Задания и игры, которые помогут ускорить развитие логического, пространственного и наглядного мышления у детей, а также советы педагогов – в материале КП
Мышление – это важный навык восприятия окружающего мира и происходящих в нем явлений. В возрасте полутора-двух лет активно развивается наглядно-действенное мышление – малыш познает мир, пробует на вкус, тактильно знакомится с игрушками и предметами. Одновременно с развитием речи, в три-четыре года, формируется наглядно-образное мышление. Ребенок понимает окружающий мир без прямого взаимодействия с предметами, опираясь на образы в памяти. Затем, на основе образного мышления, к пяти-семи годам формируется логическое мышление. Так в старшем дошкольном возрасте дети могут использовать абстрактные понятия: мораль, время, искусство, мир. Отличительной чертой этого возраста можно считать умение выстраивать причинно-следственные связи, свободно рассуждать на разные темы, сравнивать предметы и явления.
Мышление развивается с младенчества и здесь важно, чтобы родители не тормозили процесс всевозможными запретами. Для малышей от шести месяцев до двух лет важно знакомиться с миром. Например, пробовать то, что нельзя, чтобы понять вкус. Ломать и кидать игрушки – для возможности изучить предмет. Возиться с животными и ощущать мягкую шерсть в ладонях. В этом возрасте созревает зрительная кора мозга и мозжечок. Первая – это зрительное восприятие предметов и мира, а вторая область отвечает за движение и физическую нагрузку. Если у малыша есть возможность свободно изучать все, что его окружает, – значит, и наглядно-действенное мышление будет развиваться органично.
Особенности развития наглядно-образного мышления заключаются в одновременном развитии речи и способности предсказать результат действий. Четырехлетка может предугадать раздраженное мяуканье кота в ответ на дерганье за хвост или дать четкий ответ на вопрос: «Для чего нужен стул?» В этом возрасте активно развиваются височные и моторные области коры мозга.
К семи годам завершается развитие лобной коры с другими отделами мозга и формируется логическое мышление. Здесь имеет значение уровень познания мира, жизненного «багажа» ребенка – от этого зависит, сможет ли он сравнить предметы, дать определение сложным понятиям и классифицировать, определить характерные черты для явлений и предметов.
Наблюдение и воспроизведение действий | Малыш формирует представление о мире в игре: изучает цвет, форму, материал игрушки. На примере значимого взрослого учится повторять действия с предметами. |
Создание первых представлений и образов в памяти | На основе изученных предметов и явлений, действий ребенок формирует первые представления и образы о мире, может предугадать результат действия. |
Выстраивание логических взаимосвязей | Учится формировать причинно-следственные связи, закономерности, делать выводы, анализировать и описывать явления, предметы окружающего мира. |
Развитие мышления зависит не только от генетических особенностей ребенка, но и усилий родителей. Мы собрали советы экспертов по развитию мышления у детей разных возрастов.
Кажется, что развивать мышление у двухлеток – сложно и не обязательно. Однако ничего особенного делать не нужно, а результат скажется на нескольких функциях – памяти, внимании и речи. Все советы и игры простые в повседневном применении.
Зачастую родители боятся за малышей, лишают их возможности изучать мир. Например, не позволяют доставать крупы из кухонного шкафа: «Потом придется убирать!» Или ограничивают передвижение ползуна специальными «заборчиками» на полу. Рекомендуем рассуждать иначе и воспользоваться советом из системы Монтессори – сделать небольшие прозрачные мешочки и сложить в них гречку, горох, бобы, рис. Так малыш сможет тактильно ощутить разницу между предметами из окружающего мира. Кроме того, для понимания и составления образов, первых представлений, ребенок может наблюдать за тем, как мама готовит, прибирается или гладит вещи.
«Сейчас мы наденем кофту, штаны, шапочку и пойдем гулять». Такие пояснения от родителей необходимы для формирования причинно-следственных связей. Это скажется на развитии речи и появлении первых слов. Заостряйте внимание на свойствах предмета: «Смотри, какой красивый заяц. У него длинные уши, маленький хвостик и пушистая шерсть».
У многих возникнет сопротивление: «Зачем малышу книги? Он же еще ничего не понимает!» Однако на практике это не только развивает мышление, знакомит с характерами персонажей, с понятиями зла и добра, но и отвлекает от сложных моментов. Например, когда у ребенка прорезываются резцы или болит живот.
Развитие мышления у детей зависит от разнообразия обстановки, в которой он может знакомиться с окружающим миром. Так для ребят младшего школьного возраста родители могут менять маршруты прогулки – парки, водоемы, пляж, лес. Это позволит ребенку увидеть разнообразие мира и расширить представление о нем.
Знакомство с миром происходит не только во время непосредственного взаимодействия с предметами. Заложить основу для логического мышления и причинно-следственных связей помогут музыкальные композиции или аудиосказки. Можно включать детские песенки о доброте, дружбе, семье или русские народные сказки – в них простые, понятные сюжетные линии, а отрицательный герой всегда несет ответственность за плохие поступки.
