Благодаря этому мы плодотворно взаимодействуем и с европейскими, и с азиатскими партнерами. Думаю, этот факт во многом стал определяющим при выборе места. Со своей стороны, мы, разумеется, постараемся максимально использовать представившуюся нам возможность продемонстрировать все лучшее, чем славится наша республика, заявить о себе как о динамично развивающемся регионе, обладающем высоким экономическим потенциалом и открытом для широкого сотрудничества с инвесторами и предпринимателями стран-участниц БРИКС и ШОС.
– Готова ли Уфа провести встречу такого высокого уровня?
– Могу сказать, что менее чем за месяц до начала саммитов все объекты практически готовы. Нам осталось внести небольшие косметические изменения по ряду отелей, по ряду социальных объектов, которые у нас есть, инфраструктуре.
Все остальное на 99,9 процента готово. Одной из самых ответственных задач стала модернизация уфимского аэропорта, и мы с ней справились. Капитально отремонтирована взлетно-посадочная полоса, позволяющая принимать такие сверхтяжелые самолеты, как «Боинг-747», «Руслан» и «Аэробус-330». За счет республиканских средств построен новый международный терминал, отвечающий всем мировым стандартам. С его вводом мы увеличили пропускную способность на зарубежные направления до 800 пассажиров в час. А поскольку после саммитов жизнь не останавливается, уже начата подготовка к столь же масштабной реконструкции терминала внутренних авиалиний. Главные события саммитов будут проходить в Конгресс-холле. Он был построен в одном из самых живописных мест города, на берегу реки Белой восемь лет назад к 450-летию вхождения Башкирии в состав России.
Однако нам потребовалось заново сформировать рабочее пространство для заседаний, встреч и переговоров глав государств, пресс-конференций. Сейчас здесь может одновременно работать более трех тысяч человек. Кроме того, капитально отремонтированы и уже действуют Башкирский государственный художественный музей имени Нестерова, республиканский театр оперы и балета, концертный зал «Башкортостан». Правда, эти работы были запланированы давно, вне зависимости от саммитов. Но так уж удачно получилось, что наши планы совпали с масштабными событиями, и город получил объекты мирового уровня. Все эти площадки станут центром культурной программы саммитов. Также за два года частные инвесторы построили в Уфе семь новых гостиниц, в том числе таких всемирно известных брендов, как Hilton, Holiday Inn, Sheraton
После саммитов пустовать эти объекты не будут. Только в этом году у нас запланировано несколько крупных событий в рамках председательства России в ШОС и БРИКС. Осенью республика примет форум межрегионального сотрудничества «Россия – Казахстан» во главе с президентами двух стран. Есть планы по созданию в Уфе постоянно действующей площадки для взаимодействия на уровне регионов в рамках международного сотрудничества. Глава государства поддержал эту идею. Так что в загруженности новых объектов можно не сомневаться. Самое же главное, на мой взгляд, это то, что мы создаем ухоженную и благоприятную городскую среду: почистили фасады домов, разбили скверы и бульвары, отремонтировали дворы и дороги. Город посвежел и похорошел. Уфимцам и гостям будет приятно здесь жить и работать. Конечно, работу по благоустройству наших городов и сел мы будем продолжать и после саммитов, это очевидно. Задумки у нас большие.
– Какой эффект в плане узнаваемости мы ожидаем от саммитов?
- Думаю, мы создали все условия, чтобы наша республика и город Уфа закрепились на международной политической и деловой карте. На сегодняшний день столица Башкортостана в полной мере обладает необходимой инфраструктурой для проведения встреч как на высшем уровне, так и на уровне межстранового делового сотрудничества. И речь идет не только о Конгресс-холле, центральном месте проведения саммитов. К примеру, новые гостиницы оборудованы комфортными конференц-залами, которые могут стать площадками для деловых встреч и презентаций. На территории одного из отелей будет действовать круглосуточный бизнес-центр, где созданы условия для организации деловых переговоров, конференций, официальных приемов. Возможности для проведения встреч в формате «B2B» («business to business» – взаимодействие между компаниями, - Ред.) предусмотрены и в других отелях. Все это позволит достойно представить экономический потенциал России и Башкортостана.
Для нас саммиты – это, прежде всего, стратегический проект, эффект от которого измеряется десятилетиями.
В июле Уфа станет «визитной карточкой» России. Сюда приедут несколько тысяч гостей из стран, население которых суммарно составляет треть населения Земли. Это очень ответственно. Но не менее важно в эти дни заложить фундамент дальнейшего взаимодействия на региональном уровне, установить прочный контакт с бизнес-сообществом стран, входящих в ШОС и БРИКС, продемонстрировать инвестиционные возможности республики.
