Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество20 января 2010 22:00

Зачем нас отправили в эту «Школу»?

Мнения школьников и учителей [видео+аудио]

С 11 января Первый канал начал показ «молодежного радикального» сериала «Школа» 25-летнего режиссера Валерии Гай Германики («Девочки», «Все умрут, а я останусь» и др.). С первого же дня новый фильм расколол общество на две части: одни сочли «Школу» провокацией, нацеленной на растление и без того не сильно благополучной российской молодежи, другие же с пеной у рта защищают «правду жизни», показанную Валерией Гай Германикой в свойственной ей псевдодокументальной манере. Мы попросили посмотреть несколько первых серий фильма подростков и их учителей и на листочке бумаги отметить, что с их точки зрения правда жизни, а что - перегиб и чернуха. Показалось интересным сравнить, насколько совпадут мнения детей и педагогов... Вот что из этого получилось.

ПРАВДА

Пишут дети

Маша, 17 лет, 11-й класс гимназии, г. Нижний Новгород: «Наконец-то, включая телевизор, я вижу реальные кадры школьной жизни. Наконец-то школа - это не шикарный особняк с рестораном вместо столовой, как обычно показывают в сериалах. Современные школьники предстали перед зрителями во всей своей красе. Курят, матерятся, спорят с учителями. Но это суровая действительность».

Лиза, 16 лет, 10-й класс средней общеобразовательной школы, г. Москва: «Учительница называет ученика тупым - да, в нашей школе тоже такое возможно. И вообще грубость учителей - не редкость. Момент, когда Будилова отказывается заниматься физкультурой, - у нас так же можно отказать учителю без последствий. Ученица пришла в школу к третьему уроку без уважительной причины - у нас тоже такое сойдет с рук».

Надя, 16 лет, 10-й класс языковой спецшколы, г. Москва: «Стебутся, передразнивают, обсуждают с нецензурной лексикой учителей - это во всех школах такое есть. Большинство класса (крутые) издеваются над девочкой, считают ее изгоем. За звездой класса девочка носит тарелки, а она относится к ней как к ничтожеству, как к прислуге - правда. Листают на уроках журналы, разговаривают, не слушают молоденькую учительницу. На уроке девочка ответила ужасно, но ей поставили 5 - такое есть».

Андрей, 17 лет, 11-й класс языковой спецшколы, г. Москва: «Новенький подговорил прогулять урок, а сам остался - для нашего класса это нормально. Всем на всех наплевать. Прогуляло полкласса, а учитель не сакцентировал на этом внимания, спокойно вел урок - правда, у нас в школе так же. Учитель не бежит к директору и не требует разборок с прогульщиками, ему так даже спокойнее».

Маша, 16 лет, 11-й класс средней общеобразовательной школы, г. Мантурово, Костромская область: «Просто ща берем и уходим» - в моем классе такая фраза звучит постоянно. И тоже часть класса уходит, а часть остается. Протесты против учителей у нас тоже случаются. Мой класс, например, писал отказную. Высмеивание учителей - такое происходит довольно часто. В моей школе есть несколько учителей, на уроках которых все ведут себя как хотят, всячески издеваются, выставляют их посмешищем перед всеми. «Вытаскивание» пятерочников, оценка 5 ни за что».

Пишут учителя

Анна, 31 год, преподаватель географии и экономики в гимназии, г. Москва: «Я уверена, что и в нашей школе есть курящие и те, кто пробовал наркотики, однако дети это не афишируют и не бравируют этим. И их все-таки меньшинство. Большая часть девятиклассников хотят учиться, т. к. понимают, что от этого зависит их будущее».

Ольга Ивановна, 63 года, учитель словесности в гимназии, г. Москва: «Я слышала отрицательные отзывы от коллег и заранее была настроена на то, что фильм очерняет школу и учителя. Но увидела, что фильм правдив! Да, «плохих» учеников и учителей в нем действительно много, но нормальные ученики и родители там все-таки есть (например, Ира Шишкова, ее мама, мать Ильи Епифанова). Сцены общения старшеклассников между собой и с учителями мне кажутся совершенно правдивыми. Что же касается размытости у подростков понятий добра и зла, то это, увы, так и есть, а виновато общество в целом, у которого у самого нет четких критериев в сфере нравственности. Так что «неча на зеркало пенять, коли рожа крива».

НЕПРАВДА

Пишут дети

Лиза, 16 лет, г. Москва: «Рассказ про «Пушкина» - это просто ужас! Ужас! Ужас! Думаю, у нас бы это грозило бы как минимум педсоветом или даже исключением из школы. А там ничего... Ученик безнаказанно ударил другого ученика в школьном коридоре на глазах у охранника. У нас охранник обязательно вмешался бы. Ученик хамит преподавателю - это, конечно, возможно, но тема секса табу».

Маша, 16 лет, г. Мантурово: «Курение в школе и непосредственно перед школой. У нас курильщики «ныкаются» от глаз учителей. Очень часто показывается в сериале, как учащиеся «зажимаются» на виду у всех. У нас такого не бывает».

