Климат в Кодинске, особенно зимой, не из приятных. Средняя температура в январе здесь – минус 35 градусов. А иногда столбик термометра опускается и до отметки 50. В таких тяжелых условиях и работать приходится по-особенному.
ЗИМОЙ – МИНУС 40, ЛЕТОМ – ПЛЮС 40
За «телом» Богучанской ГЭС в суровое время года следят чуть более пристально, чем обычно. Особенный контроль ведут за поверхностями, которые находятся на улице.
Например, сейчас работает первый водосброс. И еще осенью для того, чтобы в будущем избежать обледенения, были утеплены и закрыты все бетонные поверхности, находящиеся рядом с ним. Инженеры соорудили специальные конструкции в виде полога, а внутри поставили обогреватели.
Утепляются и все двери, ведущие в плотину, а около входов ставятся обогреватели. Ведь в плотине должна поддерживаться положительная температура.
- Температурный режим плотины отображается на датчиках, плюс мы ведем и визуальные наблюдения, - рассказывает Илья Киреев, ведущий инженер лаборатории ГТС. – Кстати, именно визуальные наблюдения – основные. Они помогают вовремя заметить какие-либо неисправности. А вообще, на ГЭС больше влияют даже не экстремально низкие температуры, а их резкие перепады с отрицательных на положительные. Летом в Кодинске бывает и 40 градусов жары. И из-за этого двигаются межсекционные швы. Но мы следим за «раскрытием» этих швов, к тому же Богучанская ГЭС рассчитана на температурные перепады, поэтому все в норме.
ДЛЯ РАБОЧИХ – ЧАСТЫЕ ПЕРЕКУРЫ
Стройка Богучанской ГЭС уже практически завершена. Но некоторые работы все же еще ведутся. И достройка идет даже несмотря на морозы. Хотя ограничения все-таки есть: если температура опускается ниже минус 40 градусов, большую часть строительной техники останавливают, а машинистов снимают с кранов.
- И ждем, когда потеплеет, - объясняет Олег Яновский, менеджер по производству кранового хозяйства ОАО «Богучанская ГЭС». - Но как только наступает -39, у нас начинается так называемый «отстой»: три часа кран работает вхолостую. Разогреваются механизмы, машинисты все проверяют… Вообще нет ничего сложного в том, чтобы работать в морозы. Все давно продумано, и не нами: уже не один объект построен таким образом.
- Для подкрановых рабочих существует регламент, по которому они работают в морозы, - продолжает рассказывать Игорь Блинов, старший механик по производству кранового хозяйства ОАО «Богучанская ГЭС». - В холодную погоду чаще делают перекуры, чтобы люди могли погреться. Нормально все! И, конечно, все краны у нас обеспечены обогревательными приборами.
Кстати, один из строительных кранов, стоящих на гребне плотины, может работать и в более низких температурах, по сравнению с остальной техникой – до минус 50 градусов.