Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
31 августа 2009 11:45

Почему известный гитарист Сергей Терентьев ушел из "Арии"?

Музыкант ответил на ваши вопросы и рассказал о своем новом проекте 31 августа.
Источник:kp.ru

Сергей Терентьев ответил на ваши вопросы 31 августа.

Предлагаем стенограмму и фрагменты трансляции.

Ведущий - Никита КАМЫШЕВ.

- Сегодня у нас в гостях Сергей Терентьев и певица Наталья Glossy. Расскажите о своем новом проекте GT. Что он собой представляет, какая будет концепция, какой стиль?

Наталья:- GT это по сути такой тандем, где основу делают два человека – это я и Сергей. То есть написание музыки, аранжировки. С нами работают на данный момент сессионно музыканты. Данила Захаренко из «Черного обелиска» на бас-гитаре и Сергей Кутаев, который является также барабанщиком группы «Артерия» и «Д.И.В.А.». Он занимается сейчас записью барабанов. Концепция? Мы не претендуем на что-то концептуальное, хотя первый альбом имеет такие ограничения. Он будет называться «Точка невозврата». Поскольку эти песни были написаны в течение достаточно долгого периода – 1,5 года, за это время очень много событий происходило. Немножко оглядываясь в прошлое, так, переживания. Хотя есть песни, которые не имеют каких-то прямых автобиографических отсылок. Но это то, что будет близко, я думаю, многим, особенно молодым девушкам. Это тяжелые гитары, максимум симфонизма, хоры. Некоторые считают проект готическим, хотя я против такого определения. Я считаю, что есть, может быть, какие-то элементы, но не концептуальные вещи какие-то. Просто есть музыка, которая относится к готик-метал, готик-року, и некие музыкальные, такие атмосферные вещи, которые ассоциативно воспринимаются. Может быть, только из-за этого можно отнести.

Сергей:- Честно признаться, мы вдохновились творчеством группы Evanescence.

Сергей:- Честно признаюсь, я в этом смысле необразованный человек. Обозвали группу «Артерия», стиль группы «Артерия» - индастриал метал. Значит, люди так считают. Я играю обычную металлическую тяжелую музыку. Я никогда не думал, что это будет называться именно так. По этому поводу могу сказать следующее. Это музыка с максимальным содержанием симфонизма, в том числе хоры, оркестровые аранжировки и тяжелое звучание.

- Вы говорите, что у вас музыканты работают сессионно. На постоянной основе кого-то планируете привлекать, или у вас костяк два человека, а остальные приходят и уходят…

Наталья:- Сейчас просто идет запись. Сейчас как раз мы заходим в студию, когда сессионные музыканты работают. Доконцертная работа, скажем так, идет студийная.

Сергей:- Единомышленники появляются в течение 5-10 лет. Но я надеюсь, что нам повезет и они появятся раньше. Музыкальный коллектив – величина не постоянная, к сожалению.

Наталья:- Нам очень нравится работать и с Данилой Захаренко, и Сергей Кутаев – наш большой друг. Мы надеемся, что будем работать долго и счастливо. Сейчас пока работаем. Пока нет окончательной записи альбома. Сейчас дописываем вокал, гитары. Поэтому что это будет в результате… Жизнь показывает, что если ты что-то задумал, точно так на выходе не получается, а получается немного по-другому.

Сергей:- Кое-что мы уже показали в эфире, на радио «Эхо Москвы». Там уже была премьера песни. Отзывы вроде бы хорошие. Это нас воодушевляет на дальнейшие творческие поиски. Сразу после эфира у вас мы поедем в студию работать.

- А на какой стадии находится запись альбома? Когда ожидать выхода?

Сергей:- Запись вокала. Это предфинальная стадия.

Наталья:- Осенью как раз два альбома. Третий альбом «Артерии» и дебютный альбом GT.

Сергей:- Инструментал практически на 70-80 процентов записан. Сейчас происходит отбор произведений, которые войдут в альбом и которые не войдут. Слава богу, у нас их было написано с запасом – на 1,5 альбома уж точно.

Наталья:- Еще пишется параллельно.

- Вы сказали, что оба альбома выйдут осенью – и у «Артерии», и у вашего проекта. Не страшно выпускать сразу два альбома одновременно?

Сергей:- Страшно. Потому что в нынешних экономических условиях, во время кризиса отношения с издателями не то чтобы испортились, они просто замерзли. То есть издатели не понимают, видимо, как им торговать нашей музыкой. И поэтому наши товарно-денежные отношения застряли, мы пока не понимаем, что получится. Но альбомы писать надо, поскольку писать музыку это то же самое, что дышать. Платят за нее или нет – это вопрос уже второй.

