Развитие творческих способностей у детей

Петь или рисовать, писать сказки или создавать кулинарные шедевры? Как понять, какой талант именно у вашего ребенка? Вместе с экспертами разбираемся, как развить творческие способности у детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей у детей. Фото: shutterstock.com
Анастасия Полищук Автор КП Екатерина Каширская Психолог, кандидат психологических наук Максим Франштейн Руководитель направления развития творчества онлайн-школы для детей и подростков Сергей Абрамов Научный руководитель образовательного портала

Творчество – неотъемлемая и, несомненно, важная часть жизни каждого человека. Оно дарит положительные эмоции, снимает стресс, позволяет поделиться с окружающими своими мыслями и просто выразить то, что на душе. Но как же научить маленького ребенка общаться с миром через творчество и не бояться проявлять себя? Вместе с экспертами мы расскажем, как успешно развивать творческие способности у детей разных возрастов – и младшего дошкольного и старшего школьного.

Особенности развития творческих способностей у детей

Для успешного развития творческих способностей у детей необходимо создать подходящие условия, и в первую очередь это касается комфортной, располагающей к творчеству атмосферы. Потребность к самовыражению существует у каждого человека, и нам достаточно только разрешить ребенку найти себя именно в той сфере, которая ему наиболее близка. Позвольте малышу попробовать все, что только можно, обязательно будьте рядом и вместе изучайте новые направления. Ведь творчество – это не только рисование и лепка, вполне вероятно, что для вашего малыша будет интереснее сочинять музыку, танцевать или даже готовить! Разнообразие занятий будет расти вместе с вашим ребенком: от самых простых поделок до занимательных сюжетных игр и многогранных изобретений. В процессе этих поисков вы и для себя наверняка найдете увлекательное хобби.

Однако не стоит забывать, что в творческих занятиях необходимо ориентироваться на возраст. Так, трехлетние дети часто еще плохо разговаривают или не говорят вовсе, поэтому не стоит играть с ними в сложные речевые игры, а ребенку 5-6 лет, скорее всего, уже не очень интересно будет лепить куличики в песочнице.

Полезные факты о развитии творческих способностей у детей

Детство – период наиболее активного образования нейронных связей в мозгеДети до 10 лет намного легче учатся новому, нежели взрослые, и проще осваивают незнакомые ранее направления творчества.
Дети потенциально намного свободнее в творчестве, чем взрослыеНа ребенка чаще всего еще не давят надуманные нормы приличий и косые взгляды случайных прохожих. Именно поэтому малыш может танцевать посреди тротуара, услышав веселую мелодию из припаркованного автомобиля, или лепить фиолетового слона с зелеными ушами, даже не пытаясь сделать его похожим на настоящего. Для дальнейшего развития творческих способностей очень важно сохранить эту внутреннюю свободу.
Далеко не всегда удается сразу определить, в какой сфере талантлив ваш ребенокКаждый человек нуждается в творческом самовыражении, но порой сложно сразу найти именно тот вид деятельности, который будет интересен ребенку, ведь простор для творчества в современном мире просто огромен. Узнать, в какой именно сфере талантлив ваш малыш можно, только попробовав все возможные направления.
Невозможно творить по инструкцииВсе занятия, предполагающие точное следование инструкциям: раскраски по номерам, сборка конструктора по готовой схеме, даже складывание поделок в технике оригами – это всего лишь развитие моторики. Творчество – это в первую очередь придумывание нового. Пусть раскраска будет обычной, из конструктора соберется невообразимая машина или даже совсем что-то непонятное, а из бумаги лучше склеить яркую аппликацию.

11+ способов развития творческих способностей у детей

Мы собрали для вас лучшие советы, которые помогут легко и успешно развить творческие способности вашего ребенка.

Пошаговая инструкция для развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста

Малышам от 3 до 5 лет сложно усидеть на месте и сосредоточиться на каком-то одном занятии, поэтому очень важно чередовать активности из следующих советов, уделяя каждой (согласно СанПиН 1.2.3685-211) не более 15-20 минут за раз. К тому же занятия должны быть достаточно простыми и интуитивно понятными, что позволит ребенку максимально проявить творческую свободу.

