Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество25 мая 2011 22:00

Телевидение 80-х: телемосты, «Взгляд» и Кашпировский

Мы продолжаем цикл публикаций об истории отечественного телевидения, приуроченный к отмечавшемуся недавно юбилею - 60-летию образования ЦТ в СССР
Источник:kp.ru

Сегодня на очереди - перестроечные восьмидесятые. Телевидение начала и конца ­80-х - это не просто два разных набора программ в телевизоре, это два разных мира, не имеющих ничего общего. Если в начале десятилетия в эфир шли «Ленинский институт миллионов» и «Наш адрес - Советский Союз», то в конце - «Взгляд» и «600 секунд». И общим у них не был даже язык, речь телеведущих за эти десять лет тоже изменилась радикально. Но начиналось теледесятилетие более чем благостно.

Ведущие программы «Взгляд» имели такую популярность, о которой современные журналисты и не мечтают...

Ведущие программы «Взгляд» имели такую популярность, о которой современные журналисты и не мечтают...

Гусман показал Пугачеву Америке Прогремевшая летом 1980 года Олимпиада имела огромное значение не только для политической жизни страны, но и для телевизионной. Специально под Игры был введен в строй новый телевизионный комплекс в «Останкино», а сами телевизионщики получили новую аппаратуру. 280 телекамер, работавших на стадионах Москвы, были по тем временам небывалым рекордом. Но Олимпиада закончилась, а аппаратура осталась. И в качестве вершины технической мысли того времени придумали телемост СССР - США, состоявшийся в сентябре 1982 года. От первого телемоста Европа - США он отстал ровно на 20 лет, но для советского телевидения был колоссальным прорывом. С американской стороны показывали молодежный музыкальный фестиваль в Лос-Анджелесе, а с советской - массовку на 200 человек в студии «Останкино». «Рулить» мостом поручили Юлию Гусману, который развернулся вовсю. - Прошу пригласить Аллу Пугачеву, - рассказывал потом Гусман. - Мне говорят, что она улетает во Францию. Предлагаю снять ее с самолета. Сняли. Она приехала такая злая, рассерженная, что чуть меня не убила. А когда увидела, как мы репетируем, поняла, что это историческое событие и она его главная звезда, то стала петь и танцевать, заводить ребят так, что получала удовольствие и сама. Американцы от нее балдели. Кстати, Познера, сделавшего на телемостах себе имя, пригласили вести лишь третье по счету подобное мероприятие.

Уже само появление в «ящике» Жанны Агузаровой...

Уже само появление в «ящике» Жанны Агузаровой...

«Музыкальный киоск» против «Ринга» С началом перестройки начало перестраиваться и телевидение. И первой перемены почуяла музыкальная редакция. Если прежде главной развлекательной программой был «Музыкальный киоск» с Элеонорой Беляевой, в 1982 году вышедший в эфир в 1000-й раз, то в январе 1986 года появилась «В субботу вечером». Поначалу донельзя академичная (в одном из первых выпусков совсем юный Михаил Евдокимов - худой как щепка! - пародировал Никулина и Миронова), постепенно она разошлась и какое-то время была источником передовой музыки на телевидении. Одним из самых громких явлений развлекательного ТВ 80-х стал «Музыкальный ринг», начатый на Ленинградском телевидении, а затем перекочевавший и на всесоюзное. Нам сегодня ни за что не понять, чего стоило выпустить в эфир, например, «Алису» со всеми прыжками и ужимками Кинчева или «Аквариум» с полузапрещенным Гребенщиковым. Предполагалось, что «Музыкальный ринг» должен иметь какую-то дидактическую задачу, и после выступлений музыкантов зрители высказывали свои впечатления. - Скажите, что с вами будет через пять лет? - нападал на Жанну Агузарову мужчина в черной рубашке и галстуке. - Вы же не развиваетесь, куда вы ведете нынешних пятнадцатилетних? - Можно ли расценить выступление группы «Браво» как успех? - подводило итог жюри. - Вряд ли! Они хорошо двигаются, легки и мелодичны, но сегодня на эстраде этого мало! Агузарова и Сюткин с волнением внимали всему сказанному. Хотелось бы посмотреть на встречу этого мужчины с Агузаровой сегодня!

...и Александра Невзорова в 80-е было сенсацией.

...и Александра Невзорова в 80-е было сенсацией.

В марте 1987 года выяснилось, что, оказывается, в СССР может существовать и такая вещь, как ночное телевидение. В эфир вышла программа «До и после полуночи», которую вел Владимир Молчанов. Поначалу она славилась преимущественно тем, что позволяла себе ставить недоступную массам западную музыку, а потом превратилась в один из столпов теледиссидентства. - Нам легко было стать популярными, потому что нас было двое всего: «Взгляд» и «До и после полуночи». Больше смотреть нечего было, - вспоминал Владимир Молчанов. А в октябре 1987 года появилась и первая ласточка телевидения современного: вышел первый выпуск «Аншлага». Тогда он еще не был примером маргинального юмора, а наоборот - давал площадку для самовыражения молодым актерам. «Прожектор» без Урганта Однако в 80-х золотое время песен и юмора еще не пришло. Королевой телевидения была публицистика. А бал правили те, кто не боялся направлять свет софитов на больные места советского строя. Многие из поклонников нынешнего шоу «Прожекторперисхилтон», может быть, и не представляют себе, название какой передачи пародируют Ургант и Ко. Легенда гласит, что создать «Прожектор перестройки» распорядился Горбачев. И почти четыре года каждый день после программы «Время» в течение десяти минут рассказывали о тех, кто еще недоперестроился, недоускорился и не уважает гласность. В народе его называли «Про жертвы перестройки». Впрочем, куда более яркой была другая десятиминутка гласности. Начав в Питере, затем обрел славу в масштабе всего СССР автор «600 секунд» Александр Невзоров. Работая в жанре нынешней желтой прессы (хотя такого слова тогда не знали), Невзоров одинаково рьяно боролся с врагами перестройки и смаковал чернуху. Но появление на экране не диктора в пиджаке, а журналиста в кожаной куртке уже обеспечивало ажиотаж среди зрителей.

Настоящая битва экстрасенсов шла 20 лет назад.

Настоящая битва экстрасенсов шла 20 лет назад.

Но главной бомбой стал «Взгляд», который потом даже обвиняли в участии в развале страны. Решив сделать передачу с целью «отвлечь молодежь от прослушивания зарубежных радиостанций», власти получили головную боль куда большую, чем от всех враждебных голосов, вместе взятых. Хотя начинался «Взгляд» относительно безобидно: в виде ток-шоу, разбавленном зарубежными музыкальными клипами. Однако уже очень скоро его ведущие - Владислав Листьев, Александр Любимов, Дмитрий Захаров и Александр Политковский - стали главными врагами системы и властителями дум миллионов. Сегодня достичь подобной популярности журналисту невозможно. Лечение в прямом эфире Многое тогда было результатом абсолютной «девственности» аудитории. Сегодня невозможно понять, как огромная страна могла поверить в то, что можно лечиться по телевизору. И тем не менее едва ли не популярней «взглядовцев» были экстрасенсы Анатолий Кашпировский и Аллан Чумак. Перед экранами ставили банки с водой, чтобы Чумак их зарядил, а от Кашпировского ждали исцеления всего подряд. Вера в Кашпировского была настолько велика, что ему доверили в прямом эфире обезболивать взглядом операцию, которую делали женщине в другом городе. Нынешняя битва экстрасенсов выглядит на этом фоне просто скучным научным диспутом.