Премия Рунета-2020
Мурманск
+2°
Boom metrics
Общество25 мая 2012 22:00

Мурманский календарь: 26 мая. Харловка была для экипажа Чкалова последним пунктом Европейского континента

26 мая 1907 года родился Георгий Филиппович Байдуков
Источник:kp.ru

26 мая.

В этот день 105 лет назад – 26 (13 по старому стилю) мая 1907 года – родился советский летчик-испытатель, участник полярных перелетов, генерал-полковник авиации Георгий Филиппович Байдуков.

Появился он на свет на разъезде Тарышта (ныне в Чановском районе Новосибирской области) в семье железнодорожника. В 9 лет Байдуков остался сиротой. Бродяжничал, затем воспитывался в интернате. С 1921 года работал строительным рабочим на Сибирской железной дороге.

В 1926 году Байдуков добровольцем пошел в Красную Армию, стал летчиком, потом летчиком-испытателем. Маршруты многих его полярных полетов проходили над территорией Кольского полуострова, над Баренцевым морем. Так, в начале августа 1935 года в составе экипажа С.А. Леваневского он участвовал в попытке трансарктического перелета на самолете АНТ-25, прерванного из-за технических неполадок. Задание на тот полет было сформулировано следующим образом: при благополучном перелете совершить посадку в Сан-Франциско. При малейших признаках аварии поворачивать назад или совершать вынужденную посадку. Всем полярным станциям, а особенно радистам островов Диксон, Новая Земля, Земля Франца-Иосифа предписывалось непрерывно следить за работой рации самолета Леваневского. В Мурманске наготове стоял гидросамолет полярного летчика В. Махоткина, который мог в случае вынужденной посадки самолета Леваневского между побережьем и Землей Франца-Иосифа сесть рядом и принять экипаж на борт.

- Началось хорошо, - вспоминал позже Байдуков, - но неисправность в системе маслопровода заставила нас вернуться. Мы летели уже над Баренцевым морем... Бывает же такое невезение!..

20—22 июля 1936 года на самолете АНТ-25 в качестве второго пилота (командир — В.П. Чкалов, штурман — А.В. Беляков) Байдуков совершил беспосадочный перелет из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне — остров Чкалова в устье Амура) протяженностью 9374 километра. «В 14.25, – рассказывал Георгий Филиппович, - самолет пролетел Харловку на Кольском полуострове, которая была последним пунктом Европейского континента. «АНТ-25» вышел в Баренцево море, приближаясь к острову Виктория». За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелета, Г.Ф. Байдукову 24 июля 1936 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

18—20 июня 1937 года на самолете АНТ-25 в составе того же экипажа Байдуков совершил беспосадочный перелет Москва — Северный полюс — Ванкувер (штат Вашингтон, США) протяженностью 8504 километра. «Через девять часов полета, - описывал тот памятный рейс штурман Беляков, - мы вышли на северный берег Кольского полуострова. Далее перед нами — безбрежное Баренцево море. Летим в том самом отроге высокого атмосферного давления, которое, по мнению метеорологов, обеспечит спокойный вход в Арктику. Летим выше облаков. Они настолько ярко освещены солнцем, что приходится надеть очки со светофильтрами. Баренцево море от Мурманского побережья до Земли Франца-Иосифа не пересекал еще ни один самолет. Пролетали только дирижабли «Норвегия» да «Италия» из экспедиции Амундсена и Нобиле, которые направлялись на Шпицберген. Летал дирижабль «Цеппелин», который в 1931 году пересек море от Архангельска до Земли Франца-Иосифа. И Чкалов смело прокладывает новый воздушный путь».

Байдуков участвовал и в советско-финляндской, и в Великой Отечественной войне. Он рекордсмен по числу орденов – у него их 22, в том числе 2 ордена Ленина и четыре – Красного Знамени. Умер Г.Ф. Байдуков 28 декабря 1994 года.

Байдуков, Чкалов и Беляков.

Байдуков, Чкалов и Беляков.