Лепите из пластилина

Лепка не только позволяет создать неповторимые поделки, но и развивает мелкую моторику, а она отвечает даже за зрительную память и координацию движений. Да и играть самостоятельно вылепленными игрушками намного интереснее. Можно использовать легкий пластилин, фигурки из которого застывают на воздухе и после высыхания не мнутся и не пачкают руки. Представляете, как интересно будет вместе рассматривать их, спустя месяцы или даже годы!

Рисуйте

Пусть малыш начинает с черкания карандашом по листу бумаги, используйте пальчиковые краски или специальные мелки, которыми можно рисовать на кафеле или стенке ванны во время купания. Любое рисование еще и отлично подготавливает маленькие ручки к последующему освоению навыков письма.

это интересно
Как научить ребенка рисовать
Советы по развитию художественного навыка в домашних условиях
подробнее

Танцуйте

Включайте ритмичную музыку и позвольте ребенку двигаться так, как ему хочется. Пусть вначале движения будут неуверенными и неуклюжими, но постепенно малыш научится слышать ритм и будет лучше управлять своим телом. А еще лучше танцевать вместе, ведь это здорово поднимает настроение.

Играйте с песком

Можно лепить куличики в песочнице во время прогулки или использовать формочки и кинетический песок дома. Накормите любимых плюшевых друзей песочным тортиком или сварите для них кашу из песка, камешков и цветочков.

Слушайте музыку

Пусть в вашем доме играют добрые детские песенки, которые малышу будет легко и приятно запоминать, не стесняйтесь петь или хлопать в такт мелодии вместе с ним. И не забывайте, что ребенку совершенно не важна чистота тембра вашего голоса и идеальное попадание в ноты.

Используйте подручные материалы

Много интересных дел можно придумать без специальных материалов, просто с тем, что есть у вас дома: складывайте башни из стаканчиков от йогурта, собирайте узоры из разноцветных крышек, стройте домики для игрушек и для себя из картонных коробок. Главное – не качество получившегося шедевра, а сам процесс придумывания того, как можно использовать тот или иной предмет.

Пошаговая инструкция для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

Ребята от 5 до 7 лет (согласно тому же СанПиН 1.2.3685-21) уже могут заниматься по 20-30 минут непрерывно, что позволяет перейти к новым активностям и видам творчества. К тому же к этому возрасту заметно расширяется словарный запас, и ребенок может не только сочинять собственные рассказы и сказки, но и воспринимать все более сложные литературные и театральные произведения.

Экспериментируйте с инструментами

Дети постарше уже могут рисовать не только карандашом или фломастерами, но и освоить смешивание красок, а лепить можно из глины или шарикового пластилина. Пусть ребенок попробует разные материалы и найдет именно то, с чем ему будет легче и комфортнее. В магазинах для творчества и интернете сейчас огромный выбор материалов разных ценовых категорий, и можно найти варианты для любого кошелька.

Посещайте пробные занятия в кружках

Отведите ребенка хотя бы по одному разу в максимальное количество доступных кружков: танцы, пение, рисование, лепка, кулинарные студии. Очень часто такие пробные занятия бесплатны или стоят недорого, но, скорее всего, уже после первого опыта вам станет понятно, интересен ли вашему чаду конкретный вид творчества, и стоит ли дальше двигаться в этом направлении.

Развитие творческих способностей у детей
Пусть ребенок попробует разные материалы и найдет именно то, с чем ему будет легче и комфортнее. Фото: Kelly Sikkema, unsplash.com

Посещайте культурные мероприятия

Сходите вместе в художественную галерею, на концерт или балет. Испытав яркие эмоции, ваш ребенок захочет и сам заняться определенным видом творчества. А такой радостный поход в цирк может стать отличным поводом попробовать себя в роли фокусника, клоуна или даже дрессировщика вашей домашней морской свинки.

Играйте в театр

Когда малыш уже достаточно хорошо говорит, можно устроить домашний театр: вспомнить любимую сказку, создать декорации, выбрать героев из имеющихся игрушек, слепить их из пластилина или самим стать актерами. Всего одна постановка для родных – а сколько видов творчества использовано. Да еще и придется запомнить слова – отличная тренировка памяти.

