Что такое ментальная арифметика для детей, можно ли ее освоить в домашних условиях и как она помогает в учебе – в материале «Комсомолки»
Ментальная арифметика – это развивающая система, основанная на быстром счете в уме. Опирается она на азиатскую технику вычислений, при которой используются счеты-абакус (соробан). Сперва ребенок учится считать на них, заодно развивая мелкую моторику, а затем представляет счеты мысленно и считает уже в уме. Специалисты отмечают, что ментальная арифметика помогает комплексно развивать интеллект, тренирует концентрацию, внимание и логику. После регулярных занятий ребенок может вычислять в уме многозначные цифры.
Ментальная арифметика – это не только быстрый устный счёт | Владение приемами ментальной арифметики позволяет ребенку быстрее и проще справляться с любой интеллектуальной и творческой работой. Также развивается способность находить нестандартный подход к решению задачи. |
Лучший возраст для занятий ментальной арифметикой – от 4 до 14 лет | В этот период мозг развивается наиболее интенсивно. Раньше заниматься смысла нет – ребенок просто не поймет, чего вы от него хотите. Позже мозг уже не может приобретать и использовать сложные навыки в таком количестве. |
Полезно заниматься ментальной арифметикой в пожилом возрасте | Хотя пожилому человеку и сложнее освоить устный счет в уме, такие занятия будут хорошей профилактикой болезней, связанных с памятью и концентрацией внимания. |
Занятия ментальной арифметикой полезны для развития мелкой моторики | Считать в уме без овладения счетом на абакусе практически невозможно. Поэтому вначале придется активно пользоваться счетами, что предполагает постоянные мелкие движения пальцами. |
Овладение ментальной арифметикой не гарантирует «пятерок» по математике | Если ребенок не понимает условия задачи, не знает формул и правил, то, к сожалению, ментальная арифметика не поможет. При этом дети, владеющие приемами ментальной арифметики, легче вникают в условия задачи из-за развитого воображения. |
Программы занятий бывают разные, но принцип схож. Осваивать ментальную арифметику начинают с умения работать с абакусом. Это японские счеты, которые имеют косточки, с помощью которых делают вычисления.
Первоочередная задача – научиться быстро считать на абакусе. Постепенно преподаватель дает все более сложные примеры для вычислений, а затем физический абакус убирается, и ребенок представляет счеты в уме.
Рейтинг составлен на основе мнения редакции КП. Рекомендации и дополнения по рейтингу вы можете отправить на почту edu@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).
Мы выбрали десять курсов, которые помогут ребенку освоить ментальную арифметику. При подборе мы учитывали доступность занятий, наличие положительных отзывов и пробного урока.
Занятия проходят по видеосвязи. Ученики выполняют задания на интерактивной онлайн-платформе под руководством тренера, а затем закрепляют полученную тему, выполняя домашнее задание. После каждого занятия вы получаете подробный отчет об успехах ребенка.
Занятия в Центре проходят раз в неделю и длятся по 1,5 часа с перерывами каждые 30 минут. Есть также вариант занятий два раза в неделю по 60 минут. Курс для детей дошкольного возраста длится от 5 до 6 месяцев. Этот этап называется подготовительной ступенью. Курс для школьников состоит из пяти ступеней, на овладение каждой необходимо от 3 до 6 месяцев.
Занятия длятся один академический час и проходят по авторским методикам, которые разрабатываются для каждой возрастной группы отдельно. Ребята занимаются два раза в неделю, двигаясь в обучении от простого к сложному. Педагоги дают домашние задания, но их выполнение занимает не больше 15 минут. На сайте центра есть удобный инструмент для тренировки счета онлайн.
Это индивидуальные занятия с дипломированным специалистом. У каждого репетитора есть рейтинг, который формируется исходя из оценок учеников. Также на сайте можно посмотреть количество уроков, которые провел преподаватель, его стаж в качестве репетитора по ментальной арифметике, почитать отзывы учащихся. Первое занятие бесплатное.
Курс рассчитан для детей с четырех лет. Можно заниматься дома вдвоем с малышом или собрать мини-группу из детей одного возраста. Курс специально рассчитан на детей, которые еще не знают цифр, не умеют считать, вычислять и читать. Все задания детям в игровой форме дает журавлик Плюсик, герой помогает лучше выстроить коммуникацию с маленькими детьми.
Авторы курса обещают, что вы увидите первые результаты уже после двух месяцев занятий. Длительность урока – 90-120 минут, также для закрепления ученики получают домашние задания, на выполнение которых нужно в среднем 15 минут. Пропущенные занятия можно догнать с репетитором.
Программа предназначена для детей от 5 до 13 лет и состоит из нескольких уровней. По завершении каждого уровня ученики сдают экзамен и получают международный сертификат. Заниматься можно в одном из центров сети или онлайн в мини-группах от трех детей. Занятия проходят раз в неделю и длятся 120 минут.
Школа заявляет, что обучила быстрому устному счету более 100 тысяч учеников. Есть программы для детей от 4 до 12 лет. Занятия проходят в группе, после каждого дается домашнее задание, которое проверяет куратор. Есть бесплатный пробный урок.
