использования артикуляции помогают ритмичная барабанная дробь пальцами по столу и ненавязчивый музыкальный фон.
Чтобы развить речь и повысить темп чтения, найдите любимое детское стихотворение. Пусть ребенок прочтет его несколько раз, стараясь увеличить скорость, насколько возможно. Сначала вслух, а потом про себя.
Ольга Семенова, старший методист по русскому языку и литературе домашней школы «ИнтернетУрок»:
Скорочтение – это метод быстрого чтения с высокой степенью понимания и запоминания прочитанного. Владение этим методом позволяет эффективнее учиться, быстро готовиться к экзаменам и более рационально распределять свое время. Нужно сказать, что настоящим скорочтением, то есть сверхбыстрым чтением со скоростью свыше 500 слов в минуту и высокой степенью усвоения информации, люди овладевают не ранее подросткового возраста, имея соответствующей уровень развития внимания, памяти, мышления, воображения и восприятия.
Когда мы говорим о курсах скорочтения для детей, то подразумеваем развивающие занятия для формирование высших психических функций, которые помогут ребенку любого возраста стать грамотным читателем, а в будущем овладеть и скорочтением. Методики разрабатываются психологами, нейропсихологами и педагогами и включают не только упражнения, ориентированные на совершенствование техники чтения. Например, сенсомоторные упражнения — двигательные, артикуляционные — помогают детям стать более внимательными, собранными и сообразительными, развивают их память, причем разные ее виды.
Такие занятия включают в себя расширение сферы общих знаний, повышение эрудиции и обучение приемам рациональной работы с информацией. Это нужно для понимания, в каких ситуациях какой вид, алгоритм чтения и прием запоминания информации лучше применить.
Программы курсов скорочтения составляются с учетом возраста ребенка. Важно, чтобы педагог был квалифицированным, компетентным, придерживался научного подхода к развитию высших психических функций и обучению чтению. Высший пилотаж — когда каждое упражнение логично интегрируется в сценарий занятия, представляющее увлекательное воображаемое путешествие, квест, игру, в ходе которых ученики проходят какие-то испытания, узнают что-то новое, овладевают каким-либо из необходимых умений.
Фариша Князева, преподаватель литературы в онлайн-школе «Умскул»:
— Безусловно, обучение скорочтению поможет ребенку быстрее усвоить информацию и успешно использовать ее в учебе, но не стоит вынужденно учить читать дошкольников. Лучше отложить это на более поздние годы, когда ребенок, немного повзрослев, уже пойдет в школу.
При обучении скорочтению стоит рассмотреть возможность индивидуального подхода. Оптимальные занятия требуют 15-30 минут два раза в неделю. Они могут быть построены следующим образом: дыхательные упражнения, речевые упражнения, упражнения на чтение слов, слогов и различных специальных текстов.
Советы родителям, чьи дети будут учиться или учатся скорочтению. Первый класс — лучшее время для того, чтобы дети научились читать. Читайте вместе с ребенком дома. Хорошая практика дома еще больше улучшит успеваемость в школе. Мозг нужно тренировать. Занимайтесь понемногу, но каждый день. Получая удовольствие от занятий и удовлетворение от результатов, ваш ребенок будет стремиться читать быстрее, а затем полюбит чтение и станет более уверенным в себе.
Сделайте результаты видимыми. Изучайте новые скороговорки. Читайте ребенку перед сном и никогда не сравнивайте его с другими. Избегайте чрезмерной нагрузки на ребенка, чтобы не испытывать многих трудностей в развитии чтения. Всегда чередуйте упражнения и не забывайте практиковать дыхательные разминки.
Сделайте перерыв на физическую активность в середине занятия, а затем смените вид деятельности. Сочетание усердного чтения с периодами отдыха поможет ребенку достичь лучших результатов. Хвалите успехи вашего ребенка и мотивируйте его учиться читать быстро, чтобы он мог открыть для себя новые возможности.
Отвечает Сергей Алексеевич Абрамов, научный руководитель образовательного портала «Единый урок»