Еще раз о сентябрьских выборах
Впервые выступая перед коллегами в качестве председателя гордумы, Чингис Акатаев подчеркнул, что свою задачу он видит в координации и взаимодействии всех 37 депутатов, для того чтобы новый состав был дееспособным и продуктивным. Такой позиции спикер намерен придерживаться и впредь, на протяжении пяти лет, по закону отведенных каждому созыву.
- Не секрет, что результаты выборов 13 сентября стали сюрпризом для большинства томичей с точки зрения состава городской Думы VII созыва. Хотя, возможно, сюрпризом они стали и для ряда самих впервые избранных депутатов, - не скрывает Чингис Маметович. - Для кого-то это можно назвать поражением, для кого-то - локальной победой. Но суть в том, что итоги выборов обнажили главную проблему: самые острые для горожан вопросы, от коммунальных тарифов до благоустройства дворовых территорий, городские власти за минувшие пять лет решить не смогли. Очевидно, отсюда и протестное голосование в Томске, отсюда и результаты, которые в федеральных СМИ назвали уникальными.
Собственно, для немалой части независимых кандидатов и представителей оппозиционных партий это было некое азартное состязание, за которым стояло не столько реальное намерение стать депутатом, сколько желание засветиться на политической арене. Парадоксально, но в итоге выиграли жители Томска, получившие «пеструю», многополярную по составу городскую Думу, в которой абсолютного большинства нет ни у кого.
Были и опасения, сможет ли работать такой парламент. Но уже сегодня спикер заявляет: «Безусловно, притираться друг к другу, выстраивать коллективную работу поначалу было непросто. Но, к счастью, по прошествии нескольких месяцев могу уверенно сказать, что к большинству депутатов начинает приходить понимание городских проблем. И решать их мы можем только совместно».
Знакомство с бюджетом
Буквально с первых дней «молодая» (во всех смыслах) гордума приступила к активной работе над проектом бюджета Томска на будущий год и плановый период, а с 5 ноября начались заседания согласительной комиссии.
- Времени на раскачку у депутатов не было, мы сразу включились в процесс. О том, что документ этот объемный, сложный, что город значительно потерял в собственных доходах, в том числе и из-за ситуации с коронавирусом, не сказал только ленивый, - продолжает Чингис Акатаев. - В 2020-м налоговые и неналоговые поступления в казну сократились по сравнению с планируемыми более чем на миллиард рублей. По сути, эти деньги перешли в качестве кредиторской задолженности на будущий год. В таких условиях нам пришлось изыскивать средства на решение насущных городских вопросов.
Не способствовали этому заявления некоторых моих коллег о «непрозрачности» бюджета, вызвавшие определенный скепсис у опытных парламентариев. Хотя, действительно, тяжело было на первых порах разобраться в этой махине, которую представляет собой главный финансовый документ города. Впрочем, постфактум не оказалось ни одного депутата, который бы проголосовал против принятия бюджета. Он был утвержден подавляющим большинством голосов, даже если кто-то при обсуждении и выступал скорее наблюдателем. Не сомневаюсь, что в бюджет Томска на 2022 год, параметры которого начинают формироваться уже с марта, депутаты с небольшим стажем смогут вникнуть более тщательно и углубленно.
Для чего нужны комитеты
В прошлом созыве депутаты городской Думы работали в пяти профильных комитетах, а также комиссии по регламенту. Та же структура сохранена и в новом составе, хотя это не значит, что она является незыблемой, полагает Чингис Акатаев.
- Безусловно, в гордуме необходима комиссия по регламенту, которая решает все процедурные вопросы. Точно так же нужен комитет по бюджету, экономике и собственности: поправки в бюджет, сокращение доходной части (надеюсь, в перспективе будет и увеличение) - с этим мы сталкиваемся практически каждый месяц, - считает спикер. - Ключевым является комитет городского хозяйства, в ведении которого все коммунальные проблемы, все, с чем ежедневно сталкиваются томичи. Не обойтись нам без комитета по градостроительству, землепользованию и архитектуре, тем более что пока не решен основной вопрос: куда Томск должен развиваться, каков должен быть внешний контур города? Что предпочтительнее, малоэтажная застройка или наличие высотных микрорайонов?.. Я полностью согласен с губернатором, когда он упрекает городские власти в том, что у Томска нет внятной стратегии градостроительного развития, во-первых, и не создана конструктивная площадка для работы со строителями, во-вторых.
Комитет по спорту и молодежной политике тоже задал хороший темп. Город у нас молодежный, и не учитывать эту специфику попросту нельзя. А вот по поводу комитета по социальным вопросам есть сомнения. К сожалению, его председатель чаще находится вне Томска, наполняемость повестки весьма слабая. Так почему бы эти два комитета не объединить, ведь социальный блок огромный, очень важный пласт работы? Предлагаю коллегам обсудить это предложение.
Средства - по справедливости
На декабрьской пресс-конференции спикер городской Думы пообещал продолжать «искать финансовую правду» в части взаимоотношений с областью.
- Параметры бюджетов всех 20 муниципальных образований Томской области в целом определяет именно регион. Я сам работал в бюджетно-финансовом комитете облдумы и знаю, как этот механизм складывается. Прямая финансовая зависимость каждого муниципального образования существует, от этого никуда не денешься, - поясняет Ч. Акатаев. - А в той экономической ситуации, в какой сейчас находится Томск (помимо прочего, 270 млн руб. доходов выпало из-за отмены ЕНВД), сегодня городу не обойтись без помощи региона. И мы даже не требуем 600 млн на пресловутые функции областного центра. Пока речь идет о 150 млн руб., которые планируется направить на благоустройство дворовых территорий, а также на ремонт внутриквартальных проездов и дорог третьей категории.
Это действительно серьезная проблема для Томска, о которой депутаты знают не понаслышке: такие вопросы горожане задают на каждом приеме. «Конечно, людей привлекают крупные общегородские проекты. Но гораздо больше их беспокоят подходы к своим подъездам, дворы, подъездные пути к дому,- считает Чингис Маметович. - Надеюсь, что областные депутаты и региональная исполнительная власть не останутся в стороне и рассмотрят возможность выделить из бюджета региона необходимые средства. Также мы рассчитываем, что область найдет варианты изменения соглашения с Минстроем, в результате которого федеральное финансирование благоустройства дворовых территорий станет возможным в рамках программы «Формирование комфортной городской среды».
Вместо заключения
С момента избрания нового созыва состоялось пять собраний гордумы, включая внеочередное в октябре. Каковы планы на текущий год и уместно ли говорить о более отдаленных перспективах?
- Скорее всего, 2021 год пройдет для городской Думы как период становления, в течение которого все без исключения парламентарии смогут полностью вникнуть и в проблемы муниципалитета, и в детали формирования бюджета, - подытоживает Чингис Акатаев. - Не забывайте, что, помимо наших рабочих групп и комиссий, депутаты представлены более чем в 20 коллегиальных органах при мэрии. Мне кажется, это поможет им расширить кругозор, набраться опыта, а кому-то просто чуть повзрослеть... Думаю, уже осенью 2021 года в бюджетных прениях мы увидим совсем иной профессиональный подход со стороны моих коллег.