Дислексия – одна из наиболее распространенных проблем с обучением, освоением родного языка. Это состояние в той или иной мере встречается примерно у 5 — 17% населения1,2. Дислексия часто возникает в сочетании с другими расстройствами, такими как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), дисграфия. Дислексия обычно диагностируется, когда ребенок впервые идет в школу и сталкивается с трудностями при обучении. В некоторых случаях дислексию не распознают у ребенка, но диагностируют у взрослого человека. Иногда симптомы впервые развиваются в зрелом возрасте.
Проявления дислексии у взрослых могут затруднить профессиональный и карьерный рост и помешать личным отношениям. Это может привести к снижению самооценки, особенно если человек не знает о своей проблеме и не проходит курс лечения.
Специалисты определяют дислексию как нарушение способности к чтению у людей с нормальным интеллектом (у большинства людей с этим расстройством интеллект средний или выше среднего)1. Человек испытывает трудности во время чтения из-за того, что мозг не распознает и не обрабатывает определенные символы должным образом.
Дислексия возникает из-за нарушения способности мозга переводить изображения, полученные от глаз или ушей, на понятный язык. От этого состояния нет лекарства, но его можно компенсировать и тем самым улучшить качество жизни3.
Среди людей с дислексией и необычайным интеллектом выделяются Альберт Эйнштейн, Александр Грэм Белл, Томас Эдисон, Уинстон Черчилль, Бенджамин Франклин, Вольфганг Амадей Моцарт и Джон Леннон.
Причины дислексии у взрослых
Было доказано, что мозг человека с дислексией структурно и функционально отличается от мозга других людей. Изменения в работе мозга могут быть врожденными – из-за генетических мутаций, которые передаются по наследству или возникают спонтанно во время внутриутробного развития ребенка. Такую дислексию называют врожденной, первичной, она чаще встречается у мужчин. Вторичная дислексия также относится к врожденным расстройствам и связана с неврологическими нарушениями у плода во время беременности4,5.
Бывает также приобретенная дислексия. Она может развиться в детском или взрослом возрасте из-за травмы и заболевания, от которых пострадал головной мозг (инсульт, черепно-мозговая травма)5,6.
Симптомы дислексии у взрослых
Симптомы во многом зависят от того, какой тип дислексии у человека. Существуют разные классификации этого состояния, в российской медицинской литературе обычно указаны следующие виды:
- Фонетическая или фонематическая дислексия считается самой распространенной. Люди с этим типом дислексии испытывают трудности с декодированием и озвучиванием слов. Им трудно разбить слова на звуки и сопоставить звуки с соответствующими символами (буквами).
- Семантическая дислексия. В этом случае человек во время чтения произносит слова правильно, но при этом плохо понимает смысл слов, предложений и текста.
- Мнестическая. При этой форме трудно уловить взаимосвязь между буквой и звуком.
- Оптическая. В этом случае человек путает буквы, которые состоят из похожих элементов, только расположенных по-разному (например, Т и Г, П, Н и И).
- Аграмматическая. Эта форма дислексии проявляется неправильным произношением падежных окончаний, неправильным согласованием рода, числа и падежа. Фразы, которые произносит человек, звучат косноязычно: «автобус проехала», «кошка голодный».
Взрослые с дислексией не могут внятно составить краткое изложение истории, которую они слышали или читали, у них могут быть проблемы с пониманием шуток и идиом. Другие характерные симптомы дислексии у взрослых людей:
- они избегают чтения вслух и вообще редко читают для удовольствия;
- чувствуют себя неуверенно, когда приходится читать вслух детям или помогать им с домашним заданием;
- неправильно произносят слова, но не осознают этого;
- испытывают трудности, когда приходится вести записи во время совещаний и других рабочих событий;
- с трудом запоминают имена людей, хотя хорошо помнят их внешность.
Нередко люди с дислексией излишне тревожны, имеют низкую самооценку, склонны к депрессии. Многие испытывают обиду на учителей и систему образования в целом, поскольку помнят, как сложно им было учиться в школьные годы7.
Лечение дислексии у взрослых
После того, как врач-невролог или логопед, психолог оценят тяжесть дислексии, они составят план лечения, который поможет человеку управлять своим состоянием.
