Родители беспокоятся о том, как научить ребенка держать ручку, лишь ближе к школе. Однако эксперты уверены, что обучать малыша нужно гораздо раньше. Как именно – в материале КП
Когда малыш впервые в жизни берет какую-то вещь, он зажимает ее в кулачок. Начиная рисовать, дети по привычке хватают карандаши, мелки или фломастеры именно так. Все бы ничего, но подобная привычка быстро укореняется, и исправить ее потом трудно.
Как следствие, страдает почерк ребенка и падает успеваемость в школе. Но не это самое страшное. Неправильное удерживание письменных принадлежностей может привести к серьезным проблемам со здоровьем.
Верный захват формируется с раннего возраста | Сначала дети берут предметы в кулачок. Затем формируется пинцетный захват, когда малыш берет вещь большим и указательным пальцами, словно пинцетом. Позднее ребенок учится сгибать пальцы, делая их округлыми, становится более ловким. После прохождения всех этих этапов формируется захват тремя пальцами. |
Неправильная работа с ручкой портит осанку и зрение | При неверном захвате пишущего предмета ребенок неправильно сидит за столом, «нависая» над ним. Это приводит к нарушению кровообращения в шейном отделе, а значит, мозг не «питается». Из-за этого малыш быстро устает, у него болят руки и голова, округляется спина и портится зрение. |
Развитие мелкой моторики помогает правильно держать ручку | С раннего детства нужно развивать мелкую моторику: давать детям рвать бумагу, мять игрушки, трогать различные предметы, застегивать пуговицы, нанизывать бусины на нитку, лепить из пластилина. |
Многие родители ошибочно считают, что учить ребенка правильно держать ручку нужно лишь ближе к школе. Некоторые и вовсе думают, что школа всему научит. Но уже в 2-3 года дети берут карандаши и рисуют первые «шедевры». Именно в это время нужно обратить внимание на захват малыша и начинать мягко его корректировать.
Прежде всего родителю нужно самому понять, как правильно во время письма должны располагаться пальцы. Затем следует объяснить и показать это ребенку. Делать это лучше, конечно же, в игровой форме.
– Правильный обхват ручки или карандаша можно объяснить дошкольнику во время игры, так для него процесс обучения станет интереснее, – считает психолог Инесса Спинка. – Особенно актуально это для тех, кто упрямится и держит пишущий предмет неправильно. В этом случае критика заменяется объяснением правил игры – так детям гораздо проще освоить новую технику.
Тот самый захват, который формируется еще до владения ручкой. Единственное отличие – нужно добавить один пальчик.
Ручку или карандаш ставят на стол грифелем вниз. Ребенок хватает верхнюю часть тремя рабочими пальцами. После этого малыш сдвигает их ниже, пока предмет не ляжет в руке так, как обычно лежит во время письма.
Бумажную салфетку нужно сложить в четыре раза и дать ребенку. Он зажимает ее в ладошке безымянным пальцем и мизинцем – так они не будут мешать во время письма. Остальные пальцы малыш выпрямляет и берет ими ручку.
– Правильным считается такой захват, при котором ребенок может поднять большой палец таким образом, чтобы пишущий инструмент не пошевелился, – говорит Инесса Спинка. – Безымянный пальчик и мизинчик необходимо прижать к ладони».
Эту игру можно предложить детям постарше (5-6 лет). То, как в руку берут дротик, схоже с тем, как требуется брать ручку. Поэтому каждый раз, когда ребенок будет приниматься за письмо, напоминайте ему о том, чтобы брал пишущий предмет как игровой.
– Этот вариант хорошо подходит для активных и непоседливых детей, которых сложно усадить за стол заниматься рутинной отработкой техники письма, – советует Инесса Спинка.
Научиться держать ручку правильно поможет обычная аптечная или канцелярская резинка. Ее надевают ребенку на запястье, слегка оттягивают вверх и делают петельку. В последнюю ближе к колпачку продевают ручку. Так предмет будет сохранять верное положение.
