От милого гуления до витиеватых фраз – развитие речи у детей процесс сложный. Вместе с экспертами разбираемся, как помочь развить речь детям младшего дошкольного и старшего школьного возраста
Если у вас есть рекомендации и дополнения по материалу, вы можете отправить их на почту edu@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).
Ученые предполагают, что ребенок даже во время внутриутробного развития реагирует на звуки речи. Если будущая мама громко кричит или ругается, у плода может наблюдаться возбужденное состояние. С первых месяцев жизни младенец проявляет интерес к речи окружающих. Уже на первом-втором месяце ребенок различным образом реагирует на звуковые сигналы. Он может оживиться, начинать активно двигаться или же, наоборот, успокоиться, перестать плакать, если слышит ласковый голос мамы. Ребенок отвечает на слова улыбкой и поворачивает голову в сторону говорящего.
Вот почему так важно заниматься развитием речи с самого раннего возраста. Звучащее слово ведет к формированию всех высших психических способностей. Не случайно такие выдающиеся педагоги, как Л. Н. Толстой и А. С. Макаренко полагали, что основа личности человека закладывается в первые пять лет жизни. И значение речи здесь сложно переоценить.
На каждом этапе развития ребенок осваивает новые элементы речевой культуры. Медики и педагоги выделили возрастные нормы и речевые навыки, которые должны им соответствовать, чтобы становление личности шло без отклонений.
Первые 3 месяца жизни: гуканье, формирование гуления, преобладание гласных звуков (а, и, у), простые реакции на речь.
От 3 до 6 месяцев: активное гуление, разнообразие звуков, переход к лепету; появляется смех, как ответная реакция на действия взрослых.
С 6 по 9 месяц: лепет становится все более частым, возникают первые слоги (ма, ба, па, ня), которые начинают повторяться (ма-ма, ба-ба, па-па, ня-ня), отмечаются элементы звукоподражания.
С 9 до 12 месяцев: возникают односложные слова, формируется способность при помощи голоса передавать эмоции, понимать и совершать простые действия (дай, на, поцелуй маму).
1-2 года: дети произносят первые слова, которые становятся средством взаимодействия с окружающими, активный словарный запас увеличивается до 200-300 слов.
2-3 года: возникают простые фразы и первые предложения, словарный запас достигает 800-1000 слов, речь ребенка уже достаточно понятна окружающим.
3-4 года: предложения становятся все длиннее, их смысл усложняется, ребенок задает много вопросов, запас слов увеличивается до 2000.
4-5 лет: высказывания приобретают форму короткого рассказа, ребенок уже правильно отвечает на вопросы, может пересказать сказку, его речь часто имеет яркий и эмоциональный характер, так как он хочет рассказать окружающим о важных для него событиях.
6-7 лет: речь становится связной и логичной, используются сложные предложения, ребенок дает развернутые ответы на вопросы, у него уже большой словарный запас, может сравнивать предметы, пересказывать истории и сюжеты 40-50 предложениями. Все эти навыки необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Слуховое внимание | У ребенка развивается несколько видов слуха, в том числе речевой и музыкальный. Стремительное развитие речи может тормозить формирование музыкального слуха. Для гармоничного развития ребенка родителям следует включать для него музыку, напевать. |
Эмоциональное общение | Процесс формирования речи у детей во многом зависит от взаимоотношений со взрослыми. Если существует эмоциональный контакт, малыши старательно повторяют слова и действия родителей. Бедный эмоциональный фон препятствует речевому развитию. |
Моторное развитие | Речь тесно связана с моторикой. В процессе игры задействуются мышцы и органы чувств ребенка. Активно двигающийся малыш лучше развивается, в том числе и в речевом общении. |
Интеллектуальный рост | Ребенок может произносить фразы, непонятные родителям. Это не является показателем слабо развитого интеллекта: малыш стремится выразить свои желания имеющимся словарным запасом. Развитие мышления ребенка происходит в тесной связи с формированием речи. |
Различные виды общения | Речь возникает из потребности в общении. Чем больше малыш вовлекается в различные формы взаимодействия с другими людьми, тем легче и быстрее развивается его речь. |
Мы собрали для вас лучшие советы, которые помогут развить речь вашего ребенка.