Наталья:- Говорят, что водичка всегда дырочку найдет. Если музыка будет востребована, значит, все будет хорошо.

- А концертная деятельность у вас планируется?

Наталья:- Обязательно. Без этого группы не существуют.

Сергей:- Музыкант всегда мечтает, чтобы его студийная работа закончилась стадионным концертом. Плох тот музыкант, который об этом не мечтает. Мы надеемся на то, что все будет хорошо в этом плане.

- А пока у вас живых выступлений не было?

Сергей:- Дело в том, что у нас нет даже официально выпущенного сингла. Поэтому говорить об этом пока рано.

- Наталья, скажите, как вы пришли к исполнению такой музыки? Что на вас повлияло? Может быть, какие-то кумиры? Владеете игрой на каком-то инструменте?

Наталья:- Что касается того, кто на меня повлиял. Сергей уже сказал, что одна из групп, наверное, наиболее яркий представитель этого стиля, это Evanescence. На наш взгляд, у них наиболее разнообразная музыкальная палитра. Их не устаешь слушать. Великолепный тандем на первом альбоме был у них. Есть второй альбом. Он показал, что творчество не умирает, с уходом Бена Муди появилась немножко другая стилистика. Мы надеемся, что нас это не постигнет, мы будем вместе долго.

- А на инструментах играете?

Наталья:- Я не играю ни на гитаре… Как, наверное, все наши слушатели – немножко побренчать на гитаре для себя и для друзей, немножко на фортепиано, особенно когда что-то пишешь.

- Сергей, у вас помимо всего еще группа «Артерия» есть, лидером которой вы являетесь. Расскажите о новостях этой группы. Каков сейчас окончательный состав? Какие творческие планы, когда альбом, чего ждать?

Сергей:- На протяжении более полутора лет у нас стабильный состав. Я напомню об участниках. Это старожил Сергей Кутаев (барабаны), бас-гитара Игорь Макаров (он к нам примкнул где-то год назад), Андрей Волков (вокал). И удачное приобретение – буквально недавно мы пригласили к сотрудничеству молодого талантливого гитариста Эдика Шаронова. А планы у нас следующие. С апреля этого года мы упорно занимаемся съемками и подготовкой к выходу юбилейного DVD, посвященного 5-летию. С опозданием на год, к сожалению, но на то были веские причины. Этот DVD, я надеюсь понравится, будет интересен публике. Потому что это не просто какое-то концертное видео, это интервью разных уважаемых людей, их взгляд на историю музыкальную, которая нас связывала во время сотрудничества, и просто дружба. Это Алик Грановский (группа «Мастер»), Маргарита Пушкина, Валерий Кипелов. Интервью с этими уважаемыми и многими другими людьми нами записаны, сейчас мы активно монтируем этот DVD. В планах развитие своих способностей в плане видеомонтажа. Потому что этим делом мы занимаемся самостоятельно. Я понял, что доверять кому-то работу нельзя. Если хочешь сделать хорошо, сделай это сам.

- Какие проблемы?

Сергей:- Стоять за спиной и объяснять человеку, что нужно сделать то, то и то. Держать в голове картину, зависеть от человека, от его свободы и от его возможностей. Это очень недешевое занятие – монтаж видео, съемки и монтаж. Мы не только решили сэкономить на этом, но и сэкономленные средства вложили в свое образование. Мы пошли на семинар в студию (это монтажная программа), практически освоили ее. Я надеюсь, процентов на 40 мне это удалось. Это уже большая удача.

Наталья:- Жаль, что мы чуть раньше не пошли учиться. Поскольку заявленные сроки мы выдержать не смогли. Мы столкнулись с таким количеством материала, мы поняли, что никак не выпустим этот диск к маю, и он примерно параллельно с альбомом будет выходить, то есть тоже осенью.

Сергей:- Такой объем работы свалился нам на голову, что очень хочется выпустить это осенью.

- То есть вы хотите сразу три продукта на рынок «вбросить»?

Сергей:- Торопиться, может быть, и не стоит. Потому что мы очень много сил, денег, времени потратили на работу над этими проектами. И пускать просто бесплатно не хочется. Будем искать какие-то формы реализации нашего материала.

Наталья:- Надо сказать, что уважение к поклонникам призывает музыканта быть внимательным и думать не только о меркантильной стороне, но и о том, что люди ждут, любят, хотят слышать новую музыку.

Сергей:- Это лирика. Это хорошо. Но очень серьезная трудоемкая работа, которая потом будет бесплатно лежать в Интернете, не обрадует, например, меня в частности.