Придумывайте сказки

Любое творчество – это в первую очередь воображение и фантазия. И скрасить долгую дорогу, ожидание в очереди и прочие обычно скучные ситуации можно выдумыванием историй и сказок. Позвольте малышу самостоятельно выбрать героев и предложите рассказать, что с ними произошло. Главное – направляйте рассказ, но не сочиняйте его за ребенка.

Смотрите мастер-классы

В интернете огромное количество мастер-классов по любому виду творчества. Посмотрите с ребенком, как можно сшить игрушку или приготовить простые конфеты, как танцевать брейк-данс или плести из бумажной соломки. Важно контролировать время пребывания за экраном, но согласитесь, что мастер-классы намного полезнее большинства современных мультиков.

это интересно
Как научить ребенка читать по слогам
Проверенные и эффективные способы обучения чтению
подробнее

Советы для родителей детей любого возраста

Независимо от возраста детей, огромное влияние на развитие их творческих способностей оказывает поведение взрослых.

Наблюдайте за ребенком в моменты свободной игры

Малыши, на самом деле, всегда сами знают, чего им хочется в конкретную минуту. Родителю достаточно понаблюдать за ребенком в такие моменты, и он сам подскажет, в каком направлении его стоит развивать. Один готов часами малевать каляки на всем, что попадется под руку (да-да, и на стенах, если альбомы для рисования уже закончились), второй стучит чем попало по столам и батареям (вслушайтесь, как музыкально и ритмично), а третий начинает плясать, как только слышит что-то, хотя бы отдаленно напоминающее музыку.

Не заставляйте

Вы всю жизнь мечтали научиться играть на скрипке, но как-то не сложилось? Это печально, но совершенно не означает, что ваш ребенок обязательно должен стать гениальным скрипачом. Это ваша мечта, а малыш может быть абсолютно не предрасположен к музыке, его талант может лежать совершенно в другой сфере. Согласитесь, очень обидно, когда великий художник вынужден все время тратить на сольфеджио, а прекрасный кулинар – старательно кружиться в ритме вальса. Будьте готовы к тому, что талант ребенка будет не тем, на который вы рассчитывали. 

Направляйте, но не критикуйте

Все дети чувствительны к критике. И чем ближе критикующий взрослый, чем большим авторитетом он обладает для малыша, тем болезненнее воспринимается малейшая критика в творчестве. Постарайтесь сохранить при себе замечания по поводу непохожести пластилинового котика или нескладности сочиненной ребенком песенки, ведь даже фраза «какой ты молодец, но забыл сделать котику уши, а “конфеты” не рифмуются с “бабочкой”» будет обидной для маленького создателя, особенно если он не просил вас о помощи, а просто прибежал показать свое новое творение. Навык придет со временем, а неуверенность в себе может остаться на долгие годы. Гораздо лучше через пару дней предложить ребенку слепить котику сестричку или продолжить серию стихотворений. Малышу будет приятно, что вы помните о его поделках, а вы во время совместного творчества подскажете, куда прикрепить кошке уши и какое слово рифмуется с «конфетой».

Развитие творческих способностей у детей 1232
Сходите вместе на концерт или балет: испытав яркие эмоции, ваш ребенок захочет и сам заняться творчеством. Фото: Kazuo ota, unsplash.com

Начните с себя

Научитесь на время отключаться от взрослой серьезности и позволяйте себе рисовать каракули, петь забавные песни, танцевать и от души смеяться вместе со своим ребенком. Дети берут пример с родителей, и в семье, где взрослые не позволяют себе никаких проявлений самовыражения, дети тоже вряд ли смогут по-настоящему раскрепоститься и начать творить. Мы сейчас не говорим о том, что ребенка научат пользоваться красками и карандашами на уроках ИЗО или играть полонез на занятиях в музыкальной школе. Это всего лишь навыки, но не творчество в полном смысле этого слова.

Поверьте, во взрослом возрасте разрешить себе рисовать от сердца, а не так, как учат в художественной школе, и танцевать так, как движется тело, намного сложнее, если не заложить эту свободу в душу еще в детстве.