У детей младшего дошкольного возраста формирование речи происходит особенно активно. Вот почему специалисты уделяют повышенное внимание именно этому периоду. Впереди малышей ждет школьное обучение, которое потребует достаточно высокого уровня развития речевой культуры. В этой связи можно предложить следующие эффективные упражнения.
Огромную роль играет наглядность – детям важно видеть, что происходит вокруг, и чем разнообразнее будет окружающий мир перед глазами, тем быстрее будет развиваться речь. Научите малыша наблюдать за предметами и явлениями вокруг – не просто смотреть, а обращать внимание на детали, пытаться словами описать увиденное. Совместный поход в магазин, прогулка в ближайшем парке, новая книжка и даже старая игрушка станут отличным тренажером речи – просто попросите ребенка рассказать, что он видит. Задавайте вопросы «что это?», «кто это?», «что делает?», «что с ним можно сделать?»
На прогулке обсудите с ребенком объекты и явления живой и неживой природы – посмотрите, как плавают утки на пруду в парке или как голуби клюют семечки, как идет дождь, светит солнце и так далее. Так ребенок научится не только наблюдать, но и заметно расширит словарный запас и получит первые природоведческие знания, которые впоследствии пригодятся для учебы в школе. К тому же это прекрасный способ сделать прогулку нескучной, привить интерес и любовь к природе.
Кроме простого наблюдения есть и специальные игры для развития речи у детей младшего дошкольного возраста. Попробуйте поиграть с ребенком в каждую из них – это не только полезно, но и может оказаться веселым занятием для всей семьи.
Разыграйте с ребенком в лицах сюжет литературного произведения (сказки, басни, рассказа). Для этого не нужно репетировать или заучивать роли наизусть, можно придумывать диалоги на ходу. Главное – сделать их эмоционально окрашенными (голосом, интонацией) и как можно более полными, а не односложными. В результате таких игр речь становится выразительной, а диалоги и монологи развернутыми. Благодаря театрализованным играм дети развиваются и эмоционально. Они знакомятся с чувствами и настроениями героев, осваивают их способы словесного выражения.
Покажите ребенку картинки с изображением домашней птицы – курицы, утки, гуся, цыпленка и так далее. Спросите, кто это, как называется птица. Затем – как эта птица кричит, «разговаривает». Эта игра учит правильно произносить звуки.
Игра учит малышей находить предмет по его признакам и описанию. Покажите ребенку несколько знакомых игрушек. Опишите одну из них и попросите ребенка отгадать, о какой игрушке вы говорили. Сначала назовите один-два признака. Если малыш не отгадал, дополните описание. Например, «эта игрушка круглая, как шар, и резиновая, хорошо прыгает, мы ею играем в футбол». Наверняка ребенок угадает и назовет мяч.
У детей старшего школьного возраста речь как навык уже давно сформирована. Теперь школьный курс русского языка направлен на развитие речевой культуры и совершенствование коммуникативных навыков. С этими задачами помогут справиться следующие упражнения.
Это упражнение отлично подойдет ученикам средней школы – 11-14 лет. Оно заключается в изменении форм слов – существительных, прилагательных, местоимений и глаголов. Это позволит лучше усвоить нормы русского языка и избежать ошибок в согласовании слов. Предложите просклонять существительные («человек», «родитель», «педагог», «облако», «речка») по падежам. Назвать формы глагола («бегать», «летать», «перемещать») в различных родах и числах. Произнести прилагательные («высокий», «красивый», «солнечный») в мужском, женском, среднем роде, в единственном и множественном числе. Упражнения выполняются вслух.
