Чувственное восприятие раскрашивает нашу жизнь яркими красками – без музыки, вкусов, ароматов и прикосновений она была бы тусклой. Сенсорное развитие детей начинается с раннего возраста, и важная роль в нем отводится родителям
Сенсорное развитие – это процесс взаимодействия органов чувств ребенка с окружающим миром, в результате которого формируется его понимание собственных ощущений. Так дети учатся получать информацию о среде вокруг них и правильно ее трактовать. Например, ребенок слышит звуки, и постепенно начинает идентифицировать их как музыку, голос или шум. Или ощущает что-то тактильно, и понимает: это мамина рука, а это капли дождя, а вот сейчас я глажу кошку. Аналогично это происходит со вкусами, запахами и визуальными объектами.
Сенсорное развитие начинается еще до рождения ребенка, во время формирования его нервной системы. Сразу после появления на свет ребенок учится реагировать на различные стимулы и познавать мир органами чувств. Например, он начинает различать цвета и формы, ощущать текстуру и температуру предметов, распознавать звуки и мелодии, ориентироваться в пространстве. Все это важно не только для чувственного опыта малыша, но и для его когнитивных способностей и эмоционального интеллекта. Сенсорное восприятие помогает развивать внимание, память, мышление, влияет на социализацию и коммуникативные навыки. Например, через зрительные и слуховые ощущения дети учатся понимать эмоции других людей и их невербальные сигналы.
Чтобы этот процесс протекал эффективно, а сам ребенок не испытывал дискомфорта от чрезмерной нагрузки, рекомендуется развивать сенсорные умения постепенно и нативно – лучше всего в игровой форме. При этом важно задействовать все органы чувств с разных сторон. Например, для слуховой стимуляции пойте ребенку песенки, разговаривайте с ним, включайте ему музыку и иногда мультфильмы, используйте в играх голос. Так он получает и узконаправленный опыт взаимодействия со звуками и знакомится с комплексным чувственным познанием. То же самое касается других каналов сенсорного восприятия: зрения, обоняния, осязания, вкуса и положения тела в пространстве.
Развитие чувственного познания начинается в перинатальном периоде | Новорожденные чувствительны к прикосновениям, тактильным ощущениям и движению. Они реагируют на легкие прикосновения к коже, тепло и холод, на нежные массажные движения. |
Воздействие на органы чувств способствует хорошей координации движений и развитию моторики | Раннее сенсорное стимулирование – массаж, игры с текстурами и формами, разнообразие ощущений – помогает развивать моторику и улучшает координацию движений. |
Сенсорные навыки позитивно влияют на когнитивные способности ребенка | Сенсорное развитие напрямую связано с интеллектуальными способностями – пониманием речи, логическим мышлением и памятью. |
Сенсорное стимулирование способствует формированию социальных навыков | Для детей с задержкой развития сенсорное стимулирование помогает взаимодействовать с людьми и получать навыки общения по возрасту. |
Дети с развитым чувственным восприятием легче справляются с тревогой и стрессом | Сенсорное развитие помогает детям улучшить свои эмоциональные навыки и легче выдерживать стресс. Например, ароматерапия или музыка помогает детям расслабиться и успокоиться. |
Чтобы нервная система ребенка и его интеллект формировались полноценно, родителям нужно участвовать в сенсорном развитии малыша. Мы собрали самые эффективные способы, которые помогут научить ребенка познавать мир через органы чувств.
От сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте зависит его понимание пространства, в это время закладывается связь между мозгом и зрением, слухом, обонянием, осязанием. Ребенок учится взаимодействовать с миром.
Для самых маленьких ребятишек чувственное развитие – это первый опыт взаимодействия с самыми привычными для нас предметами. Малыш впервые видит коляску, впервые облизывает собственные пальцы, впервые слышит урчание кота, и во всем этом родитель ему помогает. Без мамы или папы ребенок не узнает, как называются предметы, поэтому ваша задача – показывать ему даже самые обычные вещи и рассказывать, что это. Все это – его первый сенсорный опыт, который закладывает основы познания.
