Важнейшая задача родителей – вырастить интеллектуально развитого ребенка – с гибким мышлением, широким кругозором и умением анализировать. Как проходит развитие интеллекта у детей, разбираемся с экспертами
Если у вас есть рекомендации и дополнения по материалу, вы можете отправить их на почту edu@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).
Каждый родитель хочет для своего ребенка успешной и счастливой жизни. Будущее вашего сына или дочери напрямую зависит от того, какой путь они выберут – как в карьерном и личностном плане, так и с точки зрения жизненных ориентиров. Все это напрямую связано с интеллектом.
Если говорить научным языком, целью интеллектуального развития является рост когнитивных способностей ребенка. Интеллект – это и критическое мышление, и быстрая обучаемость, способность к анализу, языкам и даже творческому проявлению. И хотя человек может повышать свой уровень интеллекта всю жизнь, навык мыслить и искать информацию закладывается именно в детском возрасте. Что влияет больше: период младенчества, раннее детство или школьные годы – выясняем вместе с педагогами и экспертами по развитию.
Навык обрабатывать входящую информацию развивается постепенно, но с самого рождения. Мозг малыша начинает распознавать лица людей, голос, окружающую обстановку, запускаются процессы реакции на внешние сигналы.
В дошкольном возрасте быстро развиваются способности ребенка к познанию: он начинает понимать причину и следствие, появляются навыки рассуждения и устанавливаются связи между различными понятиями. Также дети начинают изучать язык – как с точки зрения словарного запаса, так и с точки зрения грамматики.
Школьный возраст – это время, когда познавательные способности детей прогрессируют еще быстрее за счет расширения круга общения и новой информации. Они учатся мыслить абстрактно, устанавливать связи между фактами и использовать логику для решения задач. Языковые навыки, например понимание прочитанного и письменное выражение своих мыслей, выходят на новый уровень.
Скорость развития ребенка сопряжена с генетикой | Не стоит сравнивать своего ребенка с другими – у каждого способности к усвоению и обработке информации индивидуальны. Шаблона, согласно которому должен развиваться ребенок, не существует. |
Чем больше вы разговариваете с ребенком, тем быстрее развивается его интеллект | Согласно статистике, ребенок, с которым вербально взаимодействуют с раннего возраста, лучше понимает чужую речь и выражает свои мысли. |
Среда напрямую влияет на интеллектуальное развитие ребенка | Если ребенок может взаимодействовать с разными объектами и получать информацию о них, он получает навыки анализа раньше. |
Занятия в игровой форме положительно влияют на интеллект малыша | Игра – главный способ познания и изучения мира для ребенка. Так он без стресса получает новую информацию и учится ее интерпретировать. |
Сон – важный этап интеллектуального развития | Именно во сне происходит восстановление и укрепление связей между нейронами в мозге. |
Факторы окружающей среды и опыт раннего детства оказывают значительное влияние на интеллектуальное развитие ребенка. Например, ребенок, который живет в языковой среде с постоянным вниманием от взрослых, быстрее учится общаться и разговаривать. А опыт решения задач помогает развить критическое мышление и способность выводить логические умозаключения.
Мы собрали самые актуальные советы для развития интеллекта у детей.
Развитие умственного потенциала в дошкольном возрасте особенно важно – мозг находится в стадии формирования, закладывается когнитивная база. В этом возрасте дети начинают мыслить и анализировать, как устроен мир вокруг них. Расскажем, что предпринять, чтобы помочь ребенку на этом пути.
Ничто не должно не препятствовать изучению мира. Позаботьтесь об организации безопасной и поддерживающей среды, в которой ребенок может свободно исследовать мир и общаться с окружающими. Это поможет развить у него самостоятельность, уверенность в себе и любознательность.
Давайте малышу задания, которые помогут развивать моторику рук, ног и глаз. Например, рисуйте вместе с ним, лепите из пластилина, играйте с мячом, делайте простые упражнения. Можно поиграть в прятки и догонялки. Это развивает отдельные зоны мозга, которые отвечают за структурное мышление.
Рассказывайте ему об окружающих предметах, говорите, что будете сейчас делать. Когда ребенок сможет отвечать хотя бы небольшими словами, поддерживайте его желание общаться, задавайте ему вопросы. Самое главное – проявляйте заинтересованность!
Начинайте с самых простых загадок и помогайте ребенку искать ответ. Со временем давайте ему больше самостоятельности в поиске отгадки – с каждым найденным решением мозг малыша будет опираться на все новые и новые нейронные связи.
Безопасные эксперименты с водой, пищевыми красителями, магнитами очень нравятся малышам, а их мозг с каждым опытом получает новую информацию и строит новые нейронные связи. Можно использовать подручные средства, но если вам или ребенку этого недостаточно – приобретите специальные наборы для раннего развития. А если привлечь к таким играм других детей, получится настоящее представление.
