Как происходит развитие памяти у детей и какие упражнения помогут научить ребенка легко и быстро запоминать информацию – советы психологов и педагогов в материале КП
Память – это способность запечатлевать, сохранять и в нужный момент узнавать и воспроизводить информацию: то, что человек видел, слышал, о чем читал. Память относится к базовым психическим функциям. Развитая память считается одним из критериев готовности ребенка к школе, влияет на успеваемость, является предпосылкой к разностороннему познанию мира. Поэтому все методики раннего развития включают в себя упражнения и игры, направленные на развитие памяти у детей. И это не только заучивание стихов. Есть много методов, которые подходят для детей разного возраста.
Память развивается уже с младенчества, хотя ребенок, конечно, этого еще не осознает. Уже с первых месяцев жизни малыш запоминает, как пахнет мама, как хорошо и безопасно на руках у папы, какая колючая борода у дедушки. Память малыша спонтанна, он запоминает и воспроизводит информацию без контроля со стороны сознания. В возрасте около полугода малыш начинает запоминать эмоции: если однажды он испугался собаку, то в следующий раз при виде ее может заплакать. До двух лет интенсивно развивается двигательная память, которая к концу первого года формирует у малыша готовность осваивать речь.
С двух до шести лет – период «почемучек». Дети активно интересуются окружающим миром и легко запоминают полученную информацию. Лучше всего усваивается яркая и интересная информация, преподнесенная в игровой форме. От шести до двенадцати лет долговременная память становится более качественной. Ребенок уже готов прилагать усилия, чтобы запомнить какой-то материал. С подросткового возраста память функционирует, как у взрослого человека, и развивается при получении новых знаний и использовании этого опыта.
Лучше всего дети запоминают информацию через тактильные ощущения | Если ребенок может пощупать, потрогать, поиграть с предметом, он лучше запомнит информацию о нем. Наглядный пример: можно 10 раз сказать, что утюг горячий, и это не будет иметь эффекта. Но стоит малышу один раз обжечься – он навсегда запомнит, что этот предмет лучше не трогать. |
Эмоционально окрашенные воспоминания сохраняются лучше | Исследования показали, что дети, выросшие в больших семьях, у которых был опыт взаимодействия со многими людьми, запоминают информацию лучше. Это связывают с тем, что в больших шумных семьях с ребенком больше взаимодействуют – члены семьи обращаются к нему, играют с ним. От этого малыш получает больше эмоций и, следовательно, больше воспоминаний. То же касается и негативных событий: развод родителей, смерть близкого родственника – любой стресс запоминается лучше. |
Анализ информации позволяет лучше запомнить ее | Если после похода в театр обсудить с малышом спектакль, спросить, какой герой больше всего понравился и почему, какие чувства были у него во время просмотра, то он запомнит культурный выход лучше. |
Двигательная активность влияет на память | Любые физические нагрузки, а особенно те, что проходят на свежем воздухе, стимулируют кровоток, усиливают кровоснабжение головного мозга, что благоприятно сказывается на способности запоминать информацию. Поэтому для здоровья и успешного развития детей так важны прогулки и занятия спортом. |
Большое количество мультфильмов может ослабить память | Частая смена картинок на экране перегружает нервную систему малыша, от этого внимание и память ухудшаются. Детям до двух лет нейропсихологи вообще не рекомендуют смотреть мультики, а после двух установить лимит – 2 часа экранного времени в день. При этом желательно, чтобы оно было разделено на небольшие отрезки: 4 раза по 30 минут лучше, чем один раз в течение двух часов. |
Развивать память можно в любом возрасте, но чем раньше, тем лучше. При этом для каждого возраста есть свои рекомендации. Мы собрали советы экспертов для развития памяти у детей разных возрастов.
Стремление к развитию и запоминанию заложена в нас от природы. Поэтому задача родителей детей до 7 лет – лишь немного помогать и направлять ребенка. Хорошая новость: ничего особенно сложного делать не нужно.
