Понимание денег как инструмента, инвестиционных механизмов, капитала — то, что должны развивать родители в своих детях с малых лет. Рассказываем о том, как обучать малышей финансовой грамотности
Экономическое воспитание – важная составляющая развития ребенка. Если вовремя не обучить чадо планированию расходов, совершению покупок, получению и проверке сдачи, то рынок его научит сам. Правда, чуть менее веселыми и более опасными методами. Родитель должен и своим примером, и с помощью игр, рассказов, образовательных программ научить сына или дочь азам капиталистического устройства. Для этого отцу или матери совсем не нужно иметь докторскую степень в экономике, достаточно простыми словами и в интерактивной форме объяснять, показывать, увлекать. Интерактивная форма – это когда ребенок в комфортных условиях обучения является самым активным участником процесса. Такое возможно, например, во время игры. Ребенку до 7 лет особенно важен игровой формат, в котором через призму эмоций и яркого опыта у него фиксируется ощущение денег и развивается умение ими управлять. Иными словами, благодаря правильному экономическому воспитанию вырастает финансово грамотный человек.
Финансовая грамотность, привитая чуть ли не с младенчества и до 7 лет, позволяет подростку, юному, потом зрелому человеку максимально включаться в жизнь, разносторонне взаимодействовать с обществом, чувствовать себя в экономической безопасности и уверенно смотреть в будущее.
Финансовая грамотность – это умение жить по средствам, осознанный отказ от неразумных долгов, понимание экономических процессов и развитый навык осознанного включения в них. Константин Сейланов, со-основатель школы финансовой грамотности Bosskids, отмечает, что финграмотность состоит из финансовых знаний, финансовых навыков и финансовых установок. Все составляющие должны быть гармонично развиты.
Будучи финансово безграмотным, человек не только терпит убытки, теряет накопления, но также с трудом «вписывается» в общество. Без знаний основ рынка ребенок хуже проходит социализацию, потому что многообразное общество, словно лоскутное одеяло, сшито экономическими нитями. Не зная того, на чем держится общество, с трудом можно быть его активным участником.
Самым базовым инструментом, которым должен научиться владеть человек, являются деньги – средство обмена. Не чувствуя их, не зная им цену, обеспечивать себя, заботиться о себе становится сложно. Приведем пример: актриса XX столетия Фаина Раневская, автор многочисленных афоризмов, острот и анекдотов, была талантливой актрисой. В Советском Союзе зарплаты актеров были невелики. Но однажды за съемки в фильме «Золушка» Раневской выплатили большой гонорар. Взяв пачку денег в руки, актриса «потерялась». Она не знала, что делать с ними, пошла в театр и раздала знакомым. Себе почти ничего не оставила, и на платье для новых съемок ей денег не хватило. История поучительная: нужно знать цену деньгам и умело ими распоряжаться. В советское время подобную растерянность Раневской можно было объяснить общим настроем общества на отмирание капиталистических отношений. Сегодня, когда миром преимущественно правит капитализм, легкомысленное отношение к деньгам указывает на безответственность человека и отсутствие у него финансовой грамотности.
Современные родители, чаще миллениалы (то есть рожденные с 80-х годов XX века), с интересом изучают способы воспитания детей – их творческие, психологические, финансовые аспекты. На спрос появилось предложение: рынок изобилен развивающей литературой, играми, программами, курсами для малышей. Выбор огромен, и не всегда понятно, что из того, что предлагают современные педагоги и коучи, наиболее эффективно, интересно, познавательно ребенку.
Способов воспитать будущего Рокфеллера уйма. Рынок полон образовательными программами финансовой грамотности для детей. Но, отметим, придерживаться одной системы не обязательно. Ни одна методика не является единственно верной и единственно эффективной. У каждой есть свои плюсы и минусы. На плечи родителя ложится груз сортировки обучающих программ и отбора лучших методик конкретно для своего ребенка. Каждый ребенок уникален, и только заботливый отец или любящая мать сможет уловить то, к чему у него ляжет душа. Расскажем о пяти базовых способах развития финансовой грамотности у малыша (преимущественно до 7 лет) – их можно комбинировать, менять, творчески корректировать.
Говорите с ребенком о своей работе в развлекательной форме. Вы работаете доктором? Расскажите, как лечите людей, как спасаете им жизни, и что именно за это вы получаете заработную плату. Покажите малышу место работы, устройте ему экскурсию по своему рабочему кабинету.
Также объясните, что помимо работы есть домашние обязанности (вроде уборки или приготовления ужина), за что деньги получать не нужно. Домашние дела выполняются из ответственности за семью, из желания уюта, из теплого отношения к родным и близким.
Через беседу о работе и доме ребенок понимает разницу между формальными и неформальными отношениями, разными видами обязательств, а также определяет для себя основной вариант заработка – выполнение профессиональных функций в организации.
Нарежьте купюры из разноцветной бумаги, придайте каждой номинал. Возьмите пуговицы – они будут монетами. Чем меньше пуговица – тем меньше стоимость. Научите малыша сортировать «псевдоденьги». Когда ребенок подрастет, в 5-7 лет заменяйте самодельные деньги на настоящие. Научите ребенка также сортировать их. Знакомство с деньгами и их раскладывание по стопкам развивает у чада моторику, память (в том числе, визуальную). Такая активность также повысит интерес к счету, а впоследствии к математике и другим точным наукам.
Отрепетируйте с ребенком поход в магазин. Сыграйте роль продавца, а малышу отведите роль покупателя. Разложите на столе предметы с ценниками (это могут быть конфеты, игрушки, кисти для рисования, краски), а по комнате разложите деньги. Пусть купюры и монеты будут настоящими. Ребенку нужно будет собрать нужные суммы и расплатиться с вами. В процессе такой игры ребенок осваивает навыки поиска, собирания, накопления. Он узнает цену деньгам, развивает навык счета, учится распоряжаться купюрами, разменивать их. Если малыш все скупил – поменяйтесь ролями.
Включайте ребенку образовательные мультфильмы: «Смешариков», «Фиксиков». В некоторых сериях веселые персонажи обучают маленьких зрителей накоплениям, кредитам, инвестициям. Герои рассказывают о важности обязательств и их исполнения и ищут выходы из сложных (для мира детей) финансовых ситуаций.
Технологии везде, как и цифровые активы. Дайте ребенку смартфон с установленным на нем приложением, в котором можно зарабатывать игрушечные деньги, выполняя какие-то задания (например, решая головоломки). Главное, убедитесь, что приложение бесплатно, и разработчик не предлагает что-то докупить. До 7 лет лучше поберечь ребенка (и себя) от реальных финансовых ошибок.
Отвечают Екатерина Глухарева, основатель школы управления личными финансами «Life’n’Money»; Ирэн Шкаровская, начальник управления стратегических коммуникаций Банка Хоум Кредит, эксперт проекта «Дети и деньги».