Развитие мелкой моторики у детей

Пользоваться ложкой, застегивать пуговицы, завязывать шнурки — все это результат развития мелкой моторики у детей. Рассказываем, почему важно обращать на это внимание и какие упражнения сделают детские руки ловкими и умелыми

Развитие мелкой моторики у детей. Фото: shutterstock.com
Елена Зацепина Педагог, директор центра развития Юлия Козлова Автор КП

О важности развития мелкой моторики нам напоминают реклама детских игрушек, выступления психологов, педагогов, педиатров. Ежедневно ребенок совершает самые разные движения, поэтому развитие мелкой моторики у детей влияет на качество их жизни. Ловкие, гибкие и умелые пальчики напрямую связаны с речью, памятью, вниманием, воображением, усидчивостью, математическим мышлением и успеваемостью в школе. Существует множество способов развития мелкой моторики. Поговорим о самых эффективных. 

Что такое мелкая моторика

Под мелкой моторикой понимают способность выполнять точно и уверенно мелкие движения пальцами рук и ног. Сюда относят множество самых разных движений: захват небольших объектов, вкладывание предметов один в другой, вязание, рисование, лепку. Для моторных навыков детей часто используют более простой термин «ловкость». Недостаточное развитие этого навыка приводит к тому, что ребенок не справляется с самообслуживанием, имеет проблемы в общении со сверстниками и отстает в развитии.

Полезные факты о развитии мелкой моторики

Как происходит развитие мелкой моторикиВначале дети учатся хватать, потом — перекладывать из руки в руку. К трем годам движения детских пальцев становятся похожи на движения взрослого человека.
Что чувствуют пальцыБлагодаря сенсорным возможностям пальцев, человек может определить форму, вес, температуру, твердость, мягкость и шероховатость предметов.
От чего зависит развитие мелкой моторикиОт зрения, мышления, кинетической или двигательной памяти.
На что влияет мелкая моторикаНа уровень развития психических процессов и речи.
Когда нарушается мелкая моторикаПри органических поражениях головного мозга, ДЦП, травмах конечностях, болезнях зрения, аутизме и других проблемах со здоровьем.

11+ способов развития мелкой моторики

Мы собрали советы и практические рекомендации для детей от года до семи лет и самые эффективные упражнения, которые делают детские пальчики умелыми и ловкими.

Пошаговая инструкция для детей 1-2 лет

С началом ходьбы дети начинают осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Движения рук выполняются под контролем зрения. В этом возрасте малыши любят дотягиваться до предметов, активно хватают их ладонью, а потом начинают захватывать пальцами. К двум годам ребенок осваивает так называемый пинцетный захват, рисует, держит ложку и кисточку. Вот что ему поможет.

Чистить вареное яйцо

Маленькие дети очень любят складывать и выкладывать предметы. Чтобы развить щипковый, или пинцетный захват, научите малыша чистить вареное яйцо. Кроха может не сразу понять, что от него хотят, но если предложить ему складывать скорлупки в небольшое блюдце, он заинтересуется и начнет с энтузиазмом выполнять нужные действия.

Класть монеты в копилку

Купите открывающуюся копилку. Пусть ребенок вкладывает в щель монеты или пуговицы. Такую игру нужно проводить только в присутствие взрослого, чтобы любознательный непоседа не проглотил мелкие предметы.

Бизиборд

Обучающая игрушка, сделанная по методике знаменитого педагога Марии Монтессори, имеет привлекательный вид и открывает массу возможностей для маленьких ручек. Развивающие игровые центры могут иметь вид коврика, доски, книжки или куба с липучками, шнурками, переключателями, молниями, шнуровкой и тканями разной фактуры.

Доставать из крупы мелкие предметы

Насыпьте в контейнер пшено или рис и положите туда игральные кубики, болтики, монеты и другие небольшие предметы. Ребенку будет интересно «находить» и вынимать их пальцами.

это интересно
От милого гуления до витиеватых фраз
Как помочь ребенку развить речь
подробнее

Пошаговая инструкция для детей 2-3 лет

В младшем дошкольном возрасте поведение еще носит непроизвольный характер, однако дети уже сознательно отказываются от помощи взрослых. Малыши пробуют самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, застегивать пуговицы, рисовать карандашом и пользоваться столовыми приборами. Происходит резкий скачок в интеллектуальном развитии. Ребенок активно сопровождает любые свои действия речью.

