Так, 8 сентября 1994 года лайнер, следовавший рейсом 427 USAir, разбился, не долетев нескольких километров до аэропорта Питтсбурга. На борту было 132 человека. Заходя на посадку, лайнер начал неконтролируемо падать по спирали. И через несколько секунд самолет почти вертикально врезался в землю на скорости 483 км/час.
Тогда расследование показало, что у машины заклинило руль высоты. Пилоты ничего не могли сделать.
Не стала ли та же неисправность причиной казанской катастрофы?
- Один из найденных самописцев в хорошем состоянии, - рассказал «КП» бывший замминистра гражданской авиации, председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов. - Если у лайнера заклинило руль высоты, то это будет видно. Но версия вполне вероятная.
Олег Смирнов считает, что причиной авиакатастрофы могла стать системная ошибка в «Боинге», которую не устранили.
Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ
- Прецеденты были?
- Да, в начале 90-х упало несколько «Боингов-737». Сначала не могли понять, в чем причина. Потом выяснилось, что у руля высоты заклинивает клапан сервомотора. Сделать в этой ситуации ничего нельзя. Тогда по всему миру объявили кампанию по замене этого узла на более совершенный.
- Получается, в самолете компании «Татарстан» стояла обновленная деталь?
- А вот это вряд ли. Дело в том, что «Боинг» в это время как раз летал в Уганде (в 1995 году лайнер выкупила компания Uganda Airlines. - Ред.). Кто может гарантировать, что африканская авиакомпания потратилась на ремонт?
- Можно сейчас узнать, заменили узел или нет?
- Думаю, да. Все обломки соберут и разложат в ангаре по форме самолета. На каждой детали есть клейма производителей, дата изготовления. Вот и посмотрим. Кампания по обновлению клапана проходила в 1996 году. Если сервомотор сделали до этого времени, значит, «Боинг» летал с дефектным узлом.
- Кто должен был это проконтролировать?
- Увы, никто. У нас есть много следящих структур, которые дублируют работу друг друга. А кого-то одного, на ком лежала бы конечная ответственность, нет. Вот и получается, что у семи нянек дитя без глазу. Ни одно ведомство в России не обязано проверять, поменяли сервомотор на самолете, летающем у нас, или нет. Не обязана об этом думать и авиакомпания. Техническим обслуживанием лайнеров компании «Татарстан» занимается «S7 Инжиниринг». У этой компании есть разрешительный сертификат. Но она уже не отвечает за работы, которые надо было сделать в 1996 году.
- Выходит, придется жаловаться на авиакомпанию в Уганде?
- Да. Только не знаю, как наши суды призовут к ответу африканских воздушных перевозчиков.
В компании «Боинг» ситуацию комментировать отказались. Видимо, окончательный ответ дадут следователи, работающие над расследованием причины авиакатастрофы.
В «S7 Инжиниринг» нам подтвердили, что разбившийся в Казани самолет проходил у них техническое обслуживание 23 марта 2012 года.
- Мы выполнили большой перечень работ, - заявили в пресс-службе компании. - Но все сделано согласно заявке перевозчика «Татарстан». Специалисты выполняли только те процедуры, которые им заказали. По регламенту крупное ТО должно проводиться каждые 15 - 20 месяцев.
Поэтому-то ремонтники и не занимались деталями руля высоты - об этом никто не просил и соответственно не оплачивал.