Даже небольшие поездки расширяют кругозор и дают новый опыт взаимодействия со средой. Ребенок учится адаптироваться к разным обстоятельствам, узнает новые места, а иногда и погружается в незнакомую для него культуру.
В школьном возрасте образовательный процесс достигает апогея. Чтобы ребенок не растерял энтузиазм, мы рекомендуем поддерживать его на пути интеллектуального развития и не перегружать занятиями насильно.
Вовсе необязательно заставлять ребенка «глотать» литературу из школьного списка. Позвольте ему читать то, что нравится, – важно не освоить конкретное произведение, а давать нагрузку мозгу. С каждой книгой ему будет все привычнее строить логические цепочки и запоминать языковые конструкции.
Головоломки, игры на логику, пазлы – все это развивает логическое мышление ребенка. Он тренируется сопоставлять факты, тренирует память, учится концентрировать внимание. В старших классах можно привлекать его к взрослым настольным играм. Понимая, что он на равных с родителями, ребенок будет стараться искать новые решения, чтобы получить больше баллов и доказать свою интеллектуальную состоятельность.
Предложите ребенку изучать новый язык. Освоение новой лексики и грамматики помогает улучшить память и умственную гибкость, расширить кругозор, а незнакомый синтаксис активирует центры мозга, которые отвечают за логическое мышление.
Или найдите педагога, который будет заниматься с вашим чадом индивидуально. Важно, чтобы инструмент ребенок выбрал сам. В противном случае есть риск не только того, что он забросит обучение, но и начнет испытывать отвращение к музыке.
Если школьник увлечен литературой – запишите его на курсы, где разбирают сюжет книг и образы персонажей. Для ребенка со склонностью к точным наукам найдите обучение логике и анализу или конкретному предмету, который нравится школьнику. А для творческой натуры отлично подойдет, например, история живописи. И снова то же правило: согласуйте предмет с самим ребенком!
Если ребенок целыми днями корпит над книгами, это еще не значит, что его интеллект будет развиваться быстрее, чем у сверстников. Для полноценного формирования ребенку важно двигаться – это обеспечивает нормальное, здоровое кровообращение и питание всех органов, в том числе мозга, кровью.
Николай Ягодкин, эксперт по развитию интеллектуальных способностей, со-основатель Центра образовательных технологий Advance:
Интеллектуальное развитие ребенка – это длительный процесс, который требует терпения и упорства. Родители могут помочь детям развивать свои умственные способности, создавая благоприятную атмосферу в доме, обучая ребенка новым навыкам и увлечениям и общаясь с ними. Самое важное, чтобы этот процесс детям нравился и поощрялся родителями. Задача родителей – не только учить ребенка мыслить и анализировать, но и помогать ему с малых лет учиться с удовольствием, тренировать психические функции, воображение и укреплять нейронные связи.
Марат Рамазанов, учитель физики и математики, лауреат I степени всероссийского конкурса педагогов «Образовательный потенциал России»:
Что влияет на интеллект и способность работать с информацией? Уровень гормонов в крови. Если говорить простым языком: есть группа гормонов во главе с дофамином, окситоцином, мелатонином и эндорфином. Когда эти гормоны преобладают, мы активны, бодры, легко усваиваем информацию. Они вырабатываются в тот момент, когда мы предвкушаем результат, являемся частью команды, становимся лидерами или имеем возможность им стать.
Игровые процессы способствуют выработке гормонов и как следствие улучшенному усвоению информации, мы буквально испытываем удовольствие от процесса. Поглощая большое количество контента и листая ленту в соцсетях, ребенок получает много дофамина, чувство исключительности и причастности к чему-то большему. Для улучшения работы интеллекта необходимо прекратить бесконтрольно потреблять контент и оставить только ту информацию, которая нужна для решения конкретной задачи. Все тренинги про развитие и достижение целей начинаются с уборки лишнего, чтобы не расходовать ресурсы сознания. Важно выработать умение контролировать входящую информацию, отключить уведомления и отписаться от того, что не нужно в данный момент.
Мария Кравцова, SEL-методист онлайн-школы для детей и подростков Skysmart:
В интеллектуальном развитии ребенка не последнюю роль играет формирование эмоционального интеллекта. Его наличие способствует снижению уровня стресса и развитию навыка разрешать стрессовые ситуации, налаживать контакты и строить связи с другими людьми, созданию тесных и надежных отношений, принятию эффективных решений, а не спонтанных, ведомых эмоциями. Все это важные навыки для будущего соискателя в ситуации нашего изменчивого рынка. Кроме того, эмоциональный интеллект серьезно влияет на академические успехи и успехи в жизни будущего взрослого.