Настя, 17 лет, г. Москва: «Девушки надевают юбки, в которых на улицу выйти неприлично. А у нас введены строгие костюмы. Белый верх, темный низ. А уж как выглядит эта «первая красавица» школы... У нас бы ее просто застебали. Свободный выход из школы во время уроков тоже неправда. И ни в одну школу родителей не пропускают без документов. Родители же учеников этой школы проходят когда хотят».

Надя, 16 лет, г. Москва: «На уроке издеваются над девочкой, а учительница ничего не сказала. Мальчик обсуждает с охранником девушку, охранник говорит: «Она хорошенькая, присмотрись». Я считаю, что вряд ли охранник будет обсуждать это со старшеклассником...»

Пишут учителя

Анна, 31 год, г. Москва: «У нас курить запрещено. Курящие школьники (хотя таких очень мало) боятся, что их увидят учителя не только около школы, но и просто на улице... И про взятку за медаль. Во-первых, «работа на медаль» активно идет только в 10 - 11-х классах, т. к. в зачет идут именно последние два года обучения. Кроме того, в медалистах школа заинтересована не меньше, чем родители, т. к. это повышает престиж школы, идет в зачет учителям. Так что взятка выглядит большой натяжкой».

Ольга Ивановна, 63 года, г. Москва: «Меня покоробила (в смысле отхода от правды жизни) только сцена на уроке литературы, где Илья позволяет себе настоящие непристойности. Даже в той обстановке это чересчур. Учительница предпочла не обращать на эту выходку внимания, а ведь такая авторитарная особа не могла просто проглотить хамство. То же чувство возникло у меня и в сцене опроса местной отличницы Веры, за которую учительница отвечала сама, а потом поставила пятерку, отрабатывая взятку. Думаю, что опытная учительница сделала бы это все-таки не так демонстративно».

ПРИВЕТ ИЗ РЕАЛЬНОСТИ

Съемочную группу «Школы» не пустят на порог?

945-ю московскую школу обижают журналисты. Вниманием своим обижают. Именно в этих стенах снимался и снимается сериал «Школа». Казалось бы, понятно, что фильм не про 945-ю конкретно. Но 945-я конкретно обижена. Сразу после начала показа сериала в СМИ появились сообщения: директор против продолжения съемок на вверенном ей участке. Мол, и учителям, и детям кино не понравилось и учиться постоянные крики «Мотор!» мешают. Но подтвердить или опровергнуть эту информацию никак не удается. Как ни позвонишь - директора нет и сегодня не будет. Пробуешь навестить 945-ю лично - учителя грудью перекрывают вход с криками: «Ходят тут всякие! Совести нет! Надоели!»

Понять директора можно - нас много. Но неужели 945-я уловила в кино намек на саму себя и теперь создаст сериалу славу гонимого и запретного? Кстати, официальный представитель Департамента образования г. Москвы Александр ГАВРИЛОВ сообщил нам: «Мы считаем, что сериал искажает реальность. Но вот прошла информация, которую я абсолютно опровергаю, что Департамент образования планирует запретить продолжение съемок сериала в той московской школе, где это все снимается. Мы НЕ призывали запрещать показ сериала и НЕ планировали прекращать съемки. По нашей инициативе никаких прекращений не будет». Так что остается ждать, пустит ли киношников сам директор.

ВЗГЛЯД с 6-го ЭТАЖА

Наблюдая за страстями вокруг сериала «Школа», я пришла к странному наблюдению: спорить о нем интересно, весело и духоподъемно. А вот смотреть его тоскливо и тягомотно. Вот я, например, на днях варила борщ. Обыкновенный такой, со свеклой. Мне вообще очень скучно борщ варить. Поэтому я включила скачанную накануне «Школу». Вот, думаю, сейчас наслажусь современным радикальным искусством по полной: пореву там или наужасаюсь всласть. И что? Ни пореветь, ни, прости господи, сознание от нахлынувших чувств потерять как следует. Группа недорослей, умудрившихся сформироваться в тотальном отлучении от всех, кроме программы «Дом-2», культурных наработок человечества, что-то такое делает на экране рутинно-подростковое. Причем делает вяло, с неохотой, без огонька и без какого бы то ни было смысла. Ни одной сильной эмоции, ни одного шокирующего демарша. Хоп - и конец фильма, продолжение смотрите завтра на Первом. А я и борщ-то доварить не успела.

И ради этого взрослые друг с дружкой так увлеченно ссорятся? Беда прямо. Да, какая-то правда жизни в этом сериале есть - и можно с линейкой вымерить ее процент. А вот правда искусства? С ней-то как? Все же фильм должен как-то тебя захватить и заставить сопереживать. А здесь сопереживать некому и даже возмущаться толком некем. Серые маргинальные будни. Интересные лишь одним - контрастом с обычной глянцево-конфетной продукцией Первого канала. И тут мне пришло в голову: «А не забеспокоился ли канал, что аудитория его понемногу стареет и это не нравится рекламодателям? И не решил ли подтянуть потребителей молодежного тарифа мобильной связи, колы и крема от подростковых прыщей таким вот незамысловатым способом?» Ведь там сидят прекрасные профессионалы, которые знают истинную цену подобного качества сериальной продукции. И если все же ставят ее в сетку, значит, это кому-нибудь нужно...