Ребенок часто бывает рассеянным, и это не лучшим образом сказывается на учебе. Как развитие внимания у детей влияет на успеваемость в школе и что делать родителям, чтобы помочь ребенку стать внимательнее, — разбираемся с экспертами
Под вниманием понимается способность ребенка сосредоточиваться на каком-то предмете или действии. Оно начинает формироваться уже в первые месяцы жизни. По мере взросления усиливается и степени внимательности. Внешним проявлением здесь может быть напряженная поза, сосредоточенный взгляд малыша. Сразу видно, что он занят серьезным делом. Могут происходить и внутренние изменения в организме: учащаться дыхание и сердцебиение.
Результат недостаточно развитого внимания в детском возрасте — забывчивость, рассеянность, неусидчивость. Это может навредить ребенку в школе, поскольку ему будет сложно сосредоточиться на уроке, сконцентрироваться на решении учебных задач, да и речь учителя ему будет сложнее воспринимать. Чтобы избежать таких проблем, с ребенком нужно постоянно заниматься.
Внимание у ребенка развивается постепенно. На него оказывает влияние не только процесс обучения и воспитания, но и биологические факторы: наследственность и здоровье малыша. Выделяют следующие этапы в развитии внимания у детей.
Первый месяц жизни. У ребенка появляются реакции на свет, громкий звук, изменение температуры. Начинает формироваться непроизвольное внимание, навязываемое внешней ситуацией.
2-3 месяца. Ребенка привлекают предметы, непосредственно связанные с его жизнедеятельностью. Возникают первые признаки целенаправленного внимания, ориентированного на кормление и голос мамы.
6 месяцев. Возрастает продолжительность зрительного сосредоточения, однако у малыша внимание еще неустойчивое. Интерес быстро переключается с одного предмета на другой.
1 год. Появляются зачатки произвольного внимания, при котором ребенок использует волевые усилия для его поддержания. Большую роль здесь играют слова взрослых, обращенные к ребенку и помогающие ему концентрироваться на определенном предмете.
2-3 года. Произвольное внимание уже достаточно развито. Ребенка привлекает все большее количество разнообразных вещей и явлений. Наряду с произвольным продолжает формироваться и непроизвольное внимание.
4-5 лет. В этом возрасте ребенок уже внимательно слушает сказку, что говорит о достаточно устойчивом интересе. В развитии произвольного внимания помогают различные игры. Длительность игр постепенно увеличивается, а это является показателем роста уровня сосредоточенности.
6-7 лет. У ребенка уже формируется послепроизвольное внимание, которое объединяет в себе качества непроизвольного и произвольного внимания. В данном случае цель деятельности перемещается с результата на процесс выполнения, поэтому необходимость в волевых усилиях для сохранения внимания отпадает. Большую роль здесь играет речь ребенка.
Развитость трех видов внимания (непроизвольного, произвольного и послепроизвольного) является важным условием подготовки ребенка к учебе.
Устойчивость внимания | Это способность ребенка не переключать свое внимание, направляя его на определенный предмет или действие. |
Концентрация внимания | Настрой ребенка на определенный вид деятельности, в результате чего он не отвлекается на посторонние раздражители (звуки, шорохи). |
Сосредоточенность | Высшая форма концентрации внимания, связанная с его направленностью на важные для ребенка мелочи. |
Переключаемость | Способность малыша быстро переводить свое внимание с одного предмета на другой. |
Распределение внимания | Умение держать в поле зрения не один предмет, а несколько, что позволяет одновременно выполнять несколько дел. |
Объем внимания | То количество предметов или явлений, на которых ребенок может одновременно сосредоточиться. Как правило, это 4-6 предметов. |
Предметность | Это способность ребенка переводить свое внимание на конкретный предмета. |
Мы подобрали лучшие советы и упражнения, которые помогут развивать внимание у детей на разных этапах их взросления, начиная от дошкольного возраста и заканчивая старшими классами.
