Дальнобойщиков не хватает по всему миру, они нарасхват
Фото: Вадим ШЕРСТЕНИКИН
Сколько бы не повторяли по ТВ замечательный сериал «Дальнобойщики», в стране их катастрофически не хватает. Кадровая дыра составляет от 60 тысяч до 150 тысяч человек — такие данные привел в понедельник на пресс-конференции основатель и директор «Биржи грузоперевозок ATI.SU» Святослав Вильде.
Почему же народ не идет в дальнобойщики? Ответ на этот вопрос дала недавняя работа Института социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИСПИ ФНИСЦ РАН). Исследователи опросили 276 представителей компаний из 61 региона страны - от индивидуальных предпринимателей до лидеров отрасли.
Фото: Дмитрий ОРЛОВ
- В первую очередь (в порядка важности, как это указали отвечавшие), это тяжелые условия труда, низкий престиж профессии, переток кадров в другие отрасли, прежде всего, туда, где нет необходимости подолгу находиться вдали от дома, старение кадрового состава, а также низкие доходы, - рассказала замдиректора ИСПИ ФНИСЦ РАН Наталия Великая. - Несмотря на то, что в разных статистических данных указывается, что дальнобойщики получают 150 тысяч рублей и даже больше, в ходе нашего исследования отвечавшие говорили о 120 тысяч в месяц.
О том, что в их компаниях есть нехватка кадров говорили почти 70% участников опроса. Вряд ли решит проблему и привлечение мигрантов, считают эксперты.
- Только примерно 7% участников опроса отметили, что у них работают мигранты в качестве водителей, - сказала Великая, отвечая на вопрос KP.RU. - Это жители Белоруссии, Азербайджана, Киргизии.
Сложность привлечения мигрантов еще и в том, что дальнобойщиков не хватает по всему миру, они нарасхват.
- Квалифицированные водители из Средней Азии, например, сейчас ориентируются уже не на Россию, а на Южную Корею, - дополнил вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
По его словам, процесс подготовки специалиста-дальнобойщика очень непростой и занимает 2 года: у человека должен быть как минимум год подтвержденного стажа работы на грузовике (категория С) и еще год требуется для обучения езды на фуре (категория D) и достижения достаточных навыков. К ним относится не только вождение, но и умение, если потребуется, самостоятельно отремонтировать машину на трассе.
Кроме того, отметил Шапарин, развитию автоперевозок, которые являются одной из наиболее востребованных отраслей в стране, мешает нехватка современных автомобилей.
- Парк стареет, требует все более дорогого ремонта, и без помощи государства в обновлении парка не обойтись, - считает эксперт.
Ранее эксперты говорили о том, что кадровую проблему могло бы решить более активное привлечение женщин в водители. Но для этого нужно улучшить дорожную инфраструктуру — на трассах, например, должно быть больше оснащенных мастерских, чтобы опытные ремонтники помогли отважной дальнобойщице справиться с техническими проблемами. Развитие дорожной инфраструктуры также должно стать государственной задачей, считает Шапарин.
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
Новые «февральские» санкции: чем они грозят экономике России (подробнее)