Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
12 марта 2024 11:30

Каждый второй школьник боится математики: как помочь ребенку побороть страх перед сложными предметами

Академик РАО Малых перечислил способы побороть страх сложных школьных предметов
Повышенная математическая тревожность негативно влияет на школьные достижения в точных науках

Повышенная математическая тревожность негативно влияет на школьные достижения в точных науках

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Ваш ученик никак не запомнит таблицу умножения? Всячески отлынивает от домашки или притворяется больным в день контрольной? Не спешите его ругать. Причина нелюбви к математике может скрываться не в лени или безалаберности, а в особых эмоциях.

ПАНИКА ИЗ-ЗА ЧИСЕЛ

Речь о математической тревожности - чувстве напряжения и тревоги, которое мешает не только решать математические задачи на уроке, но и оперировать числами в обычных повседневных ситуациях. Например, посчитать сдачу в магазине или запомнить номер телефона. В такие моменты человека могут так захлестнуть эмоции (о, ужас, допущу ошибку, не справлюсь, опозорюсь!), что на решение самой задачи не остается сил.

И таких людей много! Среди школьников - 53%, то есть каждый второй. Это данные свежего исследования Российской академии образования. Ученые опросили 6426 учащихся 5-11 классов из семи федеральных округов страны. Использовали скрининговую методику, разработанную специально для этого исследования. Только у 47% школьников математической тревожности нет. В другой группе ребят 28,5% средне-тревожные. Еще у 24,5 % тревожность ярко выраженная, и такие дети требуют особого внимания и педагогов, и родителей. Вплоть до психотерапии.

ДЕВОЧКИ ТРЕВОЖНЕЕ МАЛЬЧИКОВ

Еще одна интересная цифра - высокая тревожность чаще наблюдается у девочек (27%), чем у мальчиков (22%).

Скорее всего, это связано с гендерным стереотипом о том, что мальчики более успешны в математике. Чем старше ребенок, тем чаще он сталкивается с этим мнением. И тоже начинает в это верить. Из-за стереотипа девушки-старшеклассницы, например, вдвое реже, чем парни, выбирают так называемые STEM-профессии (от S – science - наука, T – technology - технология, E – engineering - инжениринг, M – mathematics - математика), имея при этом одинаковые оценки по естественнонаучным дисциплинам.

ЧТО ТУТ ПЛОХОГО

По словам руководителя исследования академика РАО Сергея Малых, повышенная математическая тревожность негативно влияет на школьные достижения в точных науках. Из-за нее даже способные ученики стараются избегать дисциплин и профессий, связанных с математикой, отказываются от высокотехнологичных направлений и тем самым ограничивают свои карьерные перспективы. А ведь стране как раз очень нужны инженеры.

Математические навыки, между тем, сами по себе - ценная вещь. Это ведь не только про счет. Занятия математикой (загибайте пальцы) развивают логическое мышление, умение выделять главное, обобщать. Тренируют внимание, память, способность переключаться от одной задачи на другую. Все это очень пригодится и после школы. Зачем же себя обеднять?

А ЕСЛИ НЕ ДАНО?

Но разве математика всем по силам? Есть же дети с врожденными способностями, которые с детства задачки щелкают как орешки. А есть те, которым ну очень сложно - о таких часто отмахиваются: мол, не дано.

По словам нашего эксперта, целый ряд исследований подтверждают что успешность в математике - это результат сложного взаимодействия факторов - генетики и среды. Это означает, что образование тоже очень влияет. Что это значит?

- Гениальными математиками большинство школьников не станут. Но взрослые всегда могут помочь ребенку освоить эти знания, - говорит Сергей Малых. - Все дети разные, и для достижения одного и того же результата им требуются разные методы, подходы и ресурсы.

Если же у ребенка не ладится с математикой, первым делом нужно понять, что мешает. Расспросите, что он чувствует, когда идет на урок, открывает учебник, читает условие задачи или его вызывают к доске. Страх? Панику? Тревогу? Тогда есть смысл обратиться к психологу, который помогает детям с трудностями в обучении, - для более точной диагностики математической тревожности. Хорошая новость - тревожность эту можно снизить. Даже силами родителей.

ВАЖНО

Чем могут помочь родители

Чтобы ребенок полюбил математику и избавился от страха ошибок, очень важно, чтобы родители были вовлечены в учебный процесс. На что направить усилия?

- Помогать и поддерживать. Отмечать успехи, даже маленькие, хвалить. Не критиковать за неудачи. Чем больше позитивных эмоций от занятий, тем проще ребенку преодолевать страх ошибок.

- Показать, что математика - это увлекательно. Интересные задания, разные стратегии решения задач, дополнительные образовательные материалы, игровой формат занятий. Детализированная обратная связь, чтобы не отвлекался. Возможно, понадобятся занятия с репетитором или в онлайн-школе, где активно используют развлекательный формат.

- Учить приемам для снижения общего стресса. Например, упражнения для релаксации, дыхательные техники. Или экспрессивное письмо. Суть метода в том, чтобы ребенок перед волнующим событием (контрольная, экзамен) прописывает на бумаге все свои страхи и тревоги, связанные с этим событием.

- Обсудите со школьным учителем проблему. Его позитивный настрой и умение пробудить интерес к математике также приведет к снижению математической тревожности ребенка.

КСТАТИ

Из-за чего возникает боязнь чисел

Еще в середине прошлого века ученые поняли: тревожность, связанная с числами, и просто тревожность - разные состояния. Об этом рассказывала в одном из интервью Юлия Маракшина, ведущий аналитик Центра междисциплинарных исследований в образовании РАО. Да, они взаимосвязаны, однако не склонные нервничать по другим поводам люди могут проявлять математическую тревожность. Это чувство похоже на языковой барьер, который мешает начать свободно говорить на иностранном языке, или боязнь сцены у музыкантов. Но боязнь математики намного сильнее.

Обычно она проявляется в младшей школе и усиливается в средней. Из-за чего возникает? Есть наследственное влияние. Влияет и личный опыт. Например, слишком строгая первая учительница, родители, которые только и знают, что ругают и критикуют, или же сами в детстве до дрожи в коленках боялись математики. Повышенная тревожность, как правило, есть у детей с низкой самооценкой. А еще есть мнение, что это чувство в первую очередь связано с ситуацией проверки.