В детском возрасте особенно важно развивать произвольное внимание, поскольку именно оно является базовым при подготовке ребенка к школе. Занятия с детьми должны быть регулярными и строиться от простого к сложному.
Поставьте перед ребенком любой предмет, это может быть игрушка или ваза. И предложите малышу внимательно рассмотреть его в течение нескольких минут. Потом уберите предмет и попросите ребенка закрыть глаза и как можно более подробно описать вещь. Затем верните предмет на место и предложите малышу назвать пропущенные детали.
Для этого упражнения понадобится старая книга или журнал. Откройте любую страницу и попросите сына или дочь отыскать на ней все буквы «а» (это может быть любая буква). Зачеркните или подчеркните эту букву. Засеките время выполнения задания и проверьте результат. Хорошо, если ребенок пропустил не больше 3-4 букв. Скорость выполнения задания постепенно будет увеличиваться.
Возьмите лист чистой бумаги и напишите на нем названия цветов («белый», «зеленый», «красный») разными фломастерами. При этом цвет надписи и название не должны совпадать (например, слово «белый» пишем зеленым фломастером). Покажите лист ребенку и попросите его назвать цвета, которыми написаны слова. Малыш должен сосредоточиться не на слове, обозначающем цвет, а на цвете, которым оно написано.
Смысл игры заключается в том, чтобы правильно запомнить название частей тела. Встаньте с ребенком друг напротив друга. Назовите часть тела (например, «колено») и положите на нее свою руку. Малыш должен сделать то же самое. Затем назовите какую-либо часть тела неправильно, а ребенка попросите исправить вас, дав правильный ответ. Игра направлена на развитие произвольного внимания.
На листе бумаги нарисуйте квадраты и треугольники разного размера и цвета. Попросите ребенка изучить рисунок и найти одинаковые фигуры, выделить все квадраты и треугольники. Внимание здесь направляется на форму предмета, а не на его цвет или размер. Вместо фигур можно использовать изображения различных животных или цветов.
У старшеклассников в основном уже сформированы все три типа внимания. Вместе с тем выпускные экзамены в школе и вступительные экзамены в вузе предъявляют повышенные требования к уровню внимания молодых людей. Следующие упражнения помогут повысить этот уровень.
Задавайте своему сыну или дочке различные вопросы, например: «Ты опаздывал на занятия?», «Школьные учителя тебе нравятся?», «Ты любишь физкультуру?» и тому подобные. Задача старшеклассника избегать прямых ответов «Да» или «Нет». Каждый такой ответ считается ошибкой. Подросток учится внимательно следить за своей речью и находить такие словесные выражения, которые делают ее более гибкой и выразительной.
Эта игра тоже состоит из вопросов и ответов, и играть в нее можно всей семьей, особенно если есть несколько детей. Возьмите на себя роль ведущего и задавайте поочередно вопросы всем участникам игры. Основное условие — не использовать слова с какой-то одной буквой, например «а» или «в». Выбирайте простые вопросы из жизни школьника: «В каком классе ты учишься?», «В какой вуз собираешься поступать?», «С кем ты дружишь?» и другие. Вопросы нужно задавать быстро, долго раздумывать над ответом нельзя. Побеждает тот, кто при ответах произнес меньше слов с «запрещенной» буквой. Такая игра развивает у старшеклассников способность концентрировать и быстро переключать свое внимание.
На столе разложите различные мелкие предметы (карандаши, ручки, ластик в количестве 15-20 штук) и накройте их газетой. Затем уберите газету и попросите ребенка запомнить количество и расположение предметов. Отведите на это всего 30 секунд. Попросите его отвернуться и в это время уберите, переложите или замените несколько предметов. Задача подростка сказать, что изменилось: расположение, количество или набор предметов.