Старший школьный возраст предполагает индивидуальную деятельность ребенка. Однако родители также могут помочь – мотивировать на новые занятия или обучить новым навыкам.
Для детей старшего школьного возраста можно найти сложные ребусы, головоломки и пазлы с большим количеством элементом. Разумеется, заставить ребенка заниматься не получится. Отец может вовлечь сына в решение крутой головоломки, заказанной в интернет-магазине, но не принудить. Все зависит от возраста ребенка, но главное – поддерживать детей в стремлении развить мышление и интеллект.
Педагог-психолог Айгуль Кайпкалиевна Гранд приводит пример интересных логических задачек, которые подходят детям разных возрастов: «Для развития логического мышления подходят логические задачи. Часто они бывают остроумными, с подвохом, веселые. Поэтому обычно они нравятся детям. Например, задайте вопрос: «Если гусь стоит на одной лапе, он весит 7 кг. Сколько он будет весить, если встанет на обе лапы?» (7 кг). Или «У папы Мэри пять дочерей: Чичи, Чача, Чучу и Чече. Как зовут пятую дочку?» (Мэри).
Для школьников 7-11 класса есть онлайн-курсы по логике. На занятиях дети изучают базовые логические операции и их свойства, решают логические задачи, формулы и функции, а также учатся работать в Excel. Все уроки тесно связаны с алгеброй и вычислениями, что поможет подготовиться к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.
Настольные игры – эффективная альтернатива логическим задачам для развития мышления. Этот способ поможет весело провести время и активно развивать нейронные связи.
— Развитию мышления у детей активно способствуют настольно-ролевые игры наподобие DnD («Подземелья и драконы»), – говорит Ярослав Федосов, основатель центра игровой терапии Gâme Therapy. – Сидя за столом, дети путешествуют по фэнтези-миру, устно описывая действия персонажей и бросая игральные кости. Причем результаты бросков они вычисляют сами: когда от этого зависит спасение принцессы, математика становится чем-то действительно важным. Помимо прочего, настольно-ролевые игры развивают словарный запас и тренируют навыки общения. Ребенок не просто слушает сказку об отважном герое, а сам сочиняет историю вместе с другими детьми. Во время игры он осваивает речь, познает новое и экспериментирует, делая то, что пока не умеет делать в реальности. А если с этим возникают сложности, на помощь приходит ведущий игры. В DnD можно играть группой от пяти до семи детей примерно одного возраста в диапазоне от шести до двенадцати лет. Самому юному игроку на моей практике было пять. Ей понравился рогатый заяц, и она всю игру придумывала собственных мифических зверей. Такая практика полезна для развития у ребенка воображения, особенно когда он сам демонстрирует инициативу в творческой деятельности.
Для погружения в робототехнику не обязательно записываться на курсы, в магазинах продаются специальные наборы для знакомства с направлением. Можно собирать и усовершенствовать роботов на скорость, как в популярных распаковках видеоблогеров. Кроме того, можно вместе с ребенком создать семейный сайт: составить и загрузить туда генеалогическое древо, интересные факты о фамилии или предках. Все это развивает логическое мышление, расширяет кругозор и прокачивает востребованные навыки программирования.
Умение анализировать, классифицировать и описывать предметы, выстраивать логические цепочки необходимо в любом возрасте. В этом хорошо помогают конструкторы и настолки. Не стоит думать, что они подходят только малышам. Для подростков тоже есть много интересных игр для тренировки в построении причинно-следственных связей: металлические конструкторы, шашки, «Эрудит».
— Строительство с помощью конструкторов развивает мышление, логику и креативность. Игры с буквами и цифрами помогают детям научиться читать, считать и анализировать информацию, – рассказывает Ольга Сергеевна Коровина, научный консультант образовательного портала «Единый урок», кандидат педагогических наук. – Шашки – это игра, которая помогает развивать стратегическое мышление и планирование ходов. В «Собери слово» дети должны составлять слова из буквы, помогает развивать лексику и умение анализировать информацию.
Вера Валентиновна Смирнова, руководитель клуба детского развития, педагог начальных классов высшей категории, методист:
Мышление человека тесно связано с развитием памяти. Благодаря памяти мы можем анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Поэтому, занимаясь с ребенком, уделяйте большое внимание развитию его памяти. Для этого можно использовать игры и задания.
Заучивание стихов и пересказы текстов тоже помогают в развитии памяти.
Занятия по развитию логического мышления включают в себя игры на развитие внимания, классификацию предметов, нахождение закономерностей, решение головоломок и нестандартных задач. Особый интерес у ребят вызывает игра «Мозговой штурм». В процессе этой игры дети придумывают необычное применения самым обыденным вещам – карандашу, носку и так далее.