- Вы являетесь противником того, что творится сейчас в Интернете? У нас был в гостях Сергей Маврин, Дмитрий Варшавский из «Черного кофе». Они сторонники того, что уже настолько Интернет все поглотил, что как только они записывают какую-то новую мелодию, им проще самим ее выложить в Интернет и сказать, что это его. А не когда кто-то выпустит и в плохом качестве в Интернете это выложит.

Сергей:- У каждого, видимо, свои решения возникают. У меня пока нет никаких идеальных решений этой проблемы. В связи с этим я даже вынужден был вынужден получить дополнительное образование. Я прослушал курс «Основы интеллектуальной собственности» и получил сертификат.

Наталья:- Диплом Всемирной организации интеллектуальной собственности (Женева).

Сергей:- Я надеюсь, что это будет полезно мне для того, чтобы разбираться в вопросах прав авторских и способов решения разных проблем, быть в курсе событий, которые происходят в законодательстве об Интернете. А отслеживать все пиратские релизы просто невозможно. Вообще этим должна заниматься самая обычная организация, в которой мы состоим, - Российское авторское общество. Но они не всесильны, они не могут глобально этот вопрос решить. Какие-то единичные случаи они отслеживают, принимают меры, но это не решает вопроса. Проблема общемировая. Интеллектуальная собственность воруется, примитивно выражаясь, на каждом шагу продается. Но, слава богу, есть уже прецеденты, когда люди получают за это возмездие.

- Вы считаете, что у нас в России возможно с этим как-то бороться?

Сергей:- Пока с этим бороться никак нельзя. Единственное, что приходит в голову, это действительно выкладывать в нормальном качестве, чтобы не страдать в плане имиджа, свои произведения в Интернет бесплатно и собирать пожертвования от поклонников. Если они соизволят как-то отблагодарить за наши произведения, тогда очень хорошо.

Наталья:- В этом плане группа «Слот» молодцы большие. Они используют все – и SMS-копилки, и все варианты, которые можно использовать. Если они выкладывают материал, допустим, новый сингл, можно отблагодарить автора, если сингл понравился. Можно отправить SMS. Половина денег идет операторам, половина – создателям сингла.

Сергей:- Пока единственный вменяемый способ товарно-денежных отношений напрямую с публикой.

- Ведь можно ввести в том же Яндексе название песни, группы и обойти это все стороной, скачать бесплатно.

Наталья:- Это добровольные пожертвования.

Сергей:- Вопрос идет о сознательности публики.

Наталья:- Можно его скачать бесплатно. Но если он захочет, он может отблагодарить.

- Хотелось бы узнать, какие у них успехи на этом поприще?

Сергей:- Насколько я знаю, группа «Пушкин» таким образом собрала бюджет для совместных проектов.

Наталья:- На сайте было написано так: «Все записано на деньги, собранные поклонниками группы «Пушкин» и группы «Queen.

- Вы сказали, что на DVD, который будет посвящен 5-летию группы, будут интервью с вашими друзьями, коллегами. Поскольку вы участвовали еще в «Династии посвященных», вопрос: какие отношения у вас с бывшими коллегами по группе «Ария» и «Кипелов»? Общаетесь вы как-то? Может быть, какие-то творческие планы есть?

Сергей:- Совместных творческих планов вроде бы нет. Отношения? Мы часто перезваниваемся с Максом Удаловым, допустим. С его помощью был найден барабанщик группы «Артерия». Валерий Кипелов недавно был у нас в гостях. С Сергеем Мавриным мы периодически пересекаемся в разных фестивалях. Так, чтобы у нас какое-то плотное сотрудничество было или планы творческие, такого нет. Тем не менее, с Валерием Кипеловым мы расстались на том, что если будут какие-то трудности с аранжировками, еще с чем-нибудь, он обратится.

- Когда у нас в гостях был Виталий Дубинин, он сказал, что грядет 25-летие группы «Ария», и он полностью поддерживает идею Валерия Кипелова, в которой он высказал собрать на это 25-летие всех, кто когда-либо играл в «Арии». Уж ваш-то вклад в эту группу невозможно измерить. По поводу этого к вам никто не обращался? И как вы к этой идее относитесь?

Сергей:- Эту идею Валерий Кипелов высказал, находясь у нас в гостях. И я не вижу никаких причин для того, чтобы не поучаствовать в этом мероприятии.

- Но никаких предложений по этому поводу еще не поступало?