Это упражнение направлено на развитие у старшеклассников не только произвольного внимания, но и памяти. Участвовать могут несколько человек. Нужно запоминать названия городов в определенном порядке. Один подросток называет какой-то город. Второй должен повторить название этого города и прибавить новое. Следующий участник повторяет города в порядке их наименования, прибавляя еще один. Если кто-то пропускает название города или переставляет их местами, выбывает из игры.
Используйте художественные произведения из школьной программы. Возьмите классическое сочинение (рассказ, повесть, стихотворение, поэма, роман) и поставьте перед старшеклассником задачу назвать всех персонажей данного произведения. Чем больше он вспомнит героев, тем эффективнее будет упражнение. В этом упражнении развиваются все типы внимания, но особенно произвольное и послепроизвольное.
Если у ребенка по какой-либо причине возникает задержка психического развития, это сразу сказывается на его внимании. У таких детей резко снижается уровень зрительного произвольного внимания, нарушается концентрация, переключение и распределение внимания. В данном случае нужны специальные упражнения.
Ангелина Шестакова, доктор остеопатии с международной квалификацией, врач-невролог, эксперт в области здоровья человека
Детям с задержкой психического развития сложно концентрироваться и формировать свое внимание, нервная система легко возбуждается, могут наблюдаться речевые задержки. Зачастую такие дети труднее воспринимают задачи на слух. Важно не торопиться, нужно предлагать ребенку простые в выполнении задачи, подкрепленные образами.
Отводите на выполнение задание 5-10 минут и далее делайте перерыв с ребенком на 5 минут. Так ребенок накопит силы для следующего «рывка». Также стоит обратить внимание на сам процесс занятий, чтобы ребенка ничто не отвлекало и не раздражало.
Дипломированный психолог Ильмир Такаев рекомендует следующие игры и упражнения на развитие внимания у детей с задержкой психического развития.
Игра на запоминание. Покажите ребенку несколько предметов или картинок, затем спрячьте их и попросите назвать все, что он запомнил.
Игра на поиск отличий. Покажите две почти одинаковые картинки, которые имеют небольшие отличия. Ребенок должен найти все отличия.
Игра на нахождение скрытых предметов. Спрячьте предметы в комнате и попросите ребенка найти их.
Игры на осязание. Дайте ребенку ощупать различные предметы с закрытыми глазами и попросите его определить, что это за предметы.
Игры на нахождение предметов по описанию. Опишите ребенку предмет и попросите его найти его в комнате. Например, «Найди красную книгу на полке».
Чтобы развить игровое мышление, подойдут игры, головоломки и пазлы. Такие занятия могут помочь детям с задержкой психического развития улучшить свою концентрацию и внимание.
Ильмир Такаев:
Внимание — это психический процесс, который позволяет сосредоточиться на определенном объекте или задаче, игнорируя все остальное. Оно имеет несколько видов:
Для развития внимания у детей можно использовать такие и подобные им упражнения:
Ангелина Шестакова:
Вот что важно для формирования внимания.
Не предлагайте ребенку больше трех предметов или игр на выбор, иначе он теряется в многообразии.
Будьте последовательными в просьбах и не спешите (пришли с улицы — попросите разуться, только после просите помыть руки), иначе у ребенка формируется «каша» из просьб родителя.
Заранее предупреждайте ребенка о том, что вы скоро его о чем-то попросите («через 30 минут мы пойдем домой», «поиграй еще немного», «мне скоро будет нужна твоя помощь») — таких напоминаний до ключевой просьбы должно быть три. Так ребенок переключится постепенно с того, что ему интересно в данный момент.
Зрительное сосредоточение формируется у ребенка к первому месяцу жизни и первоначально длится 10-15 секунд. Смотрите ребенку в глаза, предлагайте один яркий предмет с шумом.
Если у ребенка есть нарушение внимания, то занятия надо проводить ежедневно, и первоначально не должны быть длительными. Начинайте с 5 минут и постепенно увеличивайте время.