Премия Рунета-2020
Кемерово
-3°
Boom metrics
Общество11 октября 2023 13:47

Русский колокол судьбы: американец с собакой отправился в Кузбасс, чтобы понять жизнь и обрести дом и друзей

Все пережитое янки и его псом в России – готовый сюжет для романа, который не столько об американцах, сколько о нас, какие мы, русские
Марк в Юрге, в караоке-клубе. Фото - личная страница героя.

Марк в Юрге, в караоке-клубе. Фото - личная страница героя.

Марк Хадсон Шюсслер, американец с ирландскими и немецкими корнями XIX века, в 2017-м в 61 год решил переехать в Россию, в Сибирь, в Кузбасс, в Юргу.

Он говорил, что искал настоящее. То, что искал по миру годами и не нашел и по чему тосковал.

- Он ехал за музыкой, за Богом, за свободой, дружбой, правдой, экстримом... – вспоминают юргинские друзья.

США, осень 2017 года, Марк собрался лететь в Россию... Фото - личная страница героя.

США, осень 2017 года, Марк собрался лететь в Россию... Фото - личная страница героя.

И хотя путешествие в Россию продлилось всего полгода, обрел все и остался в памяти кузбасского севера.

Решение

...А впервые городок Юрга увидел его так. В позднем октябре, в тумане и холоде предзимья, рано утром прохожие, спеша на работу, замечали сидевшего на ступеньках гостиницы «12 футов» мужчину в ковбойской шляпе. С гитарой за спиной. С необычной породы псом с веселыми «запятыми» рыжих бровей и без хвоста.

Отмечали про себя:

- Издалека…

И проходили мимо.

Это был сухого типа моложавый американский пенсионер в летних джинсах и легкой бойскаутской куртке, не сносимой им еще со времен школы в Вирджинии. Из-под нее выглядывал грубый ворот отцовского американского военного старого свитера времен Второй мировой войны. На коленях лежал отцовский же англо-русский разговорник 1936 года выпуска, еще один, тоже отцовский, 1940-го, был в сумке. В нем лежало старое фото девушки, похожей на американскую кинозвезду 1950-х, и то было фото мамы. И еще меж страниц был диск с самым любимым старым фильмом «Унесенные ветром».

А второй вещью в сумке был тяжеленный котел (варить собаке еду).

И это было все, что музыкант, романтик, «хиппи» Марк взял с собой, переезжая навсегда в Россию.

Главное - взял друга, австралийскую овчарку с именем в паспорте Murgatroyd. Они вместе исколесили США, Канаду, Европу, Австралию. Вместе решали: поехать поселиться в Россию или Китай. Но возник дополнительный фактор, и усилилось желание ехать в Россию.

...И так Марк взял с собой самое дорогое. И уже пережил в Москве первые трудности. Из Америки летел с собакой у ног. А по России, сказали, псу положено лететь в багажном отсеке. И Марку помогли с решением проблемы и с клеткой для перевозки московские первые встречные, поселившие у себя, помогшие с клеткой и ставшие первыми русскими друзьями. И запустившие перед отлетом в Сеть видео про Марка с тем, чтобы, кто встретится ему дальше, не прошел бы мимо, потому что «он человек добрый», «не приемлет насилия, но и может за себя постоять», «только начал учить русский язык», «...и ребят, ему будет тяжело, но, я думаю, все же ему помогут...».

Но Марк прилетел из Москвы в Томск быстрее видео в интернете. И таксист содрал с него потом до Юрги от души. Но американец не переживал. И был на подъеме. И даже когда ему в гостинице из-за собаки отказали, пояснив, что с псом нигде не возьмут, но у себя все-таки они сейчас подумают и, может быть, порешают, он не отчаялся. А учил на ступеньках дополнительные убеждающие русские фразы. И номер в гостинице ему с собакой дали. И даже узнав, что приехал надолго-навсегда и со временем присмотрится и снимет в Юрге дом или квартиру, гостиница сделала ему скидку. И разрешила варить псу еду в котле в номере на электроплитке.