Игры с песком, глиной, камнями, кубиками помогают развивать сенсорное восприятие у детей. Ребенок на ощупь исследует текстуры, формы и размеры объектов и использует эти навыки в дальнейшей жизни. Он узнает на собственном опыте, например, как использовать песок и для чего он нужен. То же самое с камнями, водой, глиной – он понимает, какие они на ощупь и что из себя представляют.
Новая информация о цвете, консистенции красок, текстуре поверхностей запускает процесс идентификации объектов. Со временем ребенок начинает понимать, что значит слово «зеленый», а что – «жидкий». Все это способствует чувственному развитию. Пальчиковые краски интересны дошкольникам в любом возрасте начиная с года. Как показывает практика, даже семилетки охотно играют с тактильными красителями.
Есть много карточек для ребят разных возрастов – с изображениями животных, деревьев, грибов и более сложных объектов. Они называются карточками Домана по имени создателя. Их идея заключается в том, что дети быстро учатся и запоминают информацию, если она представлена в наглядной форме. Карточки содержат яркие изображения предметов с названиями. Детям показывают карточки, а они сначала повторяют за взрослым название предмета, а потом идентифицируют его сами. Так формируется его визуальная память.
Упражнения, в которых используются разные звуки, помогают установить контакт со слуховым восприятием у детей. Это может быть голос человека или мяуканье кошки, запись мычания коровы или гогота гусей, включенная музыка или игрушки, которые издают звуки, – на пользу пойдет все, что не пугает ребенка. Знакомя ребенка с каким-либо звуком, объясните, что это: «вот так мычит корова», «это стучат капли дождя». Так малыш учится воспринимать слуховые сигналы и соотносить их с информацией о внешнем мире.
Возьмите три предмета, попросите малыша отвернуться и уберите один из них. Когда ребенок повернется, его задача – понять, какого предмета не хватает. Со временем увеличивайте количество предметов и их сложность. Сначала это может быть апельсин, линейка и шапка – предметы с совершенно разными формой, цветом, текстурой. Чуть позже можно брать предметы со схожими параметрами, к примеру апельсин, помидор и яблоко. У всех предметов схожая форма, а вот цвет отличается. Так ребенок будет учиться распознавать объекты со схожими признаками.
У школьников сенсорное восприятие в большей степени уже сформировано, однако вовсе не лишним будет укрепить связь между мозгом и органами чувств, направив их развитие в нужное русло. Напомним, что чувственное познание, эмоции и интеллект сопряжены друг с другом. А значит, занимаясь сенсорным развитием ребенка, вы делаете вклад в его становление как личности.
Ориентация в пространстве неразрывно связана с сенсорным восприятием. Во время таких игр ребенок учится владеть своим телом, раз за разом получает сигналы органами чувств и привыкает ими управлять. Можно играть в прятки и догонялки или делать упражнения по типу «прикоснись левой рукой к правому уху», «закрой правой рукой левый глаз» – часто для подростков это веселый челлендж.
Это помогает развить сразу несколько сенсорных направлений – восприятие цвета, визуальных эффектов, пропорций и дополнительно тактильных ощущений. Картины по номерам, скетчинг и мастер-классы по живописи интересны и подросткам, и взрослым, поэтому можно совместить семейное времяпрепровождение с сенсорным развитием.
Когда ребенок решает логические задачи, находясь в новом пространстве, он получает опыт взаимодействия с незнакомой окружающей средой. Результат – отсутствие стресса в аналогичных ситуациях в жизни. Главное – выбирайте квесты соответственно возрасту ребенка и убедитесь, что они безопасны.
Опыт тактильных ощущений укрепляет связь с телом, он необходим даже детям в старшем школьном возрасте. От прикосновений близкого взрослого ребенок получает чувство безопасности, у него формируется здоровая нервная система, которая легче противостоит стрессам.