Диагностика
Врачи общей практики не диагностируют дислексию, обычно этим занимается психолог или логопед. Специалист может провести несколько видов тестов, чтобы определить уровень или серьезность дислексии. Эти тесты могут включать:
- проверку зрения и слуха;
- тест по чтению;
- психологические тесты;
- анкеты об образе жизни или работе.
Дислексия может проявляться по-разному, и не всегда ее легко распознать. Не стоит самостоятельно диагностировать это состояние с помощью интернет-тестов.
Современные методы лечения
План лечения может включать:
- обучение или репетиторство для улучшения навыков чтения, что очень важно при дислексии в любом возрасте;
- трудотерапия, чтобы научиться обходить и решать проблемы, которые вызывает дислексия на рабочем месте;
- дополнительное обучение предметам или задачам, которые доставляют дискомфорт.
Технологии также могут быть важной частью лечения дислексии, особенно для работающих взрослых. Вот некоторые вещи, которые могут помочь:
- запись встреч или важных разговоров, чтобы послушать их позже, если вы пропустили важную информацию;
- помощь приложений и программного обеспечения для преобразования речи в текст, чтобы вам не приходилось писать самостоятельно;
- использование корпоративных приложений или электронных органайзеров, чтобы под рукой были шаблоны и подсказки, помогающие написать нужный текст.
Профилактика дислексии у взрослых в домашних условиях
Дислексия относится к пожизненным состояниям, поэтому лучшая профилактика – это раннее распознавание, за которым следует мультисенсорный подход к обучению и эмоциональная поддержка.
Популярные вопросы и ответы
Мы обсудили проблему с врачом-неврологом высшей категории Евгением Мосиным.
Если дислексия не распознана в детстве — это плохо?
Чем можно помочь людям с дислексией?
● компьютерное программное обеспечение для написания или чтения текстов;
● приложения на портативных электронных устройствах для чтения текстов, общения и организации работы и обучения;
● специализированные устройства, такие как ручки и сканеры, калькуляторы или говорящие словари, для решения повседневных задач;
● программа распознавания голоса, в которой вы можете диктовать свои идеи, и они будут переведены на экран компьютера.
Каковы осложнения дислексии?
Социальные и эмоциональные проблемы. Было замечено, что люди с дислексией менее зрелы в социальном и эмоциональном плане, чем их сверстники. Это может привести к ухудшению самооценки и меньшему принятию со стороны сверстников. Человек с дислексией может по-разному реагировать на социальные ситуации из-за своей социальной незрелости, вызывая смущение у других. Позже, когда язык становится одним из важных способов выражения, человек с дислексией может чувствовать себя неспособным устанавливать эмоциональную связь и социальные отношения.
Некоторые другие эмоции, которые чаще всего испытывают люди с дислексией, – это гнев на себя и других, депрессия из-за неспособности приспособиться к окружению и разочарования из-за невозможности выполнять свои функции так, как им нравится.
Источники:
- Помощь при дислексии в Мичиганском университете. Часто задаваемые вопросы.
- Вагнер РК, Зирпс ФА, Эдвардс АА и др. Распространенность дислексии: новый подход к ее оценке. J Learn Disabil. 2020;53(5):354-365.
doi:10.1177/0022219420920377 - Йельская дислексия. Что такое дислексия?
- Gialluisi A, Andlauer TFM, Mirza-Schreiber N и др. Исследование ассоциаций по всему геному открывает новые возможности в области наследуемости и генетических коррелятов дислексии развития. Mol Psychiatry. 2021;26(7):3004-3017.
doi:10.1038/s41380-020-00898-x - NeuroHealth. Типы дислексии.
- Cistola G, Farrús M, van der Meulen I. Афазия и приобретенные нарушения чтения: Каковы высокотехнологичные альтернативы для компенсации дефицита чтения? Int J Lang Commun Disord. 2021;56(1):161-173.
doi:10.1111/1460-6984.12569 - Александер-Пассе Н. Исследование посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), вызванного опытом дислексии в обычном школьном образовании? J Psychol Psychother. 2015;5(6):1000215.
doi:10.4172/2161-0487.1000215