Ваша речь поможет ребенку не только быстрее заговорить, но и запоминать информацию. Даже если вам кажется, что младенец еще ничего не понимает, рассказывайте ему о том, что происходит вокруг: «Вот сейчас мама варит кашу, теперь кладет ее тебе в тарелку, дует, чтобы каша остыла. А потом мы оденем штанишки и курточку и пойдем гулять». Ребенок постепенно начинает понимать, о чем идет речь, запоминает последовательность, а позже и сам начнет воспроизводить действия и поправлять вас: «Нет, мама, сперва надеваем ботинки, а потом шапку».
Предложите малышу показать вам дорогу из дома до детского сада. Скажите, что он может идти немного впереди вас, а вы следуете за ним. Смена ролей всегда увлекает ребенка, позволяет ему чувствовать себя самостоятельным, а заодно тренирует память. Это работает и со взрослыми. Вспомните: когда вы сами едете за рулем, то запоминаете дорогу гораздо быстрее, чем когда сидите на пассажирском сидении.
Книги подобраны по возрасту не просто так. Потешки и легкие стишки могут иметь не так много смысла, но они легко запоминаются детьми, потому что предельно понятны. Когда ребенок становится старше, он может запоминать более сложные сюжеты, поэтому и книги становятся интереснее. Обязательно обсуждайте прочитанное: какой герой больше всех понравился, а как бы малыш поступил на его месте, хотелось бы ему оказаться в гуще таких приключений. Это не только позволит ребенку укрепить память, но и положительно скажется на ваших с ним отношениях.
Положите в ряд несколько предметов: машинку, плюшевого мишку, самолетик, куклу. Попросите ребенка отвернуться и уберите один из предметов. Ребенок должен угадать, какой предмет исчез. Постепенно можно усложнять правила игры: добавлять больше предметов или менять их местами и предлагать малышу восстановить верный порядок.
Заучивание стишка для утренника в детском саду не должно вызывать стресс. Если вы чувствуете, что злитесь, когда малыш не может запомнить строки, лучше поручите это другому члену семьи или воспитателю. Отношения с ребенком важнее. Чтобы выучить песенку, не обязательно выделять отдельное время и садиться за парту – просто включайте их в машине. Запоминание, как и любой другой процесс развития, лучше всего проходит в спокойной обстановке.
В старшем возрасте ребенок уже может запоминать информацию, используя силу воли. Но легче все равно запоминается то, что интересно, поэтому вместо обычной зубрежки обратите внимание на нестандартные способы тренировки памяти. И не забывайте про физиологию: питание, сон, отдых.
Часто в подростковом возрасте дети увлекаются гаджетами, общением с друзьями, идут в кровать с телефоном и засыпают лишь глубокой ночью. Важно, чтобы ребенок успевал восстанавливаться. Недосып – это стресс. А при любом стрессе все силы организма уходят на выживание. Ни о каком развитии в таких условиях речи не идет.
Даже если ребенку 15, его можно увлечь игрой. Просто подобрать ее нужно в соответствии с возрастом. На рынке сейчас есть множество настольных игр, которые помогают развитию памяти: «Кортекс», «Мемо». Даже в игре в «Мафию» нужно помнить, что говорил тот или другой игрок в предыдущих раундах, чтобы вычислить преступника.
Начните учить иностранный язык вместе с подростком. Устройте челлендж: каждый день учить по пять новых слов, делитесь за ужином кто что выучил. Можно договориться запоминать исторические даты, флаги стран мира или имена игроков сборной Франции по футболу. Предмет не так важен. Выбирайте то, что интересует подростка.
Не обязательно зубрить информацию. Придумывайте ассоциации. У мнемотехников есть прием, который позволяет запоминать имена людей в большой компании. Когда человек называет вам свое имя при знакомстве, сразу же мысленно «привяжите» его к известному вам человеку с таким же именем. Например, человек представляется: «Александр». Вы тут же про себя проговариваете «Пушкин». Теперь при взгляде на этого человека у вас автоматически будет всплывать фамилия известного поэта, и вы легко вспомните имя.
