ТОМСК – ГОРОД, ГДЕ КОВАЛАСЬ ПОБЕДА
В годы Великой Отечественной войны тихий провинциальный Томск неожиданно для себя превратился в важный промышленный город, где на заводах специалисты ковали Победу над нацистской Германией. В течение 1941-42 годов на нашей территории начали работу и стали отправлять свою продукцию на фронт 32 эвакуированных предприятия, в том числе 9 предприятий оборонной промышленности.
В условиях той войны Сибирь оказалась глубоким тылом, далеким от линии фронта, где советским руководством решено было развернуть вывезенные с территории европейской части страны заводы. Предприятия эвакуировались порой перед самым носом у нацистов вместе с оборудованием, инженерно-техническим персоналом, рабочими, их семьями.
Сибирский регион, в частности, располагал необходимыми ресурсами для производства широкого спектра оборонительной продукции. Так, Урал и Сибирь занимали 1-е место по производству цветных металлов. Удобное транспортное положение городов не только обеспечивало связь с сырьевой базой, но и позволяло в случае войны на два фронта – с Германией и Японией, одновременно обеспечивать воюющие армии боеприпасами и военной техникой.


В годы войны мужчин у станков заменили женщины и подростки.
Всего за Урал было эвакуировано более 500 предприятий, имевших исключительно оборонительное и народно-хозяйственное значение для СCCР.

Что касается нашего города, то Томск, насчитывающий перед войной 114 тысяч человек населения, разместил 51 162 эвакуированных рабочих и служащих, членов их семей, вывезенных из прифронтовой полосы, и свыше 30 предприятий. Понятно, что такая миграция вызвала целый клубок проблем, которые пришлось решать местной власти.
Промышленный скачок

Чтобы понять непростую ситуацию, в которую попал Томск, стоит вкратце нарисовать его портрет того времени. К началу 40-х годов прошлого века он представлял собой типичный небольшой провинциальный город. Дома в основном были деревянными и невысокими, построенными еще до 1917 года. До войны вымощены были лишь центральные улицы Томска. Городского общественного транспорта практически не было. Кроме того, было недостаточно электроэнергии, воды и других ресурсов. Разумеется, маленький Томск не был готов к такому «промышленному буму».

Эвакуированные с западной части страны фабрики и заводы начали прибывать в тыловой Томск в самом начале войны. В числе первых в июле-августе 1941-го город принял электростанцию, фанерную и спичечную фабрики из Гомеля, завод «Пневматика» и часть завода «Электросила» из Ленинграда. Основной эвакуационный поток хлынул в Томск осенью и зимой — из Москвы, Ленинграда, Харькова, Загорска, Изюма, Конотопа, Злынки.

К концу 41-го года город принял три десятка промышленных предприятий, 15 учреждений, 16 научно-исследовательских институтов и учебных заведений, разместил около 50 тысяч эвакуированных. С Загорским оптико-механическим заводом (№355) прибыли в Томск 6,5 тысяч рабочих и служащих, с Московским заводом «Фрейзер» – 3,5 тысячи, Московский шарикоподшипниковый завод (ГПЗ-1) эвакуировал более 2 тысяч человек.

Красные казармы, где в 1941 разместился эвакуированный из Москвы подшипниковый завод.

Лишь половине эвакуированных предприятий, в основном небольших, удалось более-менее удачно вписаться в неразвитую производственную структуру Томска: местных предприятий на тот момент в городе было 56, но среди них практически не было больших. Почти всем им пришлось принять гостей. Так, гомельские фанерная и спичечная фабрики разместились на спичфабрике «Сибирь». Харьковский цех маршейдерских инструментов, завод «Пневматика», конотопский «Красный металлист» влились в Томский электромеханический завод, увеличив более чем втрое его станочный парк.

Крупным промышленным предприятиям достались совершенно неприспособленные здания: корпуса высших учебных заведений – университета, политехнического, педагогического и транспортного институтов, Дом науки, Красные казармы, конюшни, а ленинградской «Электросиле» один лишь фундамент на строительной площадке заложенного в 1940 году Томского завода трехфазных двигателей. Завод «Красный богатырь» был размещен в стенах закрытой Богоявленской церкви на площади Ленина.

Привезенное оборудование в несколько тонн нередко приходилось перетаскивать на металлических листах самим рабочим за неимением транспорта. Одновременно строились заводские корпуса, приспосабливались под производственные нужды здания и помещения, сооружались фундаменты для станков и оборудования.

Отсутствие у предприятий подъездных путей вынудило начать прокладку к ним железнодорожной колеи. Строили ее преимущественно студенты, причем в большинстве – студентки. В осеннюю слякоть и наступившую зимнюю стужу долбили они мерзлую землю, таскали шпалы, вручную укладывали рельсы. Железнодорожные ветки общей протяженностью 24 километра, проложенные по городским улицам, связали основной колеей большинство промышленных предприятий и электростанцию.

