Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество8 августа 2017 22:00

Наследство за границей: Вдова американского летчика завещала свое состояние Юрию Гагарину

Какие неожиданные наследства за границей доставались нашим соотечественникам
Герман Титов (слева) и Юрий Гагарин подарили юристам свои автографы. Фото: Личный архив Елены Зверевой

Герман Титов (слева) и Юрий Гагарин подарили юристам свои автографы. Фото: Личный архив Елены Зверевой

В эфире Радио «Комсомольская правда» (97,2 FM) побывала глава Инюрколлегии адвокат Елена ЗВЕРЕВА.

- Многие помнят, еще в советские времена в газетах была рубрика: «Инюрколлегия СССР по наследственным делам разыскивает». Вы и есть та самая Инюрколлегия?

- Да, и наследственные дела по сей день традиционные для нас. Собственно, для того чтобы оформлять вступление советских граждан в права наследования после смерти заграничных родственников, и была создана Иностранная юридическая коллегия. В 1937 году, постановлением Совета народных комиссаров. Документ подписан председателем Совнаркома Вячеславом Молотовым.

Наследство отоваривали в «Березке»

- 1937-й... Тревожное время. Наверняка люди опасались афишировать родственные связи с иностранцами даже ради получения наследства. Да и государство вряд ли ставило цель помочь гражданам обогатиться... Тогда в чем состояла задача?

- Все правильно, люди опасались. Даже у Александра Галича есть песенка о том, как некий персонаж получал наследство за границей: «Гражданин, мол, такой-то и далее - Померла у вас тетка в Фингалии,/ И по делу той тети Калерии/Ожидают вас в Инюрколлегии./ И затем: «Больно тема какая-то склизкая,/ Не марксистская, ох, не марксистская...» И тем не менее советскому государству нужна была валюта. Один из путей получения - легализация зарубежных наследств. Тогда это был немалый поток. Во время революции и Гражданской войны многие наши соотечественники покинули Россию - белая эмиграция. Потом в 20 - 30-х годах люди выезжали: кто на заработки, кто по политическим мотивам. А еще раньше, с конца XIX века, активно перебирались за рубеж жители Украины - главным образом в Канаду. Время шло, люди уходили из жизни. Оставляли наследства, порой внушительные. А здесь у них оставались родственники...

- Неужели так легко было нашим людям получить зарубежное наследство? Вчера простой трудящийся - сегодня миллионер. Долларовый!

- Ну, далеко не все наследства - миллионные. Это скорее исключение. Обычно 10 - 15 тысяч долларов. Кроме того, советским гражданам запрещалось иметь валюту - это была монополия государства. Механизм был такой. Валюта поступала в страну, но доставалась казне. А наследники получали эквивалент в чеках Внешпосылторга. На них и совершались различные покупки. Не скажу про довоенные времена, но в конце 70-х на чеки в эквиваленте 10 тысяч долларов можно было купить трехкомнатную кооперативную квартиру в Москве, обставить ее и съездить отдохнуть. Купить технику в магазине «Березка», автомобиль, турпутевку за границу.

Елена Зверева. Фото: Личный архив Елены Зверевой

Елена Зверева. Фото: Личный архив Елены Зверевой

И 5 процентов - в Фонд мира

- Говорят, львиную долю наследства забирало государство - людей заставляли отдавать деньги в Фонд мира и другие подобные организации.

- Мне сложно ручаться за довоенные времена и годы сразу после Великой Отечественной. Но я работаю в Инюрколлегии с конца 70-х, сама вела эти наследственные дела. И могу сказать, что «адвокат в штатском» в то время ни у кого за спиной не стоял и рук не выкручивал. И потом, наши партнеры - зарубежные адвокаты проверяли, доходят ли деньги до клиентов. И если бы выяснилось, что деньги не доходят, это был бы грандиозный скандал вплоть до запрета денежных переводов из-за границы в СССР.