Сергей:- Официальное предложение должно поступить от группы «Ария». В общем, официального предложения не было. Все это обсуждалось просто за кофе. Воплотится это или нет, зависит от того, кто возьмется воплощать этот проект в реалии. Потому что это стоит немало денег. Чтобы сделать интересное, громкое, качественное шоу, кто-то должен вложить туда приличную сумму.

- Это и народу соберет соответствующее количество.

Сергей:- Ну да. Идея останется идеей, пока она не воплощена.

- Дмитрий спрашивает. После выхода альбома «Династии посвященных», сообщалось, что группа «Артерия» собирается исполнять эти песни на своих концертах.

Сергей:- Не на своих концертах. У нас был договор с Маргаритой Пушкиной и Сергеем Скрипниковым, композитором о том, что группа «Артерия» - является базовой группой для записи «Династии посвященных», мы записали и свели этот альбом. И в планах была (то, что не случилось, к сожалению) концертная практика именно в рамках «Династии посвященных». Я отправился в длительную командировку, к сожалению, и только в апреле я вернулся к музыкальным делам. Теперь у нас намечается еще одна совместная работа. Мы сейчас готовим для записи одну из песен, которая войдет в «Династию посвященных»-3. Автор стихов – Маргарита Пушкина, инициатор этого проекта, и музыка Сергей Скрипникова. Я знаю, что на данном этапе происходит отбор претендентов на должность вокалиста. Базовым коллективом опять будет группа «Артерия».

- То есть это пока проект?

Сергей:- Насколько я знаю, планируется сингл выпускать с этой песней под брендом «Династии посвященных».

- Вы никогда не хотели привлечь Glossy к участию в группе «Артерия» именно как основного вокалиста?

Сергей:- Нет, у меня таких мыслей не было. Она активно принимает участие в записи бэков, хоров новой песни, которую мы недавно презентовали на радио. В качестве вокала мы не рассматривали никогда, даже в голову не приходило, чтобы она пела в «Артерии» сольно. Я представляю группу «Артерия» только с мужским вокалом.

- Саныч спрашивает, откуда происходят ваши ники – Теря и Glossy? Как вы познакомились?

Сергей:- Барабанщик группы «Ария» Александр Манякин однажды просто сказал: «Теря, ты чай будешь?» Я так понимаю, это фрагмент моей фамилии.

Наталья:- У меня очень забавная история получилась с ником. У меня был совершенно другой псевдоним. И в какой-то момент мне надо было взять интервью у одной гламурной группы. Эта группа была шведская. И чтобы выйти на администрацию этой группы, я зарегистрировалась на форуме и забыла. Через два месяца вернулась, думаю: что такое, уже кто-то под моим именем зарегистрировался. Стала подбирать, какой же новый псевдоним мне придумать. Думаю, группа гламурная, такая глянцевая, блестящая, попсовая, можно сказать. Думаю: буду Glossy – глянцевая. Вроде бы соответствует этой ситуации. И настолько оно уже полюбилось, прилепилось ко мне, все уже привыкли. Так и осталось. Как ни смешно, что у нас проект с тяжелыми гитарами и т.д., но вот Glossy. Такой обратный эффект.

- Вопрос задает Евгений. Не собирается ли «Артерия» в гастрольный тур? Но я так понимаю, что в связи с активной студийной деятельностью пока нет?

Сергей:- На самом деле выпускать альбомы очень нужно, и торопиться тоже можно. Но если будет предложение съездить на гастроли куда-то, то, скорее всего, мы оставим студийную работу и прокатимся. Есть одно «но». У нас в данный момент нет тур-менеджера, то есть администратора. Так что, если будут желающие, то добро пожаловать. Тур-менеджеры нам сейчас очень нужны. Мне приходится решать самому все административные вопросы. Не очень удобно, и так много всяких дел. Поэтому очень и очень не хватает администратора. Мне приходится решать вопросы, связанные с гастролями, обсуждать стоимость концерта и т.д. В принципе это не очень удобно, некрасиво даже. Но, к сожалению, приходится делать самому.

- Сергей, у вас вышел, по-моему, в 94-м году инструментальный альбом. Спрашивают, нет ли у вас желания записать еще? И вообще как вы относитесь к инструментальной музыке?

Сергей:- Я очень люблю инструментальную музыку. Но выпускать инструментальный альбом это значит потратить достаточно много времени, достаточно много средств денежных, а спрос в нашей стране на инструментальную музыку оставляет желать лучшего. Поэтому я предпочитаю сейчас писать песни. Я совершенно точно знаю, что песни в нашей стране любят. Мелодичные, хорошие, тяжелые.

- Почему не любят инструментальную музыку?

