Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество5 апреля 2013 22:00

Как Бумбараш церковь строил

Золотухин ходил по деревне с шапкой, собирая деньги на храм, который разрушил его отец
Источник:kp.ru
Так выглядел старый клуб, в котором начинал играть Валерий Золотухин. Здание было построено из бревен разрушенной церкви. Сейчас на этом месте сельский магазин.

Так выглядел старый клуб, в котором начинал играть Валерий Золотухин. Здание было построено из бревен разрушенной церкви. Сейчас на этом месте сельский магазин.

- Ох и много пересудов было, когда Валерий Сергеевич начал церковь строить. Ведь непростая у всего этого история, ну да это знать надо...

Старожилы Быстрого Истока обожают рассказывать приезжим про свою уникальную церковь.

- Прежний храм тут поставили в 1893 году после страшного пожара. Тогда большая часть села выгорела, в том числе и старая церковь. Строили ее всем миром, потому и дорога она стала многим, хотя и простая была, деревянная. Фотографий ее, к сожалению, нет.

В 20-е годы в Быстром Истоке мало что на пленку фиксировали.

А потом пришла советская власть, жителей Быстрого Истока от религии стали отучать.

- Рядом с храмом был Дом культуры. Так старики рассказывали, что шли на Пасху, а из клуба музыка играла: танцы, значит. И половина - туда, а другая - в церковь, - рассказывают сельчане. - Вот и когда в 1939 году храм рушили, то половина людей плакали, а другая - веселились. Сложно уже упомнить всех, кто небогоугодное дело учинил. Но, как говорил сам Валерий Золотухин, «ее разрушили наши отцы, в том числе и мой». Ведь Сергей Золотухин был председателем колхоза, если сам не рушил, то и не возражал...

Потом из бревен церкви построили новый клуб, в котором много лет спустя начал свою актерскую карьеру Валерий Золотухин. Но то, что это раньше была церковь, забывать не давали даже стены. Если приглядеться, на них были видны нарисованные иконы. Тот клуб уже давно раскатали на бревна: старый стал.

Несколько настоящих церковных икон конца XIX - начала XX века сберегла одна из самых религиозных жительниц села - Евдокия Петрова, ее в Быстром Истоке Петручихой звали. Она стала собирать у себя жителей села, чтобы вместе молиться. Ей тогда партийные чиновники из района пригрозили, что за такие сборища оштрафуют. Ну а дальше - перестройка, смена власти. И тут в 1991 году Валерий Сергеевич предложил всем миром построить храм.

Настоящие споры в селе возникли, когда выбирали место для церкви.

- Кто-то говорил, что церковь в центре надо поставить, кто-то - на старом кладбище, на костях предков, - вспоминает Галина Горбунова, соседка семьи Золотухиных. - Но в итоге выбрали место почти в центре села, недалеко от прежнего храма. Там был молельный дом, его снесли. И началась стройка.

Средства собирали всем миром: кто сколько может. Золотухин перевел весь свой гонорар от книги «Дребезги». Вместе с гражданской женой Ириной Линдт ездил с концертами. Или ходил по деревне с шапкой и просил помощи на храм. Сам актер вот как вспоминал: «Живописный пример. В нашем селе строили элеватор. Я, зная, что приедут начальники, стал их поджидать в здании администрации. Они прибыли с объекта, и тут я падаю им прямо в ноги, в перемазанные глиной сапоги: «Товарищи, помогите построить храм!» Когда поднялся, первое, что услышал, изумленное: «Бумбараш!» Мужики обалдели, потом засмеялись: «Валерий Сергеевич, да что это вы?!» Да вот, говорю, у меня безвыходное положение. Нужен фундамент. Они прошли на площадку, посмотрели, подсчитали: «Через год встречаемся на этом месте. Фундамент будет». Я не поверил: фундамент, по их прикидкам, стоил четыре миллиона».

Для всех стало ударом, когда после таких усилий случился обвал рубля: деньги обесценились, и стройка остановилась. Фундамент был не доделан. Только в 1994 году стройка снова закипела!

- Тут уже подключились не только сельчане, но и политики с чиновниками. Строительству посодействовал губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, - рассказывает Виталий Кирьянов, друг Валерия Золотухина.

Из местных мужиков собрали бригаду строителей. Они взялись за работы. Хотя изначально церковь планировали как каменную, в итоге остановились на добротной деревянной. Все материалы закупал Виталий Кирьянов, он тогда работал в аппарате полномочного представителя президента на Алтае. А руководил стройкой замечательный зодчий Петр Анисифоров, автор уникального храма в Антарктиде. В 2003 году церковь освятили - это был праздник для всего Быстрого Истока. Приезжал епископ Барнаульский и Алтайский Максим. Был крестный ход, а Золотухин шел впереди с иконой. Он и потом, когда приезжал в родное село, первым делом в храм приходил.