Но я понимаю, откуда могли пойти такие слухи. Мы действительно предлагали нашим клиентам, наследникам, перевести часть денег в Советский фонд мира. Как правило, это касалось тех, кто получал крупные наследства - по 40 - 50 тысяч долларов и больше.

- Это не было принуждением? Как ставился вопрос?

- Мы говорили: «Не хотите ли перевести?» И я не помню случая, чтобы люди отказывались. Спрашивали - сколько. Мы рекомендовали процентов пять от суммы. Но многие отдавали больше. А некоторые и все наследство полностью.

- А можете назвать имена этих щедрых людей?

- Конечно. И вы наверняка знаете как минимум одного такого человека - это Юрий Гагарин. Более того, я лично присутствовала при этой процедуре.

Елена Зверева сохранила свою детскую фотографию, на обороте которой оставили теплые слова Андриян Николаев, Юрий Гагарин и Герман Титов. Фото: Личный архив Елены Зверевой

Елена Зверева сохранила свою детскую фотографию, на обороте которой оставили теплые слова Андриян Николаев, Юрий Гагарин и Герман Титов. Фото: Личный архив Елены Зверевой

Космонавту от бабушки

- Так ведь вы же были еще совсем ребенком. Как это могло быть?

- Дело в том, что мой дедушка Александр Федорович Волчков в то время был председателем Инюрколлегии. Да, у нас династия такая (смеется). Он мне говорит: собирайся, Леночка, пойдем ко мне на работу, сегодня к нам приедет космонавт Гагарин. Это был июль 1965 года. Юрий Алексеевич уже побывал в космосе, его имя было известно каждому. Мне навязали бантики, заплели косички. Я пошла с дедушкой к нему в Инюрколлегию. И увидела там не одного, а аж трех знаменитых космонавтов - № 1, № 2 и № 3: Юрия Гагарина, Германа Титова и Андрияна Николаева. Наследственное дело. Некая миссис Гилькерия Роджерс из США оставила завещание в пользу нашего первого космонавта.

- Большое наследство? И что ею двигало?

- Сумму я не помню, но достаточно крупная. Что двигало этой доброй бабушкой, имевшей, кстати, русские корни, трудно сказать. Может, просто Юрий Алексеевич ей понравился, со своей такой открытой улыбкой. Может, сыграло роль то, что она была вдовой офицера американской морской авиации. В декабре 1941-го он принимал участие в боях в районе Перл-Харбора, был известным в Америке летчиком.

- Помните ту встречу, свои детские впечатления?

- Конечно. Голубые глаза и белые зубы - это прямо врезалось в память. Гагарин был в военной форме. Говорит мне: «Леночка, садись на колени». Потом сказал, что одну из его дочерей тоже зовут Лена. Я была в восторге - сидела на руках у самого Гагарина! Юрий Алексеевич оформил необходимые документы. Свое наследство он полностью перевел в наши детские дома и в Советский фонд мира.

От предателей денег не надо!

- В 1960-е, как я понимаю, началась новая волна наследственных дел - от людей, которые после Победы остались за границей.

- Да. Кого-то угнали на работы, кто-то попал в плен, осел в Германии, в других европейских странах, потом перебрался за океан. Боялся вернуться в Советский Союз. Были и те, кто ушел с немцами. География наследственных дел того времени отражает пути этих людей: в основном ФРГ, США, страны Южной Америки. Долгие годы они ничего не сообщали о себе находившимся в СССР родственникам.

- И вдруг - наследство! Как воспринимались такие сообщения - ведь еще была свежа память о войне?

- Да, это накладывало отпечаток. Был у Инюрколлегии в советские времена такой вид служебных документов - «свидетельства ДИЗ», для использования за границей. Их выдавали по запросу в компетентных органах. И случалось, что нам отказывали в выдаче этих свидетельств. Это касалось людей, которые, возможно, были предателями. У меня в практике был случай, когда наследодатель работал старостой на территории Украины. У него на душе было много грехов. Соответствующие органы отказали нам в выдаче свидетельства, а без него мы не могли работать по этому делу за рубежом.