Сергей:- Хороший вопрос. Это зависит от воспитания, менталитета. Не буду говорить, что в нашей стране живут только невоспитанные люди. Просто как-то так сложилось исторически, что инструментальной музыкой интересуется очень небольшой слой нашего населения. Это интересует гитаристов. Когда я был молодым начинающим гитаристом, у меня в фонотеке не было ничего практически, за исключением классики. Классика рока имеется в виду. И плюс только инструментальные альбомы.

- Но у нас же очень много гитаристов в стране, начинающих в том числе, которые интересуются.

Сергей:- Я просто пытаюсь быть в курсе всех событий, которые происходят в нашей музыке в России. Я знаю, что есть люди, которые организовывают гитарные фестивали. У меня есть статистика. Неточная, допустим, но порядок все равно понятен. Понятно, что мы не собираем достаточное народа, чтобы окупить себя. К сожалению, времена наступили суровые, капитализм вошел в нашу страну уже не по пояс, а вообще, по-моему, с руками и ногами. Теперь каждый шаг приходится продумывать на предмет того, насколько этот шаг будет окупаться.

Наталья:- Я Сергея Терентьева уговариваю сделать бонус на альбом GT.

Сергей:- Дело не в том, что я не хочу записывать инструментальную музыку. Получается, что я не имею возможности – временной и финансовой.

- А устраивать мастер-классы, как это делают, например, Холтинин и Маврин…

Сергей:- Надо выпускать альбом. Потому что я знаю, что мастер-класс, допустим, Скотта Хендерсона собрал 400 человек. А человек приехал из Америки. Сами понимаете, статистика неутешительная. На фестивале «Дин дей» (этот фестиваль был посвящен фирме «Дин», которая производит великолепные гитары) мы выступали совместно – группа «Черный Обелиск», Сергей Маврин, «Артерия» и Майкл Энджело. Он приехал из-за океана. Он выступал последним. И мне было неприятно увидеть то, что у сцены осталось всего 30 человек. То есть, о какой гитарной музыке можно говорить, если приезжают звезды из-за океана, и такая ситуация?

Наталья:- Был великолепный звук, все было здорово, и 30 человек в зале осталось.

Сергей:- То есть, пока выступали отечественные коллективы, все было хорошо. А потом вот такой финал.

- Не приходило в голову собраться с бывшими коллегами? Сыграть джем?

Сергей:- Я думаю, что все очень и очень заняты собой. Джем – это, скорее всего, такая неформальная история, которая требует очень хороших, близких отношений и желания встретиться и поджемовать. Видимо, у нас не хватает нескольких составляющих, чтобы это произошло.

- Расскажите о своем сайте, который находится в стадии разработки. Ликбез для гитаристов. Вы этим занимались раньше и сейчас решили возобновить, как я понимаю…

Сергей:- Мы построили сайт. Через несколько лет после того, как этот сайт был закрыт, перестал существовать по некоторым причинам, решили возобновить «Ликбез для гитаристов». Вопросы поступают.

Наталья:- Не хватает времени, чтобы заняться выпуском сайта…Сергей:- Очень много всего… Ликбез для гитаристов. Не до всего руки доходят. Постепенно мы приведем в порядок. Все будет красиво и информативно. И, может, даже весело.

- Вопрос: «Творчество группы «Ария», в которой вы играли, часто сравнивают с творчеством небезызвестной группы «Айрон Мейдэн». Вы согласны с этим?

Сергей:- Об этом говорить всегда было неудобно… У меня особых комментариев нет, как это все происходило. Каждый автор приносил свою песню на обсуждение коллективное. А коллектив принимал решение, войдет песня в альбом или нет. Вот и все. Я скажу, что мне «Ария» больше нравится, чем «Айрон Мэйден». Несмотря на то, что это производная от группы «Айрон Мэйден». Мне слушать «Арию» намного интереснее. Не только потому, что я там играл. Как-то все это роднее и мелодичнее звучит. Голос Кипелова, конечно же, обладает определенной магией… Но для того, чтобы этот голос звучал как следует, над этим поработало несколько человек, очень серьезно и внимательно на протяжении ни одного десятилетия… Как выяснилось. Все это непросто: вышел и спел… Нет. Это кропотливый и изнурительный труд. Запись вокала чего стоит. Это отдельная история.

- Вам никогда не поступало предложение вернуться в «Арияю»?

Сергей:- Нет.

- А если бы поступило?