А если ребенок будет видеть, что его родители и другие близкие взрослые поют просто потому, что им этого хочется, пританцовывают во время обычных домашних дел или сочиняют пусть нескладные, но искренние стихи, то ему станет понятно, что творить можно и нужно. А найти, куда именно выплеснуть вдохновение, очень легко: сердце само подскажет и направит.

Лайфхаки и советы экспертов

Екатерина Владимировна Каширская, психолог, кандидат психологических наук, старший преподаватель и научный сотрудник департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ:

Вся личность человека в этом возрасте развивается в игре, поэтому не стоит «мучить» малыша раньше времени развивающими занятиями в формате урока, где все строго регламентировано по времени и есть конкретные задания, которые ребенок должен обязательно выполнить. Все это он наверстает в школе. 

Иногда взрослых может напугать излишняя фантазия ребенка: воображаемые друзья и разговоры с выдуманными персонажами выглядят странными и противоестественными, но на самом деле это один из важнейших показателей активности творческой мысли. Эти фантазии в дошкольном возрасте стоит поощрять. 

Очень важен диалог с ребенком. Чем больше вы задаете открытых вопросов, предполагающих рассуждения и развернутые ответы, тем сильнее развиваются творческие способности. Прекрасная практика «Новое хорошее» – делиться в конце дня тем, что сегодня порадовало или удивило вас и ребенка. Это учит замечать детали, развивает позитивное мышление.

Максим Франштейн, руководитель направления развития творчества онлайн-школы для детей и подростков Skysmart:

Не стоит путать занятия творчеством с ничегонеделанием: многие дети часами могут развлекать себя, если дать им блокнот и карандаши, но без помощи взрослых рисунки могут стать повторяющимися и однообразными, а творческое развитие застопорится. Нужно ставить все новые и новые креативные задачи, показывать способы проявить себя. Без участия родителей или преподавателей дети с этим не справятся.

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Сергей Алексеевич Абрамов, научный руководитель образовательного портала «Единый урок»

Какие задания и игры существуют для развития творческих способностей у детей?

Одним из самых популярных способов развития творческого мышления является игра в конструирование. Детям предоставляются различные материалы (кубики, конструктор, картонные коробки, бумага и краски), и они должны использовать эти материалы, чтобы создать что-то новое и уникальное. Это помогает развивать воображение и умение решать творческие задачи.

Также полезно предлагать детям различные задачи на рисование. Например, можно попросить ребенка изобразить свой дом, семью, любимого персонажа или просто то, что он представляет в воображении.

Как проходят занятия по развитию творческих способностей у детей?

Одним из наиболее популярных форматов занятий являются творческие мастер-классы, в которых дети учатся создавать проекты, используя разные материалы и техники. Например, мастер-класс по рисованию, созданию поделок из бумаги, лепке из глины. Детям могут предоставляться краски, кисти, ножницы, клей, карандаши. 

Кроме того, в процессе занятий участники могут играть в творческие игры, включающие создание историй и фантазий, импровизацию, ролевые игры и так далее.

Важно отметить, что занятия по развитию творческих способностей должны быть организованы таким образом, чтобы дети чувствовали себя в свободном пространстве для экспериментирования и работы. Это поможет почувствовать себя увереннее и развить творческий потенциал.

Какие есть уровни развития творческих способностей у детей?

Уровни развития творческих способностей у детей различаются в зависимости от их возраста, опыта и степени заинтересованности.

Этап экспериментирования. На этом уровне дети играют и экспериментируют со всем, что видят и к чему есть доступ. Они используют различные материалы, оборудование и инструменты, чтобы создавать что-то новое и уникальное.

Этап модификации. Дети начинают изменять и улучшать свои творческие проекты. Важно помочь понять, что совершенствование идеи может занять много времени и требует терпения и упорства.

Этап переноса. Дети могут использовать творческий подход в решении задач в школе, а также использовать свои способности в повседневной жизни.

Этап интеграции способностей в личность. Дети начинают видеть творчество, как неотъемлемую часть своей жизни.

Этап развития и расширения кругозора. Ребенок занимается более сложными проектами и ставит эксперименты с новыми, ранее не опробованными видами творчества.
  1. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202102030022
КП
Реклама О проекте