Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Общество21 марта 2024 16:10

«Хеллоу, Китти!»: Русская атомная подлодка едва не потопила американский авианосец

40 лет назад, 21 марта 1984 года, в Японском море столкнулись советская атомная подводная лодка К-314 и американский авианосец «Китти Хок»
Авианосец «Китти Хок»

Авианосец «Китти Хок»

Фото: EAST NEWS

Это случилось в самый разгар «холодной войны».

Советские и американские корабли агрессивно играли в «кошки-мышки» - они азартно гонялись друг за другом, фиксировали взаимные «засечки», имитировали уничтожение противника.

В марте 1984 года в Японское море вошла целая американская эскадра во главе с ударным авианосцем «Китти Хок»*.

*ПАСПОРТ КОРАБЛЯ

USS Kitty Hawk (CV-63), Авианосец ВМС США

Принят в состав флота 21 апреля 1961 года.

Водоизмещение - 83 090 тонн

Длина - 326 м

Ширина - 86 м,

Высота - 37 м (до полётной палубы)

Осадка - 12 м

Общая мощность двигателей - 280 000 л. с.

Скорость хода - 30 узлов (56 км/ч)

Экипаж - 5624 человека

Вооружение:

2 зенитных артиллерийских комплекса «Phalanx» Mk 15

2 зенитных ракетных комплекса Sea Sparrow

2 зенитных ракетных комплекса Sea RAM

Тактическое ядерное оружие.

Авиационная группа - до 80 самолётов и вертолётов.

USS Kitty Hawk (CV-63), Авианосец ВМС США

USS Kitty Hawk (CV-63), Авианосец ВМС США

Фото: EAST NEWS

ПРИКАЗАНО "ПОВИСНУТЬ НА ХВОСТЕ"

Командование Тихоокеанского флота (ТОФ) не могло оставить без внимания махину водоизмещением 76 тысяч тонн с многотысячным экипажем и почти сотней самолетов. Тем более, когда вокруг него вьется целый выводок крейсеров и эсминцев. Тем более, что американцы не просто «прогуливались по волнам», а проводили учения.

Тогда штаб ТОФ и приказал командиру 27-й дивизии контр-адмиралу Белоусову отправить в район учений одну из атомных лодок и, как в таких случаях говорят моряки, «повиснуть на хвосте». Эту задачу получил командир атомной подлодки К-314** капитан II ранга Владимир Евсеенко.

**ПАСПОРТ КОРАБЛЯ

К-314 - советская атомная подводная лодка проекта 671В «Ёрш»

Принята в состав флота - 1973 г.

Скорость (надводная) - 11,5 узла (21 км/ч)

Скорость (подводная) - 33 узла (61 км/ч)

Рабочая глубина погружения - 320 м

Предельная глубина погружения - 400 м

Автономность плавания - 60 суток

Экипаж - 76 человек

Длина - 92,5 м

Ширина - 16,5 м

Высота - 14,4 м

Силовые установки:

- 2 паропроизводящих установки суммарной мощностью 31 000 л. с.,

- 2 водо-водяных реактора мощностью 72 МВт,

- 4 парогенератора

Вооружение:

- 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм

- Ракето-торпедный комплекс «Вьюга» (его ракето-торпеды снаряжались ядерными боеголовками и могли потопить вражеский корабль на дальности более 40 километров).

- Мины

К-314 - советская атомная подводная лодка проекта 671В «Ёрш»

К-314 - советская атомная подводная лодка проекта 671В «Ёрш»

ЕРШИК В ТУМАНЕ

И этот «ушлый ершик» сумел заползти под самое брюхо американскому авианосцу. Позорнее пощечины пиндосам не придумаешь.

Сам командир лодки Владимир Евсеенко рассказал военному писателю Николаю Черкашину, как все было:

- Получаю радио: «Подготовить лодку к длительному слежению за авианосной ударной группой США». Я надеялся, что командование передумает, - ведь мы как следует не отработаны и на слежение пойдет «ревущая корова», подводная лодка 627-го проекта. Но командир был непреклонен: «Пойдете вы!». Что ж делать, загрузились по боевому варианту «поиск и длительное слежение».

Через 4 дня удалось обнаружить американцев. За ними следили с переменным успехом следующие 7 суток. Но авианосцу все-таки удалось оторваться от подводной лодки - он зашел в территориальные воды Южной Кореи и «К-314» оставалось только сторожить их за границей. Дело усугубляли туман и плохая связь.

