Не меньшего уважения достойны и те, кто боролся за Победу в тылу. Не случайно Илья Эренбург еще в начале 1942-го писал в «Гудке»: «Красной Армии нужно еще больше орудий, еще больше снарядов. Железнодорожники, теперь вы прокладываете путь к победе!» И они прокладывали этот путь – восстанавливали разрушенные врагом дороги и мосты, ремонтировали подвижной состав, строили новые участки стальных магистралей – в том числе к осажденному Ленинграду и воркутинскому углю.
С русской смекалкой, помноженной на железную дисциплину, изыскивали способы экономить топливо и при этом наращивать темп и объемы перевозок, уберегать людей и грузы при авианалетах.
Люди осваивали несколько специальностей, работали без отдыха по несколько смен, отпусков не было, питание стало крайне скудным, планы выработки были увеличены, в ряде случаев – в несколько раз.