Сергей:- Я уже ушел далеко. Совершенно в другом направлении. Для меня эта музыка перестала быть интересной. Это неактуально. Да простят мои бывшие коллеги. С другой стороны. Это фирменный стиль, который узнаваем и его менять уже нельзя. В таком возрасте, я имею в виду, возраст коллектива… Надо оставаться самими собой до победного конца. Иначе можно потеряться в море музыкальных коллективов. Я с удовольствием потерялся в море всех остальных коллективов, потому что меня всегда обуревала жажда экспериментов. Я все время пытался что-нибудь понизить. В «Арии» мне удалось уговорить коллектив на полтона вниз опуститься. Всех устроило. В «Кипелове» еще ниже. Точнее, это было не так. Я перестроил гитару на тон ниже. И Валерий без энтузиазма отнесся к этому, сказал, что все очень плохо звучит и никуда не годится. Хотя тональности все сохранились в том же самом виде. Потом мы с Сергеем Мавриным решили сделать вид, что мы вернулись обратно. Так все и осталось до сих пор, насколько я знаю.

- Сергей Маврин говорил об этом случае. Не то, что вы решили ничего не говорить Кипелову. Он теперь не представляет, как можно на гитаре играть иначе…

Сергей:- Спасибо Заку Уайлду, который дал такую подсказку…

- В связи с этим не хотелось бы вам выпустить видеошколу игры на гитаре? Показать что-то свое?

Сергей:- Я отчасти ответил на этот вопрос. Все, что касается гитарной музыки…Опять-таки, это связано с непопулярностью…

Каждый шаг требует финансового оправдания. Я должен затратить уйму денег и времени для того, чтобы сделать продукт. А потом я не могу его реализовать, потому что он не пользуется спросом… Гитарная тема в нашей стране пользуется очень и очень умеренно. Думаю, я ответил на этот вопрос…

Наталья: - Многие люди, которые хотят учиться, они хотят иметь личный контакт, возможность задавать вопросы…

Сергей:- Возможно, когда-нибудь это случиться. К примеру, какая-нибудь издательская компания, которая сейчас не знаю, чем занимается, может быть, старые альбомы выпускает, выйдет с предложением записать видеошколу, предложит мне хороший гонорар. Я не буду отказываться. Займусь этим. Когда есть стимуляция, не подумайте, что я такой меркантильный и жадный, просто по-другому нельзя.

- Любой труд должен быть оплачен…Вы за какими-то молодым и коллективами следите? Выделить кого-то можете на нашей сцене?

Сергей:- То, что попадается, я не сижу специально в Интернете и не выискиваю интересные коллективы. Потому что все время занят своей работой. Буквально вчера посмотрел клип группы «Окадо». Весело. Нетрадиционно. Волосы синего цвета. Все так стильно сделано… Я очень удивился, рок-группа может себе позволить такой клип… Просто неподъемный бюджет. Сделано красиво, хорошо, тяжело, за продукт не стыдно. Если бы он был на английском языке, то вообще, на мировой рынок можно было бы выставлять. Группа «Слот». Это наши друзья. Мы с ними активно общаемся. Для юбилейного DVD группы «Артерия», Игорь Лобанов из группы «Слот» сделал нам кавер. Обложка очень симпатичная. Очень талантливый человек. На мой взгляд, интересная и востребованная группа. Люди не вылезают из гастролей.

Наталья:- Очень творчески подходят к вопросам…

Сергей: - Очень креативные ребята.

- Сотрудничаете в музыкальном плане с ними? Не возникает идей?

Сергей:- Публика не пересекается. У них такой имидж альтернативный, они интересные, красивые. С прическами такими, а мы просто металлисты. Хотя… Они что-то делали, просто не пытались с ними говорить на эту тему. В голову не пришло.

- Как сейчас пробиться молодому музыканту на сцену? Сейчас многие, как начинают играть, быстрее хотят заработать денег… Выступать и собрать «Лужники». Но всем понятно, что для этого надо работать и работать. Но есть рецепт, подсказки? Сейчас у этого направления нет продюсеров, которые раскручивают все это

Сергей: - Нет. И не скоро будут. Я выскажу субъективную точку зрения. Мне кажется, что рок-музыка весьма дорога по производству фонограмму. Чтобы это сделать презентабельно и хорошо, на мировом уровне, это недешево. Уверен, что люди, которые могли бы вложить деньги, у них существует определенное негативное представление о рок-музыкантах: наркоманы, пьяницы, дебоширы и хулиганы… судя по внешнему виду… Длинные волосы, неформалы… Это значит. Они отличаются от всех остальных. И эта внешняя форма отталкивает людей, которые бы могли вложить в это деньги.