И так они зажили. И не доставляли хлопот. И каждый день, уходя рано, возвращались поздно, и в снег, и в ветер. Словно очень искали. Но не жилье...

Обретение

И Марка с собакой видели по всей Юрге.

Точнее, он каждый день начинал с базара неподалеку, играл на гитаре и пел, ничего не прося, знакомился и так учил русский, рассказывая об Америке и мире и с интересом спрашивая, как дела. А потом уезжал в очередную дальнюю точку городка. И возвращался вечером в «12 футов», черпая надежду в совпадении названия его русского жилища с усадьбой Двенадцати дубов из «Унесенных ветром». А кино и роман тот о любви. И Марк приехал в Юргу из США, полюбив.

- Девушка писала Марку в США, познакомившись в интернете, рассказывая, что она из Юрги, работает с животными. В переписке Марк, давно разведенный, давно одинокий, нашел родственную душу. И эта девушка писала, что хочет приехать к нему, просит денег на дорогу. А Марк решил сделать сюрприз и приехал сам, он давно хотел перебраться в Россию, - пояснил Игорь из столицы, первый русский друг Марка, кому тот рассказал в Москве о девушке, к которой летит. – Я решил информацию о той девушке проверить. Оказалось, писавшая Марку девушка – фейковая. Его пытались развести на деньги мошенники, заведя фейковую страничку. А настоящую девушку, чье фото мошенники украли, я в Центральной России нашел, и у нее семья, и про Марка она и не ведала... И я Марку все еще в Москве объяснил, что в Юрге никакой девушки и нет. Он все понял. Но в Сибирь полетел. И в Юрге ветеринарные пункты все обошел, пока сам не убедился. Нет Ее...

Но назад в Америку не рванул. Обрел русских друзей-музыкантов и не только. Хотел устроиться работать на стройку. Жил на американскую пенсию экономно. Уже начал писать свою первую русскую песню и «испытывал от этого счастье»... И говорил, наконец поняв жизнь, «нужно жить не только для себя, но и для других...».

- И Марк говорил, что русские оказались простыми, прямыми, добрыми людьми, которые не любят врать. И только в России, говорил, дружба – это дружба. И здесь примут в дом и оставят жить чужого человека, без денег, - приводил слова Марка Игорь. – Да, Марк ехал в Россию не только за семейным счастьем. За главными человеческими ценностями. За дружбой. Свободой. Творчеством.

И почти все это (кроме семьи) нашел. Друзей в первую очередь. А перед поездкой в Россию он вспоминал у себя на страничке в соцсетях Гражданскую войну в США, чистых «мальчиков», защищавших Конфедерацию, и с горечью говорил про понятие чести, дружбы, долга, ушедшие за 160 лет.

Марк с любимой собакой - на русской кухне. Впереди целая жизнь. Фото - личная страница героя.

Марк с любимой собакой - на русской кухне. Впереди целая жизнь. Фото - личная страница героя.

Успение

Через полгода Марк сказал юргинским друзьям – Александру, Алексею и Сергею, что скоро вернется. И ушел 4 марта по трассе на Алтай, к монгольской границе. Автостопом, с гитарой, собакой и шкурой койота, она тоже из той его американской сумы...

- У него виза на три года, но каждые полгода нужно было выезжать, чтобы вернуться. И ему тогда не повезло, трасса оказалась безлюдной, промерз, заболел... И монгольские пограничники не пропустили с собакой. И он вернулся в Россию, в ближайший к границе Кош-Агач, пристроил собаку в гостинице и снова на границу. А закончил дела и, вернувшись в Россию, добравшись автобусом до Новосибирска, попросил вызвать «скорую», так уже разболелся, что даже не мог дышать, - рассказали друзья.

И отлежав в больнице там, а потом в Юрге, потом выписавшись и сняв квартиру в Юрге и лечась дальше, Марку становилось то лучше, то хуже.