Игры с нанизыванием

Крохотные пальчики быстро станут умелыми, если малыш научится нанизывать на шнурок крупные бусины, пуговицы или полые макароны.

Помощь на кухне

Мелкую моторику развивают не только игры, но и полезная работа по дому. Попросите ребенка протереть кухонный стол тряпкой, очистить бананы и мандарины от кожуры, взбить вилкой или венчиком яйца для омлета, посолить салат, разложить яйца в лоток, вымыть чашку, тарелку, ложку и вытереть посуду полотенцем. 

Аппликации

В этом возрасте ребенка интересует процесс, а не результат. Детей радует наклеивание коллажей из цветной бумаги, вырезок из журналов, круп, макарон и ваты. Хорошо развивают мелкую моторику насыпные аппликации. Для их изготовления участок будущего шедевра намазывают клеем ПВА, и ребенок насыпает в пределах контура кусочки травы, ткани, бумаги, пенопласт или крупу. Можно делать забавные обрывные аппликации. Взрослый нарезает бумагу длинными полосами, а ребенок рвет ее на одинаковые кусочки. Потом они вместе приклеивают обрывки на лист, создавая неповторимый образ.

Рисование пальчиками

Научите малыша рисовать пальцами. Яркие пятна, оставленные руками, доставляют много удовольствия, а картины получаются ничуть не хуже, чем нарисованные кистью.

Пошаговая инструкция для детей 4-5 лет

Дошкольники этого возраста любят задавать много вопросов обо всем, что они видят. Дети используют более сложные движения, развиваются ловкость и координация движений. Ребенок пытается рисовать круги и линии, учится резать ножницами бумагу, свободно снимает и надевает просторную одежду.

Игры с пинцетом

С помощью пинцета ребенок вынимает мелкие пуговицы из миски и раскладывает их по цвету.

Скручивание лент

Предложите непоседе скрутить пальцами длинную атласную ленту. Чтобы это было легче сделать, на один конец нужно закрепить палочку от мороженого.

Сюжетная лепка

Дети 4-5 лет живут в мире сказок. Им интересно лепить из пластилина животных, любимую игрушку и сказочных персонажей. Для лепки выбирайте материал, который легко разминается, не липнет к детским ладошки и не высыхает.

Пересыпание и переливание

Пересыпание крупы из банки в банку развивает мускульную координацию рук. Когда ребенок научится это делать аккуратно, можно переходить к переливанию воды из стакана в стакан.

Крышечки

Дети любят манипуляции, поэтому с радостью откручивают и закручивают крышки от банок разных размеров, бутылок и пузырьков.

это интересно
Сенсорное развитие у детей
Лучшие советы для развития чувственного восприятия мира
подробнее

Пошаговая инструкция для детей 6-7 лет

Старшие дошкольники умеют самостоятельно обуваться, одеваться, застегивать пуговицы, молнии и завязывать шнурки. Они выполняют много действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. Моторные навыки становятся более разнообразными, сложными, происходит ускоренный рост умственного развития. 

Графические умения

Перед поступлением в школу важно помочь будущим первоклассникам подготовить руку к письму. В 6-7 лет полезно раскрашивать по тонкому контуру, с мелкими деталями, стараясь не выходить за пределы. Хорошо, если ребенок освоит обведение фигур по пунктиру, научится проводить ровные линии в «коридоре» и графическом лабиринте, дорисовывать симметричные изображения. Научите его копировать фигуры на листе в клетку и чистом листе бумаги, штриховать в разных направлениях и тонировать – нажимать на карандаш с разным усилием, чтобы получались тоны разной насыщенности.

Лепка из разных материалов

Для тренировки кистей рук можно использовать самые разные материалы – пластилин, соленое тесто, глину. Прекрасное творческое занятие – создание пластилиновых картин, когда маленький скульптор размазывает пластилин по картону и создает образ, который подсказывает ему фантазия.

Конструирование и моделирование

Мелкую моторику и пространственное мышление развивают металлические, магнитные, пластмассовые и деревянные конструкторы. Сделать более ловкими пальцы помогают игрушечные и взрослые инструменты — отвертка, молоток и пассатижи.

Рукоделие

Девочек стоит научить вязанию, вышивке и шитью. Впрочем, ничего странного, если эти занятия заинтересуют и мальчика – пусть попробует. Чем больше разнообразных навыков приобретет ребенок, тем богаче будет его кругозор.

Как развивать мелкую моторику у детей с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, психического развития или страдают сразу несколькими недугами. При любой проблеме со здоровьем и детском аутизме развитие мелкой моторики приобретает особое значение. Моторная ловкость не только развивает психические функции, но значительно облегчает повседневную жизнь ребенка-инвалида, помогает ему овладеть навыками письма, рисования и ручного труда. Подбор упражнений и занятий зависит от конкретного заболевания и регуляции мышечного тонуса. 

Манипуляции со шнурками и пуговицами

У детей с ОВЗ, как правило, небольшой опыт практической деятельности. Шнуровка и застегивание пуговиц помогут ребенку не только разработать пальчики, но научат простейшему самообслуживания. Он сможет сам одеваться, шнуровать ботинки. Учиться полезным навыкам можно на обычных предметах одежды, обуви и на игрушках.

Развитие мелкой моторики у детей
Шнуровка обуви поможет ребенку не только разработать пальчики, но и научит простейшему навыку самообслуживания. Фото: pixabay.com

Игры с прищепками

Бельевые прищепки отлично подходят для тренировки пальцев, ладоней, повышения тактильной чувствительности, конструирования и сюжетных игр. Предложите ребенку построить из прищепок и кусков цветного картона солнышко с лучами, хвост у лисы, ушки у зайчика, листья у дерева, перья на хвосте павлина, лепестки цветов, щупальца у осьминога. Прицепляя прищепки на подушечки пальцев, их можно использовать для полезного массажа и самомассажа.

Су-джок терапия

Одна из эффективных методик восточной медицины была разработана в 1986 году профессором из Южной Кореи Пак Чжэ Ву. В переводе с корейского «су» — «кисть», а «джок» — «стопа». Именно на кистях и стопах располагается множество высокоактивных точек, которые в Корее называют точками соответствия. Су-джок терапия, или специальный массаж акупунктурных точек с помощью шарика и эластичного кольца стимулирует речевые зоны, нормализует мышечный тонус, синхронизирует работу обоих полушарий мозга и развивает тактильную чувствительность.

Лайфхаки и советы экспертов

Елена Зацепина, педагог-практик, директор центра развития и досуга «Умка»: 

Мелкая моторика — это комплекс скоординированных движений кистями и пальцами рук и ног, которые достигаются за счет включения мышечной, костной и зрительной систем. Большинство взрослых знает, что мелкая моторика — это важно. Но почему? Научно доказано, что развитие мелкой моторики влияет на развитие когнитивных способностей ребенка. Уже на протяжении первых лет жизни малыш постоянно использует точечные движения кистей. Это пуговицы, шнурки, карандаши, пластилин, ножницы, конструкторы и так далее.

Какие практические советы можно дать родителям по развитию мелкой моторики? Самое главное в занятии с малышами — это искренняя радость взрослых людей. Дети очень легко считывают эмоции. Любая тревога родителей по отношению к ребенку — достаточный повод, чтобы получить консультацию и разъяснение у специалистов — педиатров и педагогов.

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Елена Зацепина

Какие упражнения и игры существуют для развития мелкой моторики у детей?

Очень важно развивать моторную ловкость у детей. В первую очередь мелкую моторику, но и о крупной не стоит забывать тоже. Занятие, которое малыши очень любят и всегда в него вовлекаются, — пальчиковая гимнастика. С помощью пальцев дети могут рассказывать целые сказки. Пирамидки, прищепки, сортеры, мозаики, бусинки и пайетки — все эти игры помогут развивать мелкую моторику. Прекрасна в этом отношения игра в песок (не уличный, конечно).

Как влияет развитие мелкой моторики на речь ребенка?

Проекция движений кистями рук занимает треть площади двигательной проекции коры головного мозга. Расположен этот центр вблизи участков, отвечающих за развитие речи. Как известно, речь — это высшая психическая функция, развитие которой напрямую связано с развитием интеллекта. Стимулируя моторную зону, мы стимулируем и речевую. Опытные педагоги часто подмечают у детей, которые имеют сложности с речью, памятью, вниманием, моторную неловкость. Так проявляется важная цепочка — влияние развития мелких движений кистями и пальцами на запуск и развитие речи и мышления в целом.

Как определить уровень развития мелкой моторики?

Родители даже без педагогического образования смогут легко определить моторную неловкость. Ребенок плохо захватывает пальчиками, не может нанизывать колечки пирамидки, не может захватить мелкий предмет. Это повод проконсультироваться со специалистом.
КП
Реклама О проекте