- Казалось бы, наоборот, за счет оригинальности…

Сергей:- Это на наш взгляд, оригинально… На взгляд большинства это ужасно. Скорее всего. Как Джон Бон Джови сказал про Оззи Осборна: «Думаю, что я бы Оззи на день рождения своей мамы точно не пригласил бы». Озик – неформат. А тот – попсовый, красивый… Внешний фактор отталкивающий. И второе. Люди уверены, что все эти нечесаные музыканты – наркоманы, алкоголики. Люди, которые вкладывают деньги, должны быть уверены, что музыканты адекватны, умеют работать, имеют образование. Уверен, что настоящим профессионалам хочется работать с профессионалами. Продюсер – музыкант.

Наталья: - Мне кажется, если группа действительно настоящая, и каждый из участников может что-то свое внести: один работает в фотошопе, другой – видео. Главное – движуха!

Сергей :- Хороший пример. Вернусь к группе «Слот». Сергей Боголюбский. Человек владеет звукорежиссурой, он же гитарист, он же – автор музыки. Он делает мастеринг. Кэш занимается оформлением. Он художник. Человек владеет фотошопом, фотоискусством. Я привез ему свою белую гитару, он снял ее аккуратненько Наташиным фотоаппаратом. . Это люди, которые вместе делают продукт. Не просто: дайте денег, мы запишемся. Люди сидят дома, потеют, корпят… Работают. Это все делается своими руками. А потом появляются люди, которые хотят примкнуть. Это целая история и я рассказал, как это сложно все… Непросто.

Наталья:- Большинство людей, которые имеют деньги, но являются и специалистами, они своим трудом заработали эти деньги. И они будут работать только с теми, кто трудолюбив. Будут искать себе подобных… Такие люди вызывают уважение и часто получают поддержку.

- Неужели у нас в стране так мало трудолюбивых?

Наталья:- Первые шаги… Надо, чтобы заметили их. Для этого надо поработать, пусть непрофессиональное, любительское видео сначала делать, афиши.

Сергей: - Учиться и работать. Бить в одну точку с одним и тем же упорством. И рано или поздно это произойдет. А если группа людей активных быстрее становится заметными, то их хотят видеть, их покупают, их продают.

Наталья: - Взять группу «Дива», у них даже против их воли было выложено демо, но потом, когда было обсуждение, только потом вышел первый альбом дебютный… Сейчас уже два. Группа выступает, люди работают, имеют результаты.

Сергей:- Я хорошо помню, как мы работали в группе «Ария». Это тяжелый труд – записывать, сидеть на студии… Приходили на следующий день просто невменяемые… Это труд. Благо, у нас была своя студия. А у людей нет своей студии, им сложнее реализовать свой музыкальный потенциал… Только благодаря напряженной работе нам удавалось чего-то добиваться.

- А вам не кажется, что сейчас в народе возобладал некий примитивизм… Тому же продюсеру легче взять каких-нибудь полуголых девочек, поставить их. Этих бросили в эфир, туда, других сюда… И всем нравится, и все рады… Проходит год. Эта группа непонятно где. И так каждый год. Меняется и меняется. Та же поп-музыка Modern Talking, которая была в конце 80-х годов, их хиты до сих пор популярны…

Наталья:- Слишком много раздетых девочек. Они такие одинаковые… Перестаешь отличать…

- А почему так происходит?

Сергей:- Мне кажется. Совершенно четкое определение: спрос рождает предложение. Если это существует в таком количестве, значит, на это есть спрос. Так же, как есть спрос на шаурму, на шаверму… Или булочки с маком. Именно столько нужно. Девочек, которые открывают под фонограмму рот…

- Это же проще все сделать…

Сергей:- Просто нужно красиво одеть. Хореография. Пару месяцев стажировка. И вперед. Это легкие деньги… Не очень легкие, тоже тяжелые… Но проще. Публика, которая слушает рок-музыку, она ждет от музыки несколько иного, чем от «Ранеток». Это, в первую очередь, искренний текст. Если он фальшивый, то это обречено на провал. В этом и заключается сложность. Поэтому не все продюсеры жаждут заниматься рок-музыкой. Они не имею представления. Продюсеры от музыки находятся вокруг попсы. Я ни разу не слышал в нашей стране такого сочетания слов, как «хэвиметаллический продюсер»…

Наталья:- Справедливости ради надо сказать, что в любом стиле есть продукты некачественные, тот же металлический примитивизм тупой…

Недавно мы купили своим родственникам посмотреть концерт Валерия Меладзе. Мы решили посмотреть, что это такое. И на одном дыхании посмотрели все два часа. Невозможно придраться. Сделано очень качественно, доступно, в меру тяжело. И очень хорошие аранжировки. Это тоже красивые девушки. Но так все хорошо и высококлассно сделано!

Сергей: - Действительно классно?

Наталья:- Если я скажу что-то другое, мне не поверят…

Сергей: - У нас ребенок слушает «Металлику». Все, что немузыкальное, он откладывает в стороночку.. Вот Меладзе проскочил, он понравился. Хотя там не все так просто устроено. Может, публике металлической неприятно слушать о Меладзе, но я еще раз скажу: там проделана грандиозная продюсерская работа. И все сделано с толком. Дорого – не дорого, это уже другой вопрос… Качественно. Фонограмма или нет, но сделано хорошо. Дай бог каждому из нас в металлической музыке добиться такого результата.

- Но Валерий Меладзе – представитель старого поколения…

Сергей:- Я тоже старого…

- «Ранетки», кстати, считаются рок-группой…

Сергей:- Отлично. Я не зря пришел к вам. Я так раздвинул горизонты своих знаний! Отлично.

- Давайте отойдем от музыки. Как вы свободное время проводите?

Сергей:- Последний месяц мы проводили за занятием сборов медицинских справок, чтобы ребенок пошел в школу. Их никто не отменял. Этим нужно заниматься. Хобби – видеомонтаж или делать аранжировки и совершенствоваться в области фотоискусства.

Наталья:- Просто отдыхать на смене рода деятельности.

Сергей:- Мы отдыхаем и самообразовываемся, совершенствуемся… Вот и это есть хобби. А спортом?Мне нравится Гамбринус, Крушовица… И, забыл…

- Активный отдыхаете?

Сергей:- Пассивный.

- Были ли курьезные случаи во время выступления?

Сергей:- Не было. Ни разу. Все они такие неприличные… Не для эфира.

- Рок-музыка – это всегда протест. Вы считаете себя борцом? Борцом с попсой?

Сергей:- Почему с попсой? Не обязательно с попсой. Позиция рок-музыканта – быть всегда в оппозиции. Налицо все признаки интеллигенции. Много разных негативных моментов в нашей жизни, и задача рок-музыканта пытаться с ними бороться.

- Преуспеваете?

Сергей:- Я надеюсь. Судить публике.

- Вопрос от Елены. «Что для вас самое интересное в готике? Есть ли какие-то вещи в готическом мире, которые для вас неинтересные и неприемлемы?»

Наталья:- Для того чтобы ответить на этот вопрос полно, нужно очень хорошо разбираться в этих вопросах. Для нас это красота архитектуры, начертания… Это чистый символизм. Вещи, которые окружают готик-музыку… Если мы смотрим видеоклипы, мы видим красивые готические интерьеры… Если готика часто появляется, как красота смерти, как умирающая красота, то тут мы, конечно, против. Мы за то, чтобы красота была жива и процветала. А готическая архитектура усиливает восприятие музыки. Это нормально и можно использовать.

Сергей:- Готика – это красиво. Элементы готики, которые мы используем в музыке, нам это нравится… Атмосфера... Пусть это не имеет глубокой основы для нас, но это красиво. Готика должна быт красивой.

- Какие у вас есть мечты, с кем выступить на одной сцене?

Сергей:- У меня ест мечта. Заветная.

Наталья:-У меня тоже – выступить вместе на одной сцене.

- Мы должны объявить авторов призов. Ребята старались. Давайте немножко расскажем о журнале.

Наталья:- Вопрос не прозвучал. Но мы его видели. Константин о том, как защищать свои права и противостоять пиратству… Я являюсь главным редактором журнала «Интеллектуальная собственность», мы решили подарить годовую подписку автору вопроса, поскольку все вопросы по поводу того, как не допустить нарушения прав, что делать, если права нарушены…

Сергей:- Очень важно быть в курсе всех событий, связанных с защитой авторского права. Для музыкантов. Потому что договоров мною было подписано столько, о которых я через несколько лет очень сильно пожалел… Например, в стране кризис. И как раз те авторские отчисления, которые я не получаю, это результат неправильно подписанных договоров. Для того, чтобы в будущем не допустить подобных оплошностей, я получил образование и в этом смысле развиваюсь… И ищу информацию…

Наталья:.- Что касается сайта «КП». Очень информативно, всегда последние новости. И здорово придумано, что можно посмотреть интервью… В реал-тайме.Сергей:- «Комсомольская правда» в тяжелые рок-музыки времена, это начало 90-х, очень и очень выручила нас. Я о группе «Ария», когда я там работал. Публикации о нашей группе помогли коллективу подняться еще раз на ноги и показать класс.