- Американцы затаились и соблюдали полное радиомолчание, рассказывает Евсеенко. Возможно, они почуяли, что мы следим за ними из-под воды. Могли нас засечь, когда я час болтался на перископной глубине. Так или иначе, но на «Китти Хок» не работали даже приводные радиомаяки, то есть даже прекратили полеты. Подвсплываю и даю радио на берег: «Потерял контакт…». Получаю с берегового КП их широту, долготу, генеральный курс и скорость. К утру 21 марта к туману добавляется дымовая завеса. При всплытии наблюдаю, как американские корабли уходили под прикрытие островов. Елозил часов десять в ожидании, когда они снова выйдут в открытое море. Но американцы легли в дрейф. Жду. Веду радиоразведку. Замерили гидрологию: зона наилучшей слышимости выше 50 метров, то есть выше нашей безопасной глубины. Все против нас...

"НО БЫЛО ПОЗДНО"...

Командир К-314 решает выходить из "засады" и продолжать поиск. Он вспоминает:

- В 22.10 всплываю на перископную глубину для очередного сеанса связи. И на 90 градусов слева визуально обнаруживаю всю авианосно-ударную группу. Множество бортовых огней. Танкер заправляет корабли. Дистанция 20-30 кабельтовых (4,5 - 6,5 км). Идем контркурсами, то есть навстречу друг другу! Даю команду: «Срочное погружение!». Но было поздно...

Лодка не успела набрать нужную глубину... И, как говорится... Хеллоу, "Китти"!

Американские моряки, находившиеся на авианосце, потом рассказывали своим журналистам, что почувствовали сильный удар, думали, что столкнулись с китом или попали на риф.

А потом схватились за головы: «Китти Хок» получил подводную пробоину размером почти 40 метров от советской атомной подводной лодки. Через нее в море вытекло несколько тысяч тонн авиакеросина. В случае пожара, корабль был бы уничтожен. К тому же в чреве авианосца и нашей нашей АПЛ были ядерные боеприпасы...

У командира К-314 своя головная боль: снесло боевую рубку и распороли легкий корпус. Евсеенко приказал поднять поочередно выдвижные устройства — перископ, антенны. Все работает. Из отсеков доложили: воды нет, механизмы работают. И тут новый удар. Теперь уже в правый борт! Скорость стала резко падать. По лодке проехался авианосец и второй удар пришелся по винту.

Радиограмма на берег: «Столкнулся с неизвестным объектом. Потерял ход…».

Русская атомная подлодка едва не потопила американский авианосец

Русская атомная подлодка едва не потопила американский авианосец

«КОМАНДИР, ГОТОВЬСЯ!»

Первым подошел противолодочный корабль «Адмирал Виноградов». «Я подниму корму, а вы посмотрите, что у нас с винтами», - договорился Евсеенко. Оказалось, что и мортира (устройство над гребным валом лодки - В.Б.) сломана, и лопасти винта погнуты...

А с берега на лодку уже звонили грозные начальники. Заместитель командующего флотом орал: «Вы, танкисты хреновы! Натянули шлемы по самые уши и не слышали ни х…ра! Командир — готовься!».

«Ерша» отбуксировали на базу. За ошибки, которые привели к столкновению, командира АПЛ с ядерным оружием наказали по всей строгости: сняли с командования и отправили дослуживать на берег.

«Китти Хок» получил подводную пробоину размером почти 40 метров

«Китти Хок» получил подводную пробоину размером почти 40 метров

КТО ВИНОВАТ?

Флотская комиссия установила, что причиной столкновения стала неверно выбранная глубина поиска.

Это было связано с гидрологией: так называемый «слой подводного скачка воды» в тот роковой момент проходил по глубине 30 метров. Но экипаж не мог этим воспользоваться, поскольку все руководящие документы обязывали лодку держаться не выше безопасной глубины — 50 метров. По этой же причине «Ерш» не слышал авианосца и вышел на опасное сближение. Когда БИП (боевой информационный пост) доложил командиру дистанцию до главной цели в 60-70 кабельтовых (13-15 км), она фактически была в разы меньше 10-15 кабельтовых (2-3 км).

Очень важная деталь: дыра на авианосце после столкновения с лодкой образовалась не где-нибудь, а в районе самолётного бензобака с правого борта. Через пробоину вытекло несколько тысяч тонн авиакеросина.

Как он у них там не вспыхнул — одному богу известно. Но всем повезло: «Ерш» не затонул, «Китти хок» не сгорел...

Вице-адмирал в отставке Валерий Рязанцев полагает, что если бы АПЛ всплыла тогда на 20 секунд позже, авианосец разрезал бы ее пополам.

А вот в Америке командира «Китти Хока» наказывать не стали. Он своим ходом доковылял до японской базы Йокосука. ВМС США и Госдепартамент официально потребовали от СССР извинений за произошедшее, однако ответа так и не дождались. Учения после инцидента экстренно свернули, и обо всех последующих манёврах в Японском море и в непосредственной близости от советских границ американские военные сообщали публично.

