Ехали мы в Сибирь месяц и три дня. Первым пристанищем для нас, приехавших москвичей, стал клуб. В день приезда туда пришел Георгий Михайлович Мосин, начальник производства завода.
«Товарищи, – сказал он, – прошу вас немедленно приступить работе. Фронту нужны подшипники. Не день, а каждый час дорог. Отдыхать нет времени, отдохнем после победы».
Возразить было нечего, встали, оделись, пошли на работу. В дальнейшем, до конца войны, слова «подшипники нужны фронту» запали в душу каждого, и люди трудились с удвоенной энергией, забыв усталость, голод, холод, отогнав от себя горестные мысли о потере близких людей.
Однако до первых подшипников было еще далеко, ведь завода-то никакого не было. Рабочим, приехавшим в Томск, предстояло самим строить цеха, устанавливать и готовить к работе оборудование. Но прибывшие из Москвы станки стояли на станции, чтобы доставить их на будущую заводскую площадку, прежде необходимо было провести железнодорожную ветку от станции Томск-II. Иначе доставить было нельзя, все грузовые автомашины отправлены на фронт. Тяжело досталась эта ветка, все делалось вручную. Лопата, кирка, тачка, носилки – вот и вся «механизация». Трудились в основном женщины и подростки. А время поджимало, поэтому станки малых габаритов возили на единственной старой машине волоком, на железных листах по Вокзальной улице, а затем по Иркутскому тракту на территорию будущего завода. Надо сказать, что все это происходило глубокой сырой осенью, в непролазную грязь, и зимой, которая в 41-м лютовала особенно жестоко, температура опускалась до 50 градусов. На ногах у многих эвакуированных москвичей были полуботинки, обмотанные чем попало, на головах – фантастические уборы из платков, кусков старых одеял, на руках самодельные рукавицы размером с хозяйственную сумку. Измотанных людей выручала тогда «дубинушка» да горячее желание скорее запустить предприятие, организовать выпуск продукции, которую ждали на оборонных заводах.
Ноябрь 41-го, монтаж оборудования шел во всех цехах одновременно, медлить было нельзя. На любые испытания без жалоб и стонов шли подшипниковцы. Сутками не выходили люди из промерзших цехов – вели кладку, заливали фундаменты под станки, грузили и разгружали оборудование, буквально на себе, по-бурлацки, тащили со станции многотонные механизмы. Придя в цеха, первым делом интересовались сводками с передовой, толпились у стенда с картой, где красными флажками обозначалась линия фронта. Трудились без выходных, в 2 смены. По 12 часов находясь в промерзших цехах, согревались немного у печей, которые топили найденными по дороге досками, металлической стружкой, конечно, горела не сама стружка, а машинное масло. Как бы ни было трудно, завод жил, уже работал, цехи выпускали первую продукцию для изготовления подшипников. Все ждали того дня, когда после многомесячного перерыва завод начнет выдавать первые подшипники. И этот день настал. В 20-х числах ноября 1941 года первый томский подшипник был собран! 30 200 подшипников – таков вклад ГПЗ-5 в 1941 году в фонд победы над врагом».