Если 50-е годы для отечественного телевидения были в своем роде детством, то 60-е стали для него юношеством. Тем временем, когда каждый день открываются новые возможности, возникают новые проекты и самые смелые планы не кажутся несбыточными. Именно в 60-е технический прогресс позволил накрыть ТВ-сигналом всю территорию страны: для этого были запущены специальные спутники «Молния». В СССР одними из первых в мире перешли на цветной формат телевидения. Построили новый - гигантский для того времени - телецентр и телебашню в Останкине. В 60-е впервые вышли в эфир многие из тех программ, которые потом стали культовыми для отечественных телезрителей: «Голубой огонек», КВН, «Кабачок «13 стульев», «Будильник», «В мире животных». О том, как они рождались и с чего начинались, мы расскажем в следующем выпуске еженедельника, сегодня же в гостях у «КП» уникальный свидетель времени, при котором СССР стал настоящей телевизионной державой.
Николай МЕСЯЦЕВ
Николай МЕСЯЦЕВ: Маслякова я помню еще сосунком Принято считать, что телевизионные начальники середины прошлого века - это цепные псы КПСС, душившие все светлое и свежее, что придумывали их подчиненные. Говорить так нетрудно, поскольку почти никого из телеруководства тех лет в живых не осталось. Почти никого, кроме Николая Месяцева, возглавлявшего Гостелерадио СССР с 1964 под 1970 год. Присланный из аппарата ЦК искоренять хрущевские веяния, он проработал во главе отечественного ТВ шесть с половиной лет, но при нем произошло столько всего, что иным хватило бы на целую жизнь. Сегодня Николаю Месяцеву 91 год. Он живет в Москве в скромной однокомнатной квартире рядом с метро «Речной вокзал», хотя некогда был первым человеком в гигантском телеколесе. - Николай Николаевич, вас отправили в Гостелерадио с большого поста в ЦК КПСС. Сложно было перестроиться на новом фронте? - Тогда была такая присказка: «Радио - это сумасшедший дом, а телевидение - пожар в сумасшедшем доме». - Странные у вас времена были. С одной стороны, вы запустили программу «Время» - главную информационно-политическую программу страны. А с другой - создали фривольный «Кабачок «13 стульев». - Я товарищам из литературно-драматического отдела сказал: «Каждый месяц в эфире должен быть спектакль! Чтобы не зависеть от театров, создайте свою студию» Так родился «Кабачок». То же самое я сказал киношникам: давайте создадим свою не зависимую ни от кого студию. И появилась студия «Экран» во главе с главным режиссером Марленом Хуциевым. - Солидные траты вы могли себе позволить, если спокойно обзаводились собственной киностудией. - Бюджет Госкомитета по радио и телевидению был больше, чем годовой бюджет любой союзной республики СССР. Государство понимало, что такое телевидение, и не скупилось. Мы были шестнадцатой республикой. Симфонический оркестр - свой, народный хор - свой, академический хор - свой, детский хор Попова - свой. - Программа «Время» скоро отметит полувековой юбилей. Даже странно думать, что когда-то ее могло не существовать. - Главный редактор отдела информации Николай Бирюков предложил сделать новостную программу, которая выходила бы каждый день в одно и то же время. Народ привыкнет, будет ждать ее, чтобы узнать новости. Сразу было понятно, что это отличная идея, и мы за очень короткий срок выпустили ее в эфир. Бирюков придумал и название - «Время». - Музыкальную заставку «Время, вперед!», ставшую одним из главных брендов советского телевидения, долго подбирали? - Практически сразу, это был один из первых вариантов, предложенных музыкальным редактором. У меня были прекрасные отношения с композитором Георгием Свиридовым. Я позвонил ему и спросил: «Георгий Васильевич, можно?» «Буду рад!» И все пошло. - В 1967 году по телевизору в прямом эфире показали запуск космического корабля. До этого подобные трансляции категорически запрещали из боязни выпустить в эфир катастрофу на старте. Как удалось добиться разрешения? - Когда у меня не хватало полномочий о чем-то договориться, я обращался или в ЦК партии, или непосредственно к председателю Совета Министров Косыгину. И мне, как правило, помогали. А с ракетой все было просто: я позвонил будущему министру обороны Устинову, а тогда секретарю ЦК, и мы все решили. - Кроме «Времени», из 60-х до наших дней дожил лишь КВН. Что-то выдавало тогда в Александре Маслякове нынешнего телевизионного мэтра? - Тогда много было таких. Он вышел из программы «Юность», я его помню еще совсем сосунком. Но, видите, оказался способным парнем. Юрким, умеющим идти по жизни, стал большим человеком на телевидении. - При вас был построен и введен в строй телецентр в Останкине. При вас возвели один из символов Москвы - Останкинскую телебашню. Помните, как первый раз наверх поднялись? - Конечно, помню: с подножия до того места, где сейчас ресторан, поднимался 14 минут.
Телевизионщики старательно фиксировали, как строилась башня. Вот она уже доросла до середины.
- Пешком? - Нет, на лифте. Так долго тогда ходили лифты, пока не поставили высокоскоростные. Ирония судьбы в том, что когда-то я жил в Останкине, совсем рядом с будущим телецентром. Но тогда на его месте было болото. - Брежнева не водили наверх? - Водил, и не только его, а и все руководство страны, все Политбюро. С этим делом (щелкает по шее). Отмечали сдачу башни. Сидим, закусываем, их обслуживает 9-е управление КГБ. Я сижу за соседним столиком от Брежнева, Косыгина и Подгорного и вижу, как им приносят потрясающий балык. Говорю официанту: «Принеси и нам». Он и ухом не ведет, а я, между прочим, кандидат в члены ЦК партии. «Принеси», - говорю. Ноль внимания. Тут Подгорный поворачивается: «Да принеси ты ему, а то так и будет канючить». - Не приходилось объяснять вождям, почему башня не падает? - Это было очень легко. Я спрашивал: «Вы знаете принцип игрушки ванька-встанька? Вот и башня так же устроена». Центр тяжести у нее очень низкий: амплитуда отклонения на высоте - до 8 метров, но внизу все держит мощнейшее бетонное кольцо. ИЗ ДОСЬЕ «КП» Николай МЕСЯЦЕВ Родился 3 июля 1920 года. Во время войны работал в Управлении наркомата ВМФ СССР, в Управлении особых отделов НКВД СССР, в Отделе контрразведки СМЕРШ 5-й гвардейской танковой армии. В 1945 - 1946 годах - в Главном управлении контрразведки СМЕРШ. После войны перешел в ЦК ВЛКСМ. В 1963 - 1964 годах - заместитель заведующего отделом ЦК КПСС по связям с коммунистическими и рабочими партиями социалистических стран Юрия Андропова. В 1964 году возглавил Гостелерадио СССР. Был смещен с должности Брежневым как член группировки Шелепина и отправлен послом в Австралию.