– Сколько денег ушло на подготовку к саммитам?
– Окончательную сумму, которая будет направлена на проведение саммитов, назвать пока сложно. Опыт организации крупных международных мероприятий (Олимпиада в Сочи, Универсиада в Казани) показывает, что итоговые оценки финансовых расходов можно будет сделать только после их завершения. На сегодняшний день из федерального бюджета получено и освоено 2,5 млрд, еще 2 млрд выделила республика.
Республиканские бизнесмены направили на строительство гостиниц около 10 млрд рублей. Безусловно, мы им помогли с точки зрения оформления документации, не было никаких барьеров. Как видите, бюджетные расходы достаточно скромны: Уфа изначально была практически готова к приему.
– Расскажите подробнее о новом формате взаимодействия государств, который Вы, помнится, предложили еще в Бразилии. Зачем нужно развивать контакты на уровне регионов? Разве недостаточно общения глав государств?
- Сама жизнь сегодня заставляет нас заниматься вопросами межрегионального сотрудничества. Посмотрите сами: на уровне руководителей стран ШОС и БРИКС, на уровне крупного бизнеса постоянно идет взаимодействие, а на уровне регионов такой работы практически нет. Хотя именно формат «R2R» способен привлекать инвестиции для развития территорий. Он позволит объединить усилия не только крупных компаний, но и малого, среднего бизнеса, создать кластеры с участием предпринимателей стран ШОС и БРИКС.
По сути, формат «R2R» должен стать неотъемлемой частью, третьей точкой опоры, наряду с межгосударственными отношениями и сотрудничеством крупного бизнеса, в развитии как ШОС и БРИКС в целом, так и каждой страны.
Например, сейчас Башкортостан ведет большую работу с китайскими регионами, подписаны соглашения с провинциями Цзянси, Ляонин. Только в прошлом году у нас состоялось порядка 15 встреч с представителями руководства и бизнес-сообщества Китая, были организованы Дни бизнеса РБ в КНР. Есть соглашения о сотрудничестве с регионами Индии, Ирана, Белоруссии, Турции, Шри-Ланки. Мы начали работу, не дожидаясь формализации таких отношений на уровне ШОС, БРИКС. Будут новые предприятия, рабочие места, будет совместная деятельность, что, безусловно, повысит конкурентоспособность наших стран на глобальных рынках.
– Какие инвестпроекты компаний из стран ШОС и БРИКС уже реализуются в Башкирии?
– Сейчас в разной стадии реализации находятся более десяти совместных с китайскими компаниями инвестпроектов – от строительства сталепрокатного завода и запуска производства тяжелых буровых установок в Ишимбае до возведения новых теплиц и комплекса глубокой переработки пшеницы. То есть через два, максимум три года у нас в республике начнут работать сразу несколько совместных предприятий. В Индии уфимские моторостроители на базе отделения корпорации HAL в городе Корапут организовали лицензионное производство двигателей для реактивных самолетов Су-30. Индийские специалисты при поддержке УМПО уже освоили четыре фазы сборки агрегатов, освоение пятой также идет при содействии уфимских моторостроителей.
Они уже отгрузили 280 технологических комплектов двигателей, и эта работа продолжается. Еще одно производство запущено в городе Лакнау – там осваивают сборку агрегатов топливной автоматики. Кроме этого, Индия предлагает заняться совместной разработкой двигателя для самолета пятого поколения, готова не только финансировать, но и участвовать в проектировании, сборке и испытаниях. Это хорошая перспектива. В Нефтекамске крупный бразильский производитель пассажирского транспорта Marcopolo и КамАЗ создали совместное предприятие по производству автобусов Bravis. В ходе работы по импортозамещению 90 процентов комплектующих производится у нас. С конвейера сошли 180 малогабаритных автобусов, которые разъехались по всей России – от Калининграда до Сахалина.
Сам проехал на этом автобусе – удобно, красиво, современно. Его можно и для школьных нужд использовать, и на пригородные направления пускать, и на городские маршруты. В этом году в планах – выпуск еще 200 автобусов и расширение географии продаж на страны СНГ и ближнее зарубежье. Более того, на базе нефтекамского автозавода будет локализовано производство шарнирно-сочлененных самосвалов южноафриканской компании Bell. Это спецтехника, которая используется в горнодобывающей промышленности и строительстве. Заинтересованность в таких самосвалах у российского потребителя есть, потребность рынка оценивается в 200-300 машин в год. Поэтому в самое ближайшее время первая партия самосвалов будет запущена в производство.