Это упражнение развивает логику, пространственное мышление и учит правильно трактовать слова в прямом и переносном смысле. Попросите дать собственное толкование известным пословицам и поговоркам: «Цыплят по осени считают», «Поспешай медленно», «Лес рубят – щепки летят» и прочим. После этого вместе обсудите верное значение. Задача со звездочкой – привести несколько сходных по смыслу пословиц.
Это упражнение тренирует дикцию и интонацию. Для старшеклассников подойдут классические пьесы. Текст нужно читать вслух, подражая голосам персонажей. Желательно имитировать женские, мужские и детские голоса.
Чтобы научить школьника оптимальному темпу речи, попросите делать логические интонационные паузы во время чтения. Для этого отлично подходят классические стихотворения. Чтобы было проще справиться с упражнением, попросите ребенка поставить знак «/» в местах логических интонационных пауз в стихотворении. Пусть поставит знак там, где, по его мнению, он нужен. После этого проверьте, исправьте при необходимости и обсудите со школьником правильный вариант. Попросите старшеклассника прочитать это же стихотворение с учетом всех логических пауз.
Чтение расширяет словарных запас школьников, знакомит их с различными грамматическими и речевыми конструкциями, обучает правильному произношению слов, повышает грамотность. Нужно читать не только про себя, но и вслух. Полезно не только читать, но и обсуждать: обмен мнениями повышает речевую культуру.
Существуют различные логопедические и неврологические отклонения: задержка речевого развития, непонимание обращенной к ребенку речи, отсутствие связной речи, нарушение произношения и другие. Такими проблемами занимаются специалисты – логопеды, дефектологи, неврологи. Но и родители могут помочь ребенку с помощью несложных игр и упражнений.
Эта игра развивает речевое дыхание. Постройте на столе подобие футбольных ворот из различных материалов (детские кубики, спичечные коробки). Мячами нам будут небольшие шарики из ваты. Попросите ребенка дуть на мяч и «забивать» голы в ворота. При этом следите, чтобы малыш не раздувал щеки на выдохе.
В результате этой игры развивается фонематический слух, способность различать сходные по звучанию звуки. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит какой-то определенный звук. Например, выбираем звук [н] и просим ребенка хлопнуть в ладоши, когда услышит его. Затем произнесите другие согласные звуки ([м], [л], [н], [п], [в]) и наблюдайте за выполнением задания. Обратите внимание, когда ребенок хлопает, при звучании какого звука, какие звуки он путает. Потом это можно обсудить с логопедом. В дальнейшем упражнение можно усложнить, выделяя нужный звук в слогах и словах.
Эта игра развивает силу голоса. Встаньте с ребенком лицом друг к другу. Бросьте малышу мячик и громко произнесите сочетание гласных звуков. Например, [яи], [оу], [ау], [ио]. Ребенок должен поймать мяч и повторить то же самое сочетание, но тихо. Затем роли меняются. Ребенок бросает мяч и произносит звуки громко, а вы – тихо.
Ангелина Шестакова, доктор остеопатии международного уровня, врач-невролог, эксперт в области здоровья человека
На сегодняшний день все больше родителей сталкивается с проблемами задержки речи у ребенка. Важно знать:
Для развития речевого аппарата используется специальный лого-массаж и упражнения.
Упражнение 1. Удерживайте язык ребенка салфеткой, другой салфеткой прижимайте края языка, пройдитесь так по всему его диаметру. Делаем осторожно, не залезая далеко, чтобы не вызвать рвотный рефлекс у малыша. Повторить три-четыре раза.
Упражнение 2. Просим ребенка провести языком по всей передней поверхности зубного ряда сверху и снизу, таким образом описывая круг языком. Важно помогать ребенку удерживать нижнюю челюсть, чтобы она оставалась без движения. Повторите по 12 раз по часовой стрелке и затем в обратную сторону.