Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Происшествия29 июля 2011 15:50

Эксперты: Доклад по катастрофе под Смоленском можно оценить как позитивный элемент в российско-польских отношениях

Комиссия по расследованию авиационных происшествий государственной авиации Польши представила итоговый доклад об обстоятельствах и причинах крушения «борта номер один» в аэропорту Северный

Этого доклада весь мир, а в особенности Польша и Россия, ожидали еще полгода назад. Но Комиссия по расследованию авиационных происшествий государственной авиации Польши будто бы тянула время, повторяя: главное не скорость, а результат.

В итоге выводы едва ли успокоят польскую оппозицию, руководимую Ярославом Качиньским, братом погибшего президента Леха Качиньского. Да и в России доклад, очевидно, будет воспринят неоднозначно. Польская сторона настаивает на том, что в крушении президентского самолета под Смоленском 10 апреля 2010 года виноваты и российские диспетчеры.

По мнению польских экспертов, полувоенный аэропорт «Северный» был плохо подготовлен к приему пассажирских самолетов. Тот факт, что точно такие же «тушки» без проблем садились в «Северном» буквально за несколько дней до трагедии, эксперты, кажется, не обратили никакого внимания.

Впрочем, в целом доклад производит впечатление вполне сбалансированного документа. Поляки не отрицают, что экипаж «борта номер один» был плохо подготовлен, в итоге именно это стало основной причиной катастрофы.

СПРАВКА «КП»

На борту Ту154м специального 36-го летного полка ВВС Польши, направлявшегося в Смоленск 10 апреля 2010 года, находилась делегация, которая должна была принять участие в траурных мероприятиях в Катыни. В аэропорту «Северный» наблюдался сильный туман и минимальная видимость. Не смотря на предупреждения о плохих погодных условиях, экипаж самолета отказался уйти на запасной аэродром в Витебске и попытался зайти на посадку. При снижении лайнер задел деревья и рухнул недалеко от взлетно-посадочной полосы. В катастрофе погибли все 96 человек, находившиеся на борту: 88 пассажиров и 8 членов экипажа, в том числе президент Лех Качиньский вместе с супругой.

АЭРОПОРТ НЕ ГОТОВ, НО САДИТЬСЯ ПОЗВОЛЯЕТ

Согласно выводам польских экспертов, самолет врезался в дерево из-за того, что снизился слишком сильно – при сильном тумане, который наблюдался в районе аэропорта «Северный», это было недопустимо. Пилоты не видели земли, при этом уходить на второй заход было уже слишком поздно.

«Это привело к столкновению с наземным препятствием, отрыву фрагмента левого крыла вместе с элероном и как следствие - потере управляемости самолета и столкновению с землей», - заключают польские эксперты. Они также признают, что экипаж, обслуживавший президента, был плохо подготовлен. Это подтверждают ошибки, которые пилоты совершили при заходе на посадку: они никак не отреагировали на сигнал системы, которая предупреждает об опасном сближении с землей и продолжали снижение. Выяснилось также, что штурман плохо владел русским языком. Именно на нем общались пилоты с диспетчерами аэропорта «Северный».

Наземные службы, по мнению поляков, также несут ответственность за катастрофу: якобы, они передавали неточную информацию, запаздывали с передачей данных о полете. Например, в тот момент, когда самолет находился в шести километрах от аэропорта, диспетчер сообщил, что лайнер находится на правильном курсе. При этом самолет Качиньского был на 120 метров выше и на 125 метров левее глиссады (траектории, по которой самолеты заходят на посадку – Прим. ред.).

Польская сторона также ставит в вину российским наземным службам то, что не было спрогнозировано появление тумана. «Состояние светосигнальной системы не соответствовало техническим требованиям, предъявляемым к визуальному навигационному оборудованию», сделала вывод польская сторона. По ее мнению, территория вокруг взлетно-посадочной полосы «поросла деревьями, высота которых превышала допустимое значение для наземных препятствий в этом районе». Однако поляки признали, что российские диспетчеры действовали в строгом с соответствии с правилами, принятыми в России, а «схемы захода на посадку на аэродроме «Смоленск-Северный», несмотря на многочисленные недостатки, позволяли безопасно приземлиться на ВПП».

Польская комиссия не признала тот факт, что командующий ВВС Польши Анджей Бласик (он находился в кабине пилотов во время захода на посадку) оказывал давление на экипаж. Согласно записям переговоров, Бласик на предупреждение пилотов о возможных проблемах с посадкой заявил «Он взбесится!», имея ввиду президента Качиньского. При этом комиссия согласилась: командующий ВВС, видя все ошибки экипажа, проявил «безучастие».

«ЭТО СЛИШКОМ ЧУВСТВИТЕЛЬНАЯ ТЕМА, ЧТОБЫ ЕЕ МУСОЛИТЬ»

- Точка в этой истории поставлена, - заявил «КП» Замглавы комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий. - Все факты установлены. Никакое дополнительное расследование ничего не добавит и не изменит. Поэтому надо согласиться с правдой, какой бы она не была, и отправить досье в историю. Будем надеяться, что польская оппозиция не станет спекулировать этой темой, она слишком чувствительна для того, чтобы ее мусолить.

«ПОЛЬСКАЯ ОППОЗИЦИЯ НАЧНЕТ ПЕРЕМЫВАТЬ КОСТОЧКИ ТУСКУ»

- Доклад можно оценить как позитивный элемент в российско-польских отношениях, - заявил «КП» Владимир Брутер, эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований. - Но о том, что в истории с гибелью самолета Качиньского под Смоленском поставлена точка, говорить преждевременно. Кто вообще в такой ситуации ставит точки? Официальные лица и высокие государственные комиссии? Нет. В Польше есть гражданское общество, которое будет высказываться по данной проблеме. И доклад правительства не закрывает рот оппозиции. Вопрос постановки точки в данном случае зависит от того, насколько Россия и Польша в своих двусторонних отношениях будут касаться этой темы. Я думаю, что при нынешнем премьер-министре Дональде Туске Варшава не будет акцентировать на этом внимание. При желании и польские восстания в России XIX века можно сделать главным элементом политики. Но, слава богу, Польша этого не делает. А вообще всегда можно выдумать какой-нибудь бред и его придерживаться. Стоит ожидать, что польская оппозиция сейчас начнет перемывать косточки даже не столько России, сколько премьер-министру Туску.

150 СЕКРЕТНЫХ ВИНОВНЫХ

Польская комиссия насчитала 150 человек, виноватых в катастрофе под Смоленском. Правда фамилии этих людей не называются, список засекречен. Обстоятельства трагедии одновременно расследует сразу несколько польских ведомств. Свои выводы должны представить Верховная контрольная палата Польши, а также прокуратура. Именно она назовет имена тех, по чьей вине произошла катастрофа. Но уже сегодня понятно: своих должностей могут лишится весьма высокопоставленные военные чиновники Польши, в частности руководство 36-го специального летного полка, обслуживавшего первых лиц государства.