Это рай для органов чувств ребенка – здесь и слуховое восприятие, и тактильное взаимодействие с инструментом, и развитие пространственного мышления. Ребенок получает огромное количество чувственного опыта с заданной регулярностью. В результате формируются новые нейронные связи. Главное, чтобы ребенку обучение вызывало интерес и доставляло удовольствие.
Помимо сближения совместный поход на мастер-класс обеспечивает мощный вклад в чувственное развитие – причем не только для чада, но и для родителя. Сегодня вы печете итальянский пирог под руководством шеф-повара, в следующем месяце идете вместе в гончарную мастерскую, а на день рождения дарите сертификат на желанный для ребенка урок по вокалу. И польза, и удовольствие!
Антонина Николаевна Третьякова, психолог, доцент Финансового университета при Правительстве РФ:
Одна из самых больших проблем сенсорного развития старших дошкольников и младших школьников – развитие пространственного восприятия. Плохо освоенное соотношение «право-лево» приводит к тому, что при чтении дети могут делать ошибки, переставляя местами слоги или буквы, а при письме – зеркально изображать некоторые буквы или путать сходные по написанию буквы. Возникают трудности с освоением числового ряда, поскольку возрастание и убывание чисел тоже «ориентировано в пространстве», а с ними и проблемы с арифметикой.
На развитии пространственного восприятия нужно делать особый акцент, усиливать его. Сейчас им занимаются недостаточно, вероятно потому, что его необходимость не так очевидна, как усвоение форм, размеров, цветов.
Развитие пространственного восприятия стоит проводить комплексно. Вот на что нужно обратить внимание.
Ориентация в пространстве собственного тела. Можно делать упражнения по типу «прикоснись левой рукой к правому уху», «закрой правой рукой левый глаз» и подобные.
Ориентация в пространстве относительно собственного тела (справа от тела, вверху-слева) и ориентация предметов относительно друг друга. В качестве упражнений подойдут всевозможные вариации пряток. Можно диктовать поэтапно вслух маршрут к спрятанному предмету или рисовать «карту» с ориентирами.
Ориентация на листе. Пусть ребенок зеркально дорисовывает правые и левые половинки простых предметов (грибок, бабочка, листок), раскрашивает разными цветами объекты, которые по-разному ориентированы («летят», «бегут», «наклонились») в пространстве. Подойдут также слуховые диктанты по клеточкам. Желательно, чтобы в результате правильного выполнения диктанта у ребенка получалось осмысленное изображение: птичка, собака, лодочка.
Альбина Ахметовна Бесчасная, доктор социологических наук, профессор кафедры ГМУ РАНХиГС в Санкт-Петербурге:
В современном мире, когда ребенок зачастую «отгорожен» от реального мира экраном телевизора, компьютера, планшета или телефона, необходимость сенсорного развития возросла. Сенсорика – это ощущения, которые пропускают через себя органы чувств. Благодаря сенсорике ребенок постигает все богатство окружающего мира – оттенки красок, звуки песен птиц, ароматы цветов и многое другое. Психологи говорят, что чем разнообразнее ощущения, тем лучше развивается ребенок. Внимание, мышление, речь, эмоции, образы и понятия, которыми оперирует человек – все это результат прохождения сенсорного этапа развития. Дефицит же ощущений об окружающем мире формирует в ребенке отставание в развитии.
Для успешного и полноценного развития современного ребенка важно окружить его разнообразными предметами и игрушками, чтобы он мог свободно ими оперировать. Многие родители наверняка замечали, что самые любимые игрушки детей – это то, с чем постоянно взаимодействует взрослый. Поэтому для сенсорного развития ребенка можно покупать специальные наборы развивающих игрушек, а можно подойти к этому вопросу намного экономнее и дать возможность ребенку знакомиться с окружающим миром – в доме, на прогулке, на даче, в парке, не запрещая контактировать с ним, а, наоборот позволить собирать коллекцию разнообразных ощущений.
Отвечает Ильмир Такаев, психолог, участник разработкок психодиагностического теста для министерства экономического развития РФ: