ПРИСУТСТВИЕ ПАНКИНА НА ФОТО РЯДОМ С ШОЛОХОВЫМ НЕ СЛУЧАЙНО И ДАЖЕ ЗАКОНОМЕРНО

21 февраля 1984 года, 37 лет назад, скончался писатель Михаил Шолохов, автор безбрежного «Тихого Дона» и наблюдательной «Поднятой целины», гениального рассказа»Судьба человека»,  великолепных «Донских рассказов», грандиозной эпопеи «Они сражались за Родину».  Специально вспомнила и назвала то, что было рядом по жизни из Шолохова. Это трудная задача: разделять художника, создателя великих произведений, и живого человека, который в быту житейщины мог запросто не соответствовать самому себе-художнику. Особенно, если такой мощный творец твой современник и все детали его обыденного существования на виду. А кто вообще идеален? Может, Лев Толстой? Или Антон Чехов? Или Алексей Пешков (Максим Горький)? И сегодня я не устаю сожалеть о писателе Прилепине, потерявшем лицо в стремлении сравняться с великими…

Михаил Шолохов был для молодых писателей своего времени фигурой сакральной, к нему обращали мольбы и молитвы о признании, его благословения ждали как высшей писательской награды. Всякое сообщество нуждается в патриархе. Шолохов и был им для советского писательского мира. И нес эту миссию с пониманием.

Я уже писала о его одобрении очерков Василия Пескова, в котором видел продолжателя литературной темы о природе, вслед за Тургеневым, Аксаковым, Пришвиным.

А 19 февраля, разыскивая по просьбе «Комсомольской правды» снимки нашего легендарного юбиляра Бориса Дмитриевича Панкина, вдруг обнаружила в архивах вот этот уникальный двойной портрет: Борис Панкин, главный редактор «Комсомолки», и Михаил Шолохов — встреча в Вешенской в конце 60-х.  Борис Дмитриевич был наделен полновесным писательским даром и хотел быть прозаиком, литературная среда манила его, он готовился занять там подобающее место. Но… журналистика увела на другую стезю.  Любовь к писательству воплотилась в рецензиях, в участии в борьбе за лучших писателей и их бесцензурную публикацию, в поддержке прогрессивных сил на арене литературных схваток. Симонов и Айтматов, Абрамов и Твардовский — такими именами в своих друзьях можно гордиться. Уходя из «Комсомолки» создавать ВААП, Борис Дмитриевич собрал свои статьи литературного критика в книгу «Строгая литература», за которую получил Госпремию. Так что его присутствие на фото рядом с Шолоховым не случайно и даже закономерно.

Так же, как неслучайно, подчиняясь, видимо, вселенскому закону  информационной концентрации (по-моему, такой есть и дает себя знать), этот снимок из архива вынырнул накануне 90-летия Панкина 20.02  и перед днем памяти Шолохова 21.02.