- То есть государство, по сути, сказало: мы этого предателя знать не хотим и не нужна нам его валюта. Так?

- Да, такие случаи были.

- А люди как относились к нашедшимся близким?

- Бывало, что органы не чинили препятствий. Но многие, узнав, что их родственник, который считался погибшим или пропавшим без вести, оказывается, спокойно жил за границей, сами не хотели иметь отношения к этой истории. Отказывались от родства, не отвечали на наши письма, запросы.

- Это был страх или стыд?

- Думаю, и то и другое.

- А что происходит с наследством в такой ситуации?

- Смотря какая страна. Через 20 или 30, по некоторым странам - через 40 лет наследство поступает в доход государства, где умер наследодатель.

Внучка автора

«У Черного моря» живет в Испании

- Давайте вернемся в наши дни. Время сказочных наследств миновало?

- Вовсе нет, даже наоборот: уже много лет мы живем в условиях открытых границ и возросших возможностей для зарабатывания денег. Но существует понятие «адвокатская тайна», поэтому о совсем свежих делах ближайшие 50 лет в подробностях говорить не могу. Через Инюрколлегию в разные годы оформлялись наследства Федора Шаляпина, композиторов Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева, художников Василия Кандинского, Казимира Малевича. Из относительно недавних - народного артиста Иннокентия Смоктуновского. Интересное дело было по наследству поэта Семена Кирсанова - автора слов знаменитой песни «У Черного моря». «Эти летние дожди», которые пела Алла Пугачева, - тоже его. После смерти поэта его наследство (основное в нем - авторские права на произведения) отошло к вдове. Несколько лет назад она умерла, и ее сестра Людмила, которая могла бы все унаследовать, попросила нас найти внучку поэта, дочь его сына. Она знала о существовании девочки, но контакты были потеряны.

- Нашли?

- Да. Англичанка, живет в Испании. И тоже пишет стихи.

ВНИМАНИЕ, РОЗЫСК!

«Комсомолке» очень хотелось увидеть хоть какие-то документы, касающиеся гагаринского наследства. Интересно же! Но увы, в Инюрколлегии даже следов не осталось. Неудивительно - столько лет прошло. Дела после выдачи наследств отправлялись в различные архивы, в том числе закрытые. Порой даже записей об этом не сохранялось. Так что единственное доказательство той встречи - теплое напутствие маленькой советской девочке, написанное рукой Андрияна Николаева и подписи его товарищей: Гагарина и Титова.

Однако на просторах Рунета нам удалось обнаружить еще одно упоминание об этом необычном наследстве. Блогер oadam утверждал (не приводя, впрочем, документов и не ссылаясь на них), что Гилькерия Роджерс завещала $200 тысяч советским и китайским детдомам, а Юрию Гагарину - только $3000. И столько же - Герману Титову. Вот оно что - тогда понятно, почему они вместе приходили в Инюрколлегию. А Николаев? За компанию? Или тоже за наследством? В общем, интрига сохраняется. Не верится, что уникальные документы пропали. И если удастся их найти, обязательно напишем об этом на страницах «Комсомолки».

Если вы что-то знаете об истории с наследством Гагарина - пишите автору на vkrest@mail.ru.

НЕРАВНЫЙ БРАК

Мужа для Кристины Онассис подыскивал КГБ

- Юридические отношения с иностранцами - это же не только наследства...

- Это и подписание брачных контрактов, и разводы, раздел имущества, споры, с кем останутся дети, в какой стране. Очень деликатная сфера. Но одну историю могу рассказать. В 1978 году в Инюрколлегию приходила дочь известного греческого мультимиллиардера Аристотеля Онассиса Кристина. По поводу заключения брака с советским гражданином, служащим «Совфрахта» Сергеем Каузовым. Они приходили вдвоем. Да, та знаменитая история начиналась у нас! Мы их проконсультировали. Они заключили брак. К сожалению, они прожили всего полтора года. Каузов уехал в Англию, там и остался...

Замужество дочери мультимиллиардера и советского служащего наделало немало шума.

Замужество дочери мультимиллиардера и советского служащего наделало немало шума.

Фото: EAST NEWS

От редакции: есть версия, что история Кристины Онассис и Сергея Каузова не что иное, как спецоперация КГБ. Историк разведки Игорь Атаманенко утверждает, что советские спецслужбы давно подбирались к наследнице мультимиллиардера. Через нее якобы предполагалось внедрить мужа-агента в элитные сообщества влиятельнейших людей планеты, в частности в Бильдербергский клуб. Вот это был бы ход!

Афинская резидентура доложила: «Кристина находится в поиске подходящей пары. Какой национальности будет избранник, не важно». Так началась операция «Сватовство». Из нескольких кандидатур наиболее подходящим оказался Сергей Каузов. Умен, начитан, свободно владеет английским и французским. Уверен в себе. И хотя один глаз у него был искусственным (последствия травмы), а волосы заметно поредели, женщины находили его чрезвычайно обаятельным. Не устояла и Кристина.

Знакомство состоялось в Москве, куда Кристина приехала для подписания договора с «Совфрахтом». О чем бы ни говорил Сергей - все находило отклик в душе миллиардерши. Figaro даже писала, что русский обрабатывал ее приемами нейро-лингвистического программирования из арсенала КГБ.

То, что Каузов был женат и имел двух дочерей, не стало проблемой: Кристина дала им денег на кооперативную квартиру. Сами же молодожены поселились с мамой Сергея. А вот этого гречанка не вынесла. Любовная лодка разбилась о быт.

Добрая женщина на прощание подарила мужу несколько танкеров и подала на развод. Каузов остался в Лондоне, с доходов от бизнеса исправно платил партвзносы. В январе 1992-го уехал в США, потом купил виллу на Карибах, где и поселился (по-прежнему с мамой) по соседству с Миком Джаггером.

Жизнь самой Кристины Онассис оборвалась в 1988-м. Ее труп обнаружили в одном из ночных клубов в 40 км от Буэнос-Айреса. По наиболее распространенной версии - передозировка наркотиков.

В ТЕМУ

Бизнес разведчика

- Какое наследство было самым крупным, не помните?

- Не скажу, самое ли, но одно из наиболее крупных. Во второй половине 80-х, на 5,5 млн. немецких марок. Очень интересная история, тоже связанная с Великой Отечественной. В ФРГ скончался владелец сети ювелирных салонов. Ни завещания, ни родственников. К нам обратились коллеги из Германии и поручили розыск его близких. Первоначальные сведения были очень скудные. Уроженец городка неподалеку от Сочи. Сведений о родственниках нет. Мы начали розыск. Выяснили, этот человек в 1941 году был призван в армию. Числился пропавшим без вести. Пишем в один архив, в другой. Выясняем: в 1942 году его часть попала в окружение. Немецкий плен? Точно. Потом следы теряются, и через несколько лет этот человек появляется в Германии. Живет там всю оставшуюся жизнь.

Фото из наследственного дела. Часть коллекции советского разведчика.

Фото из наследственного дела. Часть коллекции советского разведчика.

- Под своей фамилией?

- Нет, но похожая. Умер миллионером. И только после смерти выяснилось, что все эти годы он работал на нашу разведку. Подробности остаются за кадром. Родственников удалось найти. Они получили наследство.

Наследство ювелира оценили почти в 5,5 млн. дойчмарок ФРГ. Почти $3 млн. Колоссальная сумма! Наследники в СССР получили деньги в 1989 году, в пересчете по тогдашнему курсу это состояние оценивалось в 30 млн. рублей.

Наследство ювелира оценили почти в 5,5 млн. дойчмарок ФРГ. Почти $3 млн. Колоссальная сумма! Наследники в СССР получили деньги в 1989 году, в пересчете по тогдашнему курсу это состояние оценивалось в 30 млн. рублей.