Люди не жалели своих сил, чтобы как можно быстрее наладить производство на эвакуированных заводах. И не только потому, что жесткие правительственные задания отводили на это минимальный срок, а невыполнение их в условиях военного времени строго каралось. Главное – патриотический подъем, искреннее желание помочь стране преодолеть постигшую ее трагедию.
От двигателей для танков до «коктейля Молотова»

До войны в Томске основными отраслями промышленности являлись пищевая и деревообрабатывающая. Местные предприятия стали работать на оборонные нужды уже летом и осенью 1941-го. Хлебокомбинат развернул производство «сухарей специального назначения», городской молочный завод начал выпускать казеин, швейная мастерская – гимнастерки, солдатское белье, фабрика карандашной дощечки – тару для консервов и боеприпасов, аккумуляторный шпон, а кондитерская фабрика – пищевые концентраты. Уже в конце 1941 года половина эвакуированных предприятий начала выпуск продукции.

В ноябре был собран первый томский подшипник, спустя месяц – первый электродвигатель. 15 декабря изготовлена первая тысяча самолетных ламп, ставшая точкой отсчета в истории первого в Сибири электролампового завода.

В начале 42-го года вступили в строй завод радиомашин (№650), созданный на базе эвакуированного в Томск Московского электротехнического завода им. Лепсе; «Сибкабель», появившийся в результате объединения прибывших в Томск предприятий «Москабель» и «Электропривод»; Томский манометровый завод, созданный из трех эвакуированных ленинградских заводов, производящих измерительную аппаратуру, и московского завода «Манометр» и др.

Завод Томсккабель. Передвижная котельная, снабжающая завод.

Так выглядел Коктейль Молотова - противотанковая зажигательная смесь, которую производила для фронта Томская спичфабрика.
В результате из Томска все возрастающим потоком пошла фронтовая продукция. Здесь стали производить двигатели для танков, самолетов и подводных лодок, минометы, мины, миноискатели, телефонную гарнитуру для танков, прицелы, танковые стартеры, шпалы, манометры, глубиномеры, тахометры, запалы для гранат, амортизаторы, противогазы, перчатки, танковые шины, подшипники для танков и авиации, бинокли, прицелы к пушкам, призмы танковые, стабилизаторы, силовые и телефонные кабели, колбы и лампы, прессы Бриннелля и многое другое.

Спичфабрика изготавливала зажигательную противотанковую смесь. Выглядел местный «коктейль Молотова» для подрыва бронетехники так: бутылка с горючей жидкостью, огромная спичка и «чиркалка». Кроме собственно боеприпасов и военной техники в Томске делали валенки, лыжи, волокуши для пулеметов и раненых, рыбные консервы, сухофрукты и пищевые концентраты для бойцов.
За себя и за того парня

В соответствии с Указом Верховного Совета от 13 февраля 1942 года в Томске состоялась мобилизация граждан на промышленные предприятия. Кроме того, в Томск по мобилизации прибыли сотни рабочих и специалистов из Москвы, Московской и Калининской областей. Мобилизованные из Средней Азии и Казахстана в основном работали на стройках и Томском лесоперевалочном комбинате. Очень часто за станками стояли 14-16-летние подростки, им приходилось подставлять под ноги ящики, чтобы дотянуться до рычагов управления. Обучение рабочим профессиям велось как правило прямо у станка. Сразу на выпуске готовой продукции овладевали секретами мастерства учащиеся ремесленных училищ и школ ФЗО. К началу 1943-го в городе насчитывалось 14 таких учебных заведений, где обучалось 7 тысяч человек по 52 специальностям. К марту 43-го на эвакуированных заводах трудилось 27 тысяч человек.

За станками стояли подростки, им приходилось подставлять под ноги ящики, чтобы дотянуться до рычагов управления.
Важную роль в выполнении производственных заданий играли патриотические настроения томичей. На предприятиях развернулись стахановское и лунинское движения. Многие станочники следовали девизу: «Работать за себя и за товарища, ушедшего на фронт».

1 июля 1943 года в городе насчитывалось более 5,5 тысячи стахановцев, 120 лунинцев, свыше тысячи многосотников и один тысячник, выполнявший норму на тысячу процентов, 120 многостаночников.

В новом статусе

Война резко изменила облик и статус города. Довоенная вялотекущая индустриализация сменилась промышленным скачком. За годы войны индустриальное производство Томска выросло более чем в 3 раза, а крупная промышленность союзно-республиканского подчинения — в 6 раз. Эвакуированные предприятия в большинстве своем остались на томской земле и стали основой ее индустрии.
На базе предприятий, эвакуированных в наш город из западных регионов Советского Союза в годы Великой Отечественной войны, были созданы заводы: «Сибкабель», Томский электромоторный завод («Сибэлектромотор»), Томский манометровый завод («Манотомь»), Томский завод режущих инструментов («Томский инструмент»), Томский подшипниковый завод («Ролтом»), Томский электроламповый завод, Томский электромеханический завод, Томский завод резиновой обуви, Томский завод измерительной аппаратуры.
За годы войны увеличилось число городских жителей – со 114 тысяч в начале 1940-го до 177 тысяч к концу 1944-го. Превращение Томска в индустриальный город явилось основной причиной повышения его административного статуса. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1944 года была образована Томская область, а город Томск стал областным центром.

Известие о капитуляции фашистской Германии в мгновение ока облетело Томск. На площади Революции перед собравшимися томичами выступило руководство города и области, призвавшее людей трудиться еще больше, чтобы вывести страну из разрухи. Две недели спустя, 26 мая 1945 года, Совет Министров СССР принял постановление о переводе промышленности с военных рельсов на выпуск гражданской продукции.

Фронту нужны подшипники

Бывший начальник бюро производственного отдела подшипникового завода С.М. Шварц:
Ехали мы в Сибирь месяц и три дня. Первым пристанищем для нас, приехавших москвичей, стал клуб. В день приезда туда пришел Георгий Михайлович Мосин, начальник производства завода.
«Товарищи, – сказал он, – прошу вас немедленно приступить работе. Фронту нужны подшипники. Не день, а каждый час дорог. Отдыхать нет времени, отдохнем после победы».

Возразить было нечего, встали, оделись, пошли на работу. В дальнейшем, до конца войны, слова «подшипники нужны фронту» запали в душу каждого, и люди трудились с удвоенной энергией, забыв усталость, голод, холод, отогнав от себя горестные мысли о потере близких людей.

Однако до первых подшипников было еще далеко, ведь завода-то никакого не было. Рабочим, приехавшим в Томск, предстояло самим строить цеха, устанавливать и готовить к работе оборудование. Но прибывшие из Москвы станки стояли на станции, чтобы доставить их на будущую заводскую площадку, прежде необходимо было провести железнодорожную ветку от станции Томск-II. Иначе доставить было нельзя, все грузовые автомашины отправлены на фронт. Тяжело досталась эта ветка, все делалось вручную. Лопата, кирка, тачка, носилки – вот и вся «механизация». Трудились в основном женщины и подростки. А время поджимало, поэтому станки малых габаритов возили на единственной старой машине волоком, на железных листах по Вокзальной улице, а затем по Иркутскому тракту на территорию будущего завода. Надо сказать, что все это происходило глубокой сырой осенью, в непролазную грязь, и зимой, которая в 41-м лютовала особенно жестоко, температура опускалась до 50 градусов. На ногах у многих эвакуированных москвичей были полуботинки, обмотанные чем попало, на головах – фантастические уборы из платков, кусков старых одеял, на руках самодельные рукавицы размером с хозяйственную сумку. Измотанных людей выручала тогда «дубинушка» да горячее желание скорее запустить предприятие, организовать выпуск продукции, которую ждали на оборонных заводах.

Ноябрь 41-го, монтаж оборудования шел во всех цехах одновременно, медлить было нельзя. На любые испытания без жалоб и стонов шли подшипниковцы. Сутками не выходили люди из промерзших цехов – вели кладку, заливали фундаменты под станки, грузили и разгружали оборудование, буквально на себе, по-бурлацки, тащили со станции многотонные механизмы. Придя в цеха, первым делом интересовались сводками с передовой, толпились у стенда с картой, где красными флажками обозначалась линия фронта. Трудились без выходных, в 2 смены. По 12 часов находясь в промерзших цехах, согревались немного у печей, которые топили найденными по дороге досками, металлической стружкой, конечно, горела не сама стружка, а машинное масло. Как бы ни было трудно, завод жил, уже работал, цехи выпускали первую продукцию для изготовления подшипников. Все ждали того дня, когда после многомесячного перерыва завод начнет выдавать первые подшипники. И этот день настал. В 20-х числах ноября 1941 года первый томский подшипник был собран! 30 200 подшипников – таков вклад ГПЗ-5 в 1941 году в фонд победы над врагом».

Редактор
Татьяна Актабаева
Руководитель проекта
Маргарита Вагина
Текст
Татьяна Актабаева, Игорь Тюрин, Светлана Чернозубенко, Вероника Казачек, Оксана Чайковская, Елена Гусева, Алёна Прокина, Сергей Никифоров, Сергей Симонов, Елена Чечнева
Верстка
Юлия Давыдова
Made on
Tilda