РАЗНЫЕ СУДЬБЫ

После ремонта подлодка К-314 вернулась в боевой состав Тихоокеанского флота. Впрочем в 1985 г. корабль пришлось вновь отправлять на ремонт из-за аварии главной энергоустановки. Во время работ по перезарядке реакторов произошел взрыв с радиоактивным выбросом. Погибло 10 человек. Из состава ВМФ АПЛ была выведена 1989 году.

Авианосец USS Kitty Hawk вернулся на базу Сан-Диего уже в августе 1984 г. и вскоре вновь вышел на боевую службу. Он регулярно работал в разных районах Тихоокеанского региона, а в 1987-88 гг. совершил кругосветное плавание. После этого его поставили на плановый ремонт и модернизацию, за счет которых сроки службы продлили на 20 лет. Из четырех авианосцев своего класса «Китти Хок» продержался в строю дольше всех. В 2017 году было объявлено, что старый корабль готов к утилизации.

А ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ...

Военно-морские историки рассказывают, что было немало опасных инцидентов, связанных со столкновениями кораблей, на борту которых было ядерное оружие. Вот лишь 5 из них.

1. 8 марта 1974 года в северной части Тихого океана на глубине примерно 5600 метров затонула советская дизель-электрическая подводная лодка К-129 проекта 629А с баллистическими ракетами на борту. Погиб весь экипаж — 98 человек. Причиной катастрофы стало внезапное столкновение с американской атомной подлодкой «Суордфиш». Та вскоре вернулась в собственную базу с серьезными повреждениями корпуса. Но Пентагон попытался объяснить их ударом о льдину.

2. 15 ноября 1969 года атомная подводная лодка ВМС США «Гэтоу» в Баренцевом море на глубине 60 метров столкнулась с советским атомоходом К-19. Причем, до момента аварии наши моряки и не подозревали, что американцы следят рядом. Советский экипаж завтракал, когда последовал мощный удар по корпусу К-19, шедшей со скоростью всего в 6 узлов. Лодка начала проваливаться на глубину. Корабль спасли грамотные действия старшего на борту - капитана 1 ранга Лебедько, который мгновенно приказал дать полный ход, продуть балласт и переложить горизонтальные рули на всплытие. В базе в носовой части К-19 обнаружили огромную вмятину цилиндрической формы. Но лишь спустя годы выяснилось, что это отметина именно от «Гэтоу», которая скрытно шпионила за советским кораблем.

3. 24 июня 1970 года в Охотском море в 04.57 на глубине 45 метров произошло столкновение советской атомной подводной лодки К-108 проекта 675 с атомной подводной лодкой ВМС США «Тотог». От сильного удара на К-108 сработала аварийная защита реакторов обоих бортов. Лодка потеряла ход и стала быстро проваливаться в глубину с большим дифферентом на нос. Однако энергичными мерами командир корабля капитан 1 ранга Багдасарян предотвратил катастрофу. К-108 всплыла, ее отбуксировали в порт.

4. 23 мая 1981 году недалеко от Кольского залива произошло столкновение советской стратегической атомной подводной лодки К-211 с американским атомоходом класса «Стёрджен». Комиссия Главного штаба ВМФ СССР, разбиравшаяся в инциденте, пришла к выводу, что американцы скрытно следили за нашими, находясь в его кормовых курсовых углах в акустической тени. Когда К-211 изменила курс, преследователи потеряли из виду советский атомоход и вслепую врезались рубкой в его корму.

Оба корабля до своих баз добрались своим ходом. К-211- в Гаджиево, где ее поставили в док. При этом при осмотре нашего атомохода были обнаружены болты с потайными головками, куски металла и плестиглас от рубки американской субмарины.

5. 11 февраля 1992 года советская атомная подлодка К-276 находилась недалеко от побережья полуострова Рыбачий на глубине 22,8 метра. За действиями наших моряков скрытно наблюдал экипаж атомной подводной лодки «Батон Руж» типа «Лос-Анжелес» ВМС США. Причем, этот «американец» шел выше субмарины Северного флота — на глубине 15 метров. В какой-то момент акустики «Батон Руж» потеряли советский корабль из виду. Как выяснилось, им помешали шумы винтов пяти рыболовецких судов, оказавшихся поблизости. Чтобы разобраться в обстановке, командир «Батон Руж» приказал всплывать на перископную глубину. Но на К-276, где не подозревали, что вероятный противник рядом, подошло время сеанса связи со штабом флота и там тоже переложили горизонтальные рули на всплытие. Устремившаяся вверх «Барракуда» рубкой врезалась в американский атомоход. Лишь небольшая скорость К-276 позволила американскому экипажу избежать гибели.