При оформлении наследства нотариус отказался выдать мне свидетельство о праве на наследство, сославшись на расхождение адресов в представленных документах. В свидетельстве на право собственности на землю от 1997 года (розовое) указан адрес: область, район, город, улица, дом, квартира (это двухквартирный дом). А в кадастровом паспорте земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 2011 года адрес земельного участка: область, район, город, улица, дом (те же, но без квартиры, так как квартира указываться не должна , в том числе и в свидетельстве). Как выйти из ситуации?
Алена, Рязань
Отвечает начальник Управления методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ольга Жданова:
- В соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу указанного Федерального закона или в переходный период его применения, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Федеральным законом. Таким образом, в рассматриваемом случае речь идет о ранее учтенном земельном участке.
Сведения об адресе земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости (ГКН) на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на присвоение адресов земельным участкам; при отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса земельного участка в ГКН вносится описание его местоположения (пункт 68 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42).
В случае, если земельному участку, указанному в обращении, не присвоен в установленном порядке адрес, сведения о его местоположении должны были быть внесены на основании свидетельства о праве собственности, выданном в 1997 г. В этом случае необходимо обратиться в соответствующий орган кадастрового учета с заявлением об исправлении технической ошибки.
Если земельному участку в установленном порядке присвоен адрес (и именно он внесен в ГКН), то для нотариуса к свидетельству о праве собственности на земельный участок следует приложить копию акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на присвоение адресов.
Свой вопрос Ольге Ждановой вы можете задать здесь