Марк умер внезапно, дома, в Юрге, на съемной квартире. Перед тем, еще в больнице, говорил навещавшим его друзьям, что ему перелили русскую кровь и, значит, стал русским! Что хотя бы так сбылась его мечта - стать русским. И он уже планировал российское гражданство. И говорил: «Моя Сибирь. Ай лав Сибирь. Америка – не вернусь».

- Мы связались с родственниками, как Марк умер. Они сказали похоронить его самим, в России. И мы скинулись и Марка похоронили. Достойно. По русскому обычаю...

И над городом шли в те минуты колокольные звоны... А Марк однажды сказал про песни русских: «Голос русских людей звучит, как звон колоколов, и никто не сможет перезвучать этот звон...».

Не прощание

...Собака умершего американца долго никого к себе не подпускала. Потом другу Марка, Сергею, позволила себя увести. В русскую семью.

И «была она как заколдованная принцесса», всех дичилась, но вскоре полюбила хозяйкины русские блины и пельмени. И хозяйские русские псы стали собаке-американке друзьями.

И собака-иностранка скоро стала Муркой (Мурой) и выучила русский, но и старый язык не забыла. Это стало понятно года через два, когда случайный прохожий вдруг воскликнул, что надо же, собака, как у Марка. Оказалось, знал американца, но не знал, что тот умер. Ирина, хозяйка Муры, пояснила, что и как, и почему американская собака стала жить здесь. И тут прохожий заговорил с собакой по-английски.

- Как Мура занервничала, заскулила, «запела», как птичка какая, как рыкнула и спряталась, убежала, она подумала, что ее сейчас заберут, назад увезут. Еле успокоила, - гладит шелковистые уши Муры Ирина.

А еще была настоящая мистика. В первую линию к реке всегда хотели переехать. И вдруг объявление, продается участок. Оказались первыми, кто его увидел. Купили, построились, и Мура с первого дня там счастлива и стала второй хозяйкой.

После смерти Марка собака обрела русскую семью и дом.

После смерти Марка собака обрела русскую семью и дом.

Фото: Лариса МАКСИМЕНКО

...Марк, еще только собираясь в Россию, в Сибирь, мечтая, говорил-рисовал собаке, как они поселятся на окраине, возле реки и леса, каким чудесным там будет летнее небо, какими бескрайними снега...

Все так и вышло сейчас.

- И наш сюда переезд к реке... Нет, без небесной канцелярии и помощи Марка точно не обошлось, - говорит Ирина. – Здесь нам открылась вся красота мира... И я ощущала чье-то незримое присутствие. И складывались стихи, хотя я их никогда не писала... И я отвечала мысленно на вопросы, как мы живем, что хотим посадить...

И даже бывало не раз. Вечер. Ирина с Мурой сидят на их любимом месте (во дворе дома на обрыве над Томью. – Авт.), смотрят зачарованно на необыкновенной красоты закат. И вдруг качнутся качели, словно кто-то присел и закатом с ними любуется тоже. Душа Марка? Наверно.

Такие красивые сибирские закаты видны из дома, где живет собака Мурка, и она с русской семьей любит смотреть на вечернее небо... Фото - архив семьи.

Такие красивые сибирские закаты видны из дома, где живет собака Мурка, и она с русской семьей любит смотреть на вечернее небо... Фото - архив семьи.

Кстати, у Муры на американском собачьем жетоне на номере цифры... словно про будущее. Там в длинном ряду есть и 84, и 53, и 56. А долгота Юрги 84 градуса 53 минуты. Широта – почти 56. Похоже, американцу Марку и его собаке было начертано свыше попасть именно сюда. И здесь найти Марку – короткое, но счастье. Собаке – счастье forever...

Теперь ее зовут русским именем Мура, Мурка... Фото - архив семьи.

Теперь ее зовут русским именем Мура, Мурка... Фото - архив семьи.