Школа является сертифицированным членом международной ассоциации ментальной арифметики. Специалисты школы советуют начинать занятия с 5-6 лет. В группах не более восьми учеников, чтобы тренер мог уделить внимание каждому. Занятия проходят раз в неделю по 1,5 часа. В программе для детей помимо упражнений также развивающие игры. 10-15 минут ежедневно нужно уделять работе на онлайн-тренажере, чтобы закрепить навыки ментального счета. Длительность полного курса – два года.
Занятия проходят в игровой форме на специальной онлайн-платформе. В программе шесть уровней обучения для детей разного возраста и уровня подготовки. Длительность курсов от 3 до 6 месяцев. В группе обычно от 4 до 10 учеников, задания чередуются с интерактивами, есть перерывы на подвижные и интеллектуальные игры. Ученики центра регулярно участвуют в олимпиадах по ментальной арифметике, чтобы проверить уровень знаний.
Ментальной арифметикой можно заниматься с ребенком и самостоятельно. Специалисты отмечают, что для этого нужна дисциплина и регулярность. Наши рекомендации помогут вам выстроить занятия таким образом, чтобы они были успешными.
Желательно заниматься в одно и то же время. Это позволит выработать режим, и ребенок будет психологически настраиваться на урок. Особенно это важно дома, где малыш чувствует себя расслаблено и может с неохотой воспринимать занятия. Время выбирайте, исходя из особенностей ребенка. Маленькому жаворонку больше подойдет урок в первой половине дня, а совенку – после обеда, когда организм уже точно проснулся и готов к освоению новых знаний. Также учитывайте дополнительные факторы: заниматься перед сном, когда малыш устал, или перед походом в гости – не самый лучший вариант. В первом случае концентрация может быть снижена из-за усталости, во втором – ребенку будет сложно сосредоточиться, находясь в предвкушении поездки. Что касается периодичности, то каждый день по 15 минут лучше, чем раз в неделю в течение часа.
Научиться учить без определенных знаний сложно. Методика преподавания важна, она учитывает возрастные особенности ребенка, необходимую длительность и последовательность занятий. Сейчас есть множество курсов и учебных пособий для педагогов – выбирайте то, что подходит вам и изучайте.
Чтобы занятия были эффективными, они не должны проходить хаотично. Каждое занятие должно иметь свою небольшую цель. Лучше приобрести готовую программу, разработанную специалистами, и следовать ей.
Помните народную пословицу: «Тише едешь – дальше будешь». Не переходите на следующую ступень, пока ребенок полностью не освоит предыдущую. В ментальной арифметике важно качество, а не скорость.
Если вы нервничаете, когда малыш не понимает, лучше доверить занятия профессионалам. Отношения с ребенком важнее. В состоянии стресса малыш как будто впадает в оцепенение, обучение в этот момент бесполезно. Спокойная и комфортная обстановка – залог успешного развития.
Мария Потапова, исполнительный директор цифровой школы «Академии Аристотель», эксперт в сфере EdTech:
Ментальная арифметика – это метод обучения детей быстрому счету в уме. Чтобы достичь результата, дети сначала учатся считать на деревянных счетах, а затем уже без них, представляя, как передвигаются шарики, уже в уме. Считается, что наличие визуального образа в голове помогает быстрее справляться со счетом. Однако отмечу, что быстрый счет не сделает ребенка математиком, многие математики не умеют быстро считать. Тем более в эпоху компьютеров этот навык становится все менее востребованным. Гораздо важнее обладать математическим интеллектом, который включает внимание, память, а главное способность рассуждать, как подойти к решению какой-либо проблемы. Развитие этих способностей происходит на разнообразном математическом материале, который не ограничивается элементарным сложением и вычитанием. К слову, математический интеллект определяет успешность ребенка не только в математике, но и в физике, информатике и других науках, где необходимо рассуждать, логически выстраивать решение и приводить доказательства своих решений.
Эмиль Ахундов, коммерческий директор в НИИ Развития народного образования, руководитель проекта «Фабрика лидеров мнений»:
Ментальная арифметика – это система тренировок ума и умения быстро считать в уме. Она базируется на использовании визуальных и звуковых ассоциаций, а также специальных техник мозговой активации. Она позволяет развивать скорость и точность вычислений в уме. Ментальную арифметику придумали еще древние греки около 2500 лет назад. Позднее, в Азии, эта практика была доработана и стала популярной в Японии, Китае и других странах Восточной Азии. В настоящее время методы ментальной арифметики используются во всем мире для развития памяти и умственных способностей. В современном виде ее оформил японский ученый Тэцуя Сакамото в 1970-х годах. Он создал методику, основанную на быстром расчете в уме с помощью визуализации, ассоциаций и запоминания числовых паттернов. Эта методика была признана эффективной не только в Японии, но и во многих других странах. Однако еще до Сакомото один из известных ученых, который пропагандировал ментальную арифметику, это Яков Перельман. Он был московским математиком и популяризатором науки в начале XX века и написал несколько книг, в которых представил методику обучения ментальной арифметике. Его книги были очень популярны в СССР и используются до сих пор в школах и кружках для развития математических способностей у детей.
Отвечает Мария Андреева, руководитель Школы интеллекта StarBoom