Промышленная направленность города определила не только его индустриальный облик, жизненный уклад, но и культуру, развитие кустарного производства, связанного с обработкой металла и дерева. Изготовленные из тонкого «мягкого» железа, ярко расписанные особо прочным «хрустальным» лаком, тагильские подносы шли нарасхват. Этот уникальный промысел возник на сто лет раньше известного жостовского.
Тагил стал средоточием народной творческой мысли и технического прогресса. Отсюда вышла целая плеяда изобретателей, имена которых золотыми буквами вписаны в историю отечественной техники. В Нижнем Тагиле впервые в России встал на рельсы паровоз, изобретенный отцом и сыном Черепановыми. Навсегда вписали свои имена в историю отечественной техники инженеры-металлурги Поленов, Грум-Гржимайло и др. Как символ мастерства тагильских изобретателей экспонируются в Эрмитаже музыкальные дрожки механика Егора Кузнецова, и сегодня вызывающие восхищение своей оригинальностью.
В 1807 году был образован Нижнетагильский горнозаводской округ, в который вошли заводы и рудники Демидовых. Именно к середине XIX века в городе появляются многие здания, впоследствии ставшие памятниками архитектуры, в их числе комплекс Управления заводами Нижнетагильского округа, в котором сейчас размещается Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал». Кадры для демидовских предприятий готовило горнозаводское училище, в конце 1840-х годов в поселке открывается четыре приходские школы, а чуть позже создается заводская библиотека.
Побывавший здесь в 1846 году профессор Казанского университета И.Я. Горлов писал: «Нижний Тагил есть настоящий город, заключающий обширную городскую промышленность». Перед реформой 1861 года в нем проживало свыше 31 тысячи человек.
И хотя Тагил тогда не имел официального статуса города, он фактически являлся таковым, на его территории были заводы, больницы, школы и училища, в городе имелся свой музей и заводской театр. Но эпоха «горного гнезда» окончилась в начале XX века, революционный вихрь смел его, как многие и многие другие…