Чем больше вы нагнетаете, тем сложнее ребенку сосредоточиться и запомнить. Помогайте, если это необходимо, поддерживайте постоянно. Проветрить комнату, сварить вкусный ужин, предложить прогуляться – все это даст больше результата, чем постоянный контроль и нагнетание. Помните, что вы с ребенком не друг против друга, а заодно с ним против проблемы.
Детям с задержкой психического развития сложнее запоминать информацию, воспроизводить ее и использовать. И главное при работе с таким ребенком – понимать, что он не специально не хочет запомнить, а просто физически не может этого сделать.
Специалисты рекомендуют начинать занятия с детьми с ЗПР с трех лет. Важна не столько продолжительность занятия, сколько регулярность. То есть лучше заниматься каждый день по 10 минут, чем раз в неделю по часу.
Дети с ЗПР лучше запоминают визуальную информацию, намного сложнее им запомнить что-то на слух. Но это не значит, что теперь все материалы должны быть в визуальной форме. Важно развивать все виды памяти. Показывайте ребенку картинки и одновременно проговаривайте, что на них изображено, чтобы развивалась слуховая память. Покажите обезьянку и попросите малыша изобразить, как она двигается, чтобы подключить моторную память.
Часто дети с ЗПР запоминают информацию механически, зазубривают ее. Но поскольку они могут не понимать смысла заученного, то в дальнейшем не могут и воспользоваться знаниями. Пусть главной целью будет не факт того, что ребенок запомнил информацию, а то, что он понял, что она значит, и мог применить ее в будущем.
Светлана Рерих, педагог, тренер по самоорганизации и технологиям обучения школьников, спортивный психолог:
Во-первых, ограничьте время использования гаджетов, чтобы ребенок не отвлекался на них во время ужина, игры или занятий. Во-вторых, до 6 лет в игровой форме повторяйте ту информацию, которую хотите, чтобы ребенок запомнил. Для этого не нужны специальные занятия и уроки. Можно учить стих и сразу рисовать его, на прогулке изучать цвета, цифры и буквы. Собираясь в отпуск или на прогулку, проговаривайте вслух игрушки, вещи, которые берете с собой. В-третьих, каждый вечер делайте упражнение: вспомните прошедший день максимально в деталях. Спросите ребенка: Что ел на завтрак? Какого цвета была тарелочка? Сколько ложек каши съел? Сколько шагов до лифта? Сколько ступенек у крыльца? Какими словами разбудила мама? Во что был одет преподаватель? Кого встретили на прогулке? Что сказал, во что играли? Какие игрушки стоят на нижней полочке шкафа? 2-3 вопроса заставят ребенка на следующий день быть более внимательным к деталям, сконцентрироваться на том, чем он занимается. А это то самое состояние «здесь и сейчас», которого взрослые пытаются достичь. Через неделю выполнения этого упражнения человек может вспомнить, что было в корзинке у человека впереди в очереди супермаркета.
Элеонора Кулешова, кандидат педагогических наук, декан факультета коррекционной педагогики и специальной психологии Московского института психоанализа:
Помня, что память является функцией мозга, а значит, как всякая его функция, поддается тренировке и может быть развита, следует регулярно тренировать мозг. Школьникам рекомендуется учить уроки осмысленно: составлять план ответа, стараться подбирать слова для выражения мыслей, а не заучивать текст учебника дословно. Чтобы мозг не механически запоминал иностранные слова, географические названия, исторические даты, их нужно ассоциировать с какими-то важными событиями из собственной жизни. Только сочетание осмысленного и механического запоминания дает желаемый результат: материал усваивается прочно, надолго, может быть, навсегда. На развитие памяти дошкольника благотворно действует разучивание прибауток, пословиц, стихов. Хорошо влияет на этот процесс использование различных приемов мнемотехники, когда словесная информация «кодируется» посредством зрительных образов. Чем ярче образы – тем лучше они запоминаются. Рекомендуется возвращаться к выученному материалу через несколько дней.
Отвечает Гелена Малгатаева, практикующий психолог: