Пользоваться ложкой, застегивать пуговицы, завязывать шнурки — все это результат развития мелкой моторики у детей. Рассказываем, почему важно обращать на это внимание и какие упражнения сделают детские руки ловкими и умелыми
О важности развития мелкой моторики нам напоминают реклама детских игрушек, выступления психологов, педагогов, педиатров. Ежедневно ребенок совершает самые разные движения, поэтому развитие мелкой моторики у детей влияет на качество их жизни. Ловкие, гибкие и умелые пальчики напрямую связаны с речью, памятью, вниманием, воображением, усидчивостью, математическим мышлением и успеваемостью в школе. Существует множество способов развития мелкой моторики. Поговорим о самых эффективных.
Под мелкой моторикой понимают способность выполнять точно и уверенно мелкие движения пальцами рук и ног. Сюда относят множество самых разных движений: захват небольших объектов, вкладывание предметов один в другой, вязание, рисование, лепку. Для моторных навыков детей часто используют более простой термин «ловкость». Недостаточное развитие этого навыка приводит к тому, что ребенок не справляется с самообслуживанием, имеет проблемы в общении со сверстниками и отстает в развитии.
Как происходит развитие мелкой моторики | Вначале дети учатся хватать, потом — перекладывать из руки в руку. К трем годам движения детских пальцев становятся похожи на движения взрослого человека. |
Что чувствуют пальцы | Благодаря сенсорным возможностям пальцев, человек может определить форму, вес, температуру, твердость, мягкость и шероховатость предметов. |
От чего зависит развитие мелкой моторики | От зрения, мышления, кинетической или двигательной памяти. |
На что влияет мелкая моторика | На уровень развития психических процессов и речи. |
Когда нарушается мелкая моторика | При органических поражениях головного мозга, ДЦП, травмах конечностях, болезнях зрения, аутизме и других проблемах со здоровьем. |
Мы собрали советы и практические рекомендации для детей от года до семи лет и самые эффективные упражнения, которые делают детские пальчики умелыми и ловкими.
С началом ходьбы дети начинают осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Движения рук выполняются под контролем зрения. В этом возрасте малыши любят дотягиваться до предметов, активно хватают их ладонью, а потом начинают захватывать пальцами. К двум годам ребенок осваивает так называемый пинцетный захват, рисует, держит ложку и кисточку. Вот что ему поможет.
Маленькие дети очень любят складывать и выкладывать предметы. Чтобы развить щипковый, или пинцетный захват, научите малыша чистить вареное яйцо. Кроха может не сразу понять, что от него хотят, но если предложить ему складывать скорлупки в небольшое блюдце, он заинтересуется и начнет с энтузиазмом выполнять нужные действия.
Купите открывающуюся копилку. Пусть ребенок вкладывает в щель монеты или пуговицы. Такую игру нужно проводить только в присутствие взрослого, чтобы любознательный непоседа не проглотил мелкие предметы.
Обучающая игрушка, сделанная по методике знаменитого педагога Марии Монтессори, имеет привлекательный вид и открывает массу возможностей для маленьких ручек. Развивающие игровые центры могут иметь вид коврика, доски, книжки или куба с липучками, шнурками, переключателями, молниями, шнуровкой и тканями разной фактуры.
Насыпьте в контейнер пшено или рис и положите туда игральные кубики, болтики, монеты и другие небольшие предметы. Ребенку будет интересно «находить» и вынимать их пальцами.
В младшем дошкольном возрасте поведение еще носит непроизвольный характер, однако дети уже сознательно отказываются от помощи взрослых. Малыши пробуют самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, застегивать пуговицы, рисовать карандашом и пользоваться столовыми приборами. Происходит резкий скачок в интеллектуальном развитии. Ребенок активно сопровождает любые свои действия речью.
Крохотные пальчики быстро станут умелыми, если малыш научится нанизывать на шнурок крупные бусины, пуговицы или полые макароны.
Мелкую моторику развивают не только игры, но и полезная работа по дому. Попросите ребенка протереть кухонный стол тряпкой, очистить бананы и мандарины от кожуры, взбить вилкой или венчиком яйца для омлета, посолить салат, разложить яйца в лоток, вымыть чашку, тарелку, ложку и вытереть посуду полотенцем.
В этом возрасте ребенка интересует процесс, а не результат. Детей радует наклеивание коллажей из цветной бумаги, вырезок из журналов, круп, макарон и ваты. Хорошо развивают мелкую моторику насыпные аппликации. Для их изготовления участок будущего шедевра намазывают клеем ПВА, и ребенок насыпает в пределах контура кусочки травы, ткани, бумаги, пенопласт или крупу. Можно делать забавные обрывные аппликации. Взрослый нарезает бумагу длинными полосами, а ребенок рвет ее на одинаковые кусочки. Потом они вместе приклеивают обрывки на лист, создавая неповторимый образ.
Научите малыша рисовать пальцами. Яркие пятна, оставленные руками, доставляют много удовольствия, а картины получаются ничуть не хуже, чем нарисованные кистью.
Дошкольники этого возраста любят задавать много вопросов обо всем, что они видят. Дети используют более сложные движения, развиваются ловкость и координация движений. Ребенок пытается рисовать круги и линии, учится резать ножницами бумагу, свободно снимает и надевает просторную одежду.
С помощью пинцета ребенок вынимает мелкие пуговицы из миски и раскладывает их по цвету.
Предложите непоседе скрутить пальцами длинную атласную ленту. Чтобы это было легче сделать, на один конец нужно закрепить палочку от мороженого.
Дети 4-5 лет живут в мире сказок. Им интересно лепить из пластилина животных, любимую игрушку и сказочных персонажей. Для лепки выбирайте материал, который легко разминается, не липнет к детским ладошки и не высыхает.
Пересыпание крупы из банки в банку развивает мускульную координацию рук. Когда ребенок научится это делать аккуратно, можно переходить к переливанию воды из стакана в стакан.
Дети любят манипуляции, поэтому с радостью откручивают и закручивают крышки от банок разных размеров, бутылок и пузырьков.
Старшие дошкольники умеют самостоятельно обуваться, одеваться, застегивать пуговицы, молнии и завязывать шнурки. Они выполняют много действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. Моторные навыки становятся более разнообразными, сложными, происходит ускоренный рост умственного развития.
Перед поступлением в школу важно помочь будущим первоклассникам подготовить руку к письму. В 6-7 лет полезно раскрашивать по тонкому контуру, с мелкими деталями, стараясь не выходить за пределы. Хорошо, если ребенок освоит обведение фигур по пунктиру, научится проводить ровные линии в «коридоре» и графическом лабиринте, дорисовывать симметричные изображения. Научите его копировать фигуры на листе в клетку и чистом листе бумаги, штриховать в разных направлениях и тонировать – нажимать на карандаш с разным усилием, чтобы получались тоны разной насыщенности.
Для тренировки кистей рук можно использовать самые разные материалы – пластилин, соленое тесто, глину. Прекрасное творческое занятие – создание пластилиновых картин, когда маленький скульптор размазывает пластилин по картону и создает образ, который подсказывает ему фантазия.
Мелкую моторику и пространственное мышление развивают металлические, магнитные, пластмассовые и деревянные конструкторы. Сделать более ловкими пальцы помогают игрушечные и взрослые инструменты — отвертка, молоток и пассатижи.
Девочек стоит научить вязанию, вышивке и шитью. Впрочем, ничего странного, если эти занятия заинтересуют и мальчика – пусть попробует. Чем больше разнообразных навыков приобретет ребенок, тем богаче будет его кругозор.
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, психического развития или страдают сразу несколькими недугами. При любой проблеме со здоровьем и детском аутизме развитие мелкой моторики приобретает особое значение. Моторная ловкость не только развивает психические функции, но значительно облегчает повседневную жизнь ребенка-инвалида, помогает ему овладеть навыками письма, рисования и ручного труда. Подбор упражнений и занятий зависит от конкретного заболевания и регуляции мышечного тонуса.
У детей с ОВЗ, как правило, небольшой опыт практической деятельности. Шнуровка и застегивание пуговиц помогут ребенку не только разработать пальчики, но научат простейшему самообслуживания. Он сможет сам одеваться, шнуровать ботинки. Учиться полезным навыкам можно на обычных предметах одежды, обуви и на игрушках.
Бельевые прищепки отлично подходят для тренировки пальцев, ладоней, повышения тактильной чувствительности, конструирования и сюжетных игр. Предложите ребенку построить из прищепок и кусков цветного картона солнышко с лучами, хвост у лисы, ушки у зайчика, листья у дерева, перья на хвосте павлина, лепестки цветов, щупальца у осьминога. Прицепляя прищепки на подушечки пальцев, их можно использовать для полезного массажа и самомассажа.
Одна из эффективных методик восточной медицины была разработана в 1986 году профессором из Южной Кореи Пак Чжэ Ву. В переводе с корейского «су» — «кисть», а «джок» — «стопа». Именно на кистях и стопах располагается множество высокоактивных точек, которые в Корее называют точками соответствия. Су-джок терапия, или специальный массаж акупунктурных точек с помощью шарика и эластичного кольца стимулирует речевые зоны, нормализует мышечный тонус, синхронизирует работу обоих полушарий мозга и развивает тактильную чувствительность.
Елена Зацепина, педагог-практик, директор центра развития и досуга «Умка»:
Мелкая моторика — это комплекс скоординированных движений кистями и пальцами рук и ног, которые достигаются за счет включения мышечной, костной и зрительной систем. Большинство взрослых знает, что мелкая моторика — это важно. Но почему? Научно доказано, что развитие мелкой моторики влияет на развитие когнитивных способностей ребенка. Уже на протяжении первых лет жизни малыш постоянно использует точечные движения кистей. Это пуговицы, шнурки, карандаши, пластилин, ножницы, конструкторы и так далее.
Какие практические советы можно дать родителям по развитию мелкой моторики? Самое главное в занятии с малышами — это искренняя радость взрослых людей. Дети очень легко считывают эмоции. Любая тревога родителей по отношению к ребенку — достаточный повод, чтобы получить консультацию и разъяснение у специалистов — педиатров и педагогов.
Отвечает Елена Зацепина