Скажите малышу, что карандашик захотел спать, и его нужно уложить в кроватку. Пусть под его голову положит подушку, а сверху накроет одеяльцем. В роли кровати выступит средний пальчик, подушкой будет указательный, а одеяльцем – большой. Можете даже сочинить сказку о карандаше и пальчиках.
Волчок, или юлу берут тремя нужными пальцами. Благодаря взаимодействию с волчком пальчики ребенка начинают работать сообща.
Малыш встает, держа одну руку на поясе. Второй он захватывает волчок тремя пальцами, остальные прижаты к ладони. Кисть нужно развернуть пальцами вверх.
Когда ребенок научится правильно держать волчок, можно приступать к динамике. Пусть малыш в свободном ритме начнет вращать или перемещать ручку волчка, используя верный захват.
Если малыш все равно не понимает, как правильно держать ручку, дайте ему подсказку. Нарисуйте точку на пальце там, где должен лежать предмет. Такую же пометку сделайте на карандаше или ручке. Объясните ребенку, что для правильного письма нужно, чтобы эти две точки соприкасались.
Обычный мелок – прекрасный инструмент для обучения. Предварительно его нужно сломать, чтобы длина кусочка не превышала трех сантиметров. Так малыш не сможет взять его всей ладонью, а потому придется брать тремя пальцами. Порисовав мелками, ребенок сможет перейти к более «взрослым» инструментам, сохраняя при этом правильный захват.
Дополнительный аксессуар, который надевается на ручку. Благодаря специальным выемкам, взять предмет неправильно просто невозможно. К тому же ручкой с насадкой интереснее писать, ведь они сделаны в виде различных зверьков.
По похожему принципу делаются и специальные ручки для первоклассников. В них уже есть выемки для пальчиков, благодаря которым рука ребенка принимает верное положение.
Еще один вариант, упрощающий обучение письму, – ручки или карандаши с тремя гранями, имеющие уже знакомые нам выемки для пальцев. Кроме очевидной пользы они имеют и другие преимущества. Например, легкий и мягкий материал корпуса, веселая окраска.
Наконец в качестве напоминания над рабочим столом ребенка можно повесить яркую схему, на которой будет изображено, как правильно держать ручку.
Если у ребенка рабочая рука – левая, не нужно его переучивать. Это не каприз и не какой-то дефект. Просто у малыша за речь и письмо отвечает правое полушарие мозга, а не левое, как у большинства. В попытках переделать чадо родители заставляют его мозг действовать наоборот. Подобный подход лишь усложняет обучение и травмирует детей. Чтобы научиться держать ручку, левшам подходят те же методы, но с небольшими изменениями.
Левша держит ручку на 3,5 см выше, чем правша, и закрывает рабочей рукой освещение, которые обычно находится слева. Поэтому в первую очередь позаботьтесь о том, чтобы у ребенка было комфортное рабочее место – удобный стул, отрегулированный по высоте, чтобы не нарушать осанку, просторный стол и источник света с правой стороны.
Выбирать ручку необходимо с учетом особенностей ребенка. Стержень должен быть тонким и писать под любым углом. А чернила – быстро сохнуть, чтобы не размазываться.
Можно выбрать специальные канцтовары для левшей – так ребенку будет легче адаптироваться.
Следите, чтобы при письме в указательном пальце левой руки не было чрезмерного давления – пусть движения будут плавными и свободными. Лист бумаги или тетрадь двигается правой рукой. Рука и ручка должны находиться на одной прямой или иметь небольшой наклон. Также нужно следить за тем, чтобы левая рука находилась под строкой, а линии получались прямыми. Если требуется наклон – он достигается поворотом листа.
Сергий Кожаев, педагог, психолог:
Обучению правильно держать ручку в начальной школе посвящают немного времени. Учитель показывает, потом объясняет и далее иногда контролирует. В итоге дети приходят к тому, что вырабатывают навык правильного владения ручкой по большей части самостоятельно. Наша задача вовремя заметить и плавно направить. Как и во всех попытках научить детей, необходим прямой близкий контакт с ребенком и, конечно же, игровой стиль общения.
Играем в «Папу цап». Папа в основном является не самым активным участником образовательного процесса. Тем и ценнее данная игра.
Садитесь напротив и предложите своему чаду постараться успеть ухватить ваш указательный палец тремя своими: большим, указательным и средним. А сами быстро сгибайте, пряча свой палец от опасности. Эта динамичная игра, как правило, приводит к обоюдному хохоту и формирует точный хват, который родитель сможет тут же оперативно скорректировать.
Играем в «Рок-группу». В зависимости от музыкальных пристрастий семьи, ансамбль может быть джазовым или эстрадным. Обязательное условие только одно: ребенок играет на барабанах. Способ хвата барабанных палочек джазового барабанщика схож с правильным хватом ручки. Остальное – ваша импровизация. Родители могут играть на настоящих инструментах, а могут включить фонограмму и делать имитацию игры на гитаре, взяв веник.
Известным приемом постановки руки для письма является использование перьевой ручки. Не самый удобный и комфортный для ребенка способ. Зато благодаря ему малыш не закручивает руку вокруг тетрадки так, что создается впечатление, будто он пишет вверх ногами. Тут тоже нужна игровая помощь. Небольшой рассказ о девятнадцатом веке переходит в игру «Пишем, как Пушкин». Совместными усилиями сочиняем смешное четверостишие, которое ребенок записывает перьевой ручкой.
В процессе обучения действуют две стороны. Родители должны усвоить ряд правил, соблюдая которые, смогут добиться очень многого.
В первую очередь, необходимо исключить любой конфликт из такого взаимодействия, создать теплую атмосферу без взаимных упреков. Чтобы создать верный настрой, важно понимать, сколько времени займет каждое упражнение. Смиритесь с тем, что вы отвлечетесь от своих дел всего лишь на 20 минут. Обязательно продумайте выход из игры, который не будет травмировать увлекшегося ребенка. Помните, что формальный подход не успокоит ребенка, а наоборот расстроит его еще больше. В данном случае многозадачность неуместна. Нельзя совмещать просмотр хоккея с попыткой научить. Чистота эксперимента – в следовании правилам.
И наконец, юмор. Все необходимо выстраивать через призму шуток и легкой необязательности. Иллюзия того, что этот процесс не важная сверхзадача, а желание родителя быть рядом, позволит вашему подопечному обрести правильный навык незаметно для себя.
Не забывайте, что конструирование из своего ребенка идеальной модели опасно. Это довольно часто приводит к тому, что родители отказываются видеть в своем чаде реального человека, и от этого страдают обе стороны.
Мария Потапова, исполнительный директор цифровой школы «Академии Аристотель», эксперт в сфере EdTech:
Обучая ребенка держать ручку, важно позаботиться о комфортном рабочем месте. Оно должно быть достаточно освещено и хорошо проветриваться. Рядом стоит поставить стакан воды. В середине занятия нужно попросить ребенка выпить пару глотков. Недостаток воды может привести к снижению концентрации, которая необходима при освоении нового навыка.
Первые упражнения желательно выполнять мягким карандашом, на который можно надеть специальный ограничитель. Изначально они были только для левшей – сейчас же производят и для правшей тоже. Для последующих занятий понадобится шариковая ручка длиной 15 см с «резиновым ковриком», который поможет не скользить пальчикам ребенка.
Убедитесь в правильной постановке руки. Ручка или карандаш лежит на левой стороне среднего пальца, указательный — придерживает ручку сверху. Большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка согнуты, но не сжимают ручку сильно. Безымянный палец и мизинец — внутри ладони или свободно лежат у основания большого пальца.
Вот несколько критериев проверки правильной постановки:
Время занятия с дошкольником: примерно 20-25 минут. Время письма — индивидуально. Главное следить, чтобы ребенок не устал.
Упражнения:
Если возникли сложности, поможет пальчиковая гимнастика, массаж рук и собирание фасоли двумя пальчиками. Кроме того, для улучшения моторики пальцев полезно играть в игры с мячом и теневой театр.