Использовать возможности по максимуму
В 2019 году и учебные заведения, и научные учреждения начали работать в новой логике управления образовательными процессами – на основе национальных проектов. Для Томской области два из них – «Наука» и «Образование» – являются базовыми.
СПРАВКА «КП»
Научно-образовательный комплекс Томской области сегодня это 314 общеобразовательных школ, 203 детских сада, 73 организации дополнительного образования, 33 техникума и колледжа (плюс 9 филиалов), 6 университетов, 6 научных институтов СО РАН, Томский национальный исследовательский медицинский центр.
Держим лидирующие позиции
По итогам минувшего года общий объем финансирования НОК Томской области превысил 26,2 млрд рублей, из них на научные исследования направлено более 8,2 миллиарда.

По оценке результативности деятельности образовательных и научных организаций Министерство науки и высшего образования РФ присвоило первую категорию трем томским университетам – ТГУ, ТПУ и ТУСУРу, а также Томскому НИМЦ. «Отмечу, что за Уралом только шесть вузов отнесены к первой категории, из них три – томские. Это высокая оценка деятельности научно-образовательного комплекса региона», – сказала замгубернатора.

Наша область занимает первое место по доле организаций, участвующих в научной кооперации с бизнесом и институтами Российской Академии наук, третье – по доле молодых исследователей до 39 лет, а также по публикационной активности. Заметим, что этот важный показатель учитывается в конкурсе регионов, претендующих на создание научно-образовательного центра мирового уровня. И томские вузы по количеству публикаций сопоставимы с некоторыми университетами, которые входят в ТОП-100 мировых рейтингов.

Национальный исследовательский Томский государственный университет в рейтинге Times Higher Education (THE) самых интернациональных университетов мира занял первое место в России и 103-е в мире. В старейшем сибирском вузе сегодня учатся студенты из 70 стран.

Всего в рейтинг ТНЕ вошли 170 вузов мира; из российских следом за ТГУ идет Московский госуниверситет имени М. В. Ломоносова.

Томская область занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга по уровню подготовки абитуриентов. Средний балл ЕГЭ в вузах ежегодно растет: в ТГУ этот показатель у студентов, зачисленных на бюджетную и платную форму обучения, составил 78,5, в ТПУ – 76,3, в СибГМУ – 70,5, в ТГАСУ и ТГПУ – 70,1, в ТУСУРе – 65,5.

Людмила Огородова заявила: «Задача общего образования ориентироваться на эти показатели и готовить наших школьников так, чтобы как можно больше выпускников региона поступали в вузы Томска. В 2019 году такая тенденция уже сложилась».

В прошлом году результаты Единого госэкзамена выпускников томских школ по естественнонаучному направлению были выше среднего балла по России. Ежегодно в регионе увеличивается количество ребят, набирающих за экзамен от 80 баллов и выше (в 2019-м в 100 баллов было оценено 69 работ). При этом растет и число тех, кто сдает на высокий балл профильную математику, физику, химию и информатику.
В праздновании
50-летия академической науки в Томске принял участие президент РАН Александр Сергеев.
На стыке наук и дисциплин
Вице-губернатор напомнила, что в нацпроекте «Наука» определены пять пилотных регионов, где будут основаны научно-образовательные центры (НОЦ) мирового уровня. Всего до 2024 года в России должно быть создано не менее 15 НОЦ на основе интеграции университетов, научных организаций и предприятий реального сектора экономики. Правительство РФ включило Томск в число 20 городов, где сложились условия для формирования таких центров.

– В настоящее время регионы-пилоты проходят процедуру утверждения на федеральном уровне программ деятельности НОЦ. Многие показатели этих программ, планируемые к достижению к 2024 году, интегрально уже выполнены организациями томского научно-образовательного комплекса, – считает Людмила Михайловна. – Сегодня наша цель создать единую «точку входа» для инвестиций в науку и контактов томских ученых с реальным сектором экономики. Ведь большинство современных разработок – на стыке наук, дисциплин, лабораторий и исследовательских команд. Также необходимо усилить взаимодействие с традиционными отраслями промышленности: это атомная энергетика замкнутого цикла, новая химия, добыча трудноизвлекаемых полезных ископаемых и многое другое. Мы решим эти задачи быстрее и эффективнее в рамках НОЦ, а также «Большого университета».

Этот проект также стартовал в 2019 году и сейчас находится на стадии обсуждения. В нем будут участвовать все томские вузы и НИИ. Предполагается, что «Большой университет» должен сформировать новую инновационную среду в регионе, сделать НОК системообразующим элементом и утвердить амбиции Томска как глобального научно-технологического центра с лидерством в экспорте технологий и образования.
- Это большой успех, что наш университет по интернациональности стал первым в России, но это и большой вызов для ТГУ и для Томска: нам нужно делать более дружелюбной для иностранцев образовательную и городскую среду, развивать сервисы, чтобы молодые люди со всего света чувствовали себя у нас в Сибири как дома. Для этого нужно по максимуму использовать возможности, которые дают нацпроекты, привлекать средства бюджетов всех уровней, в том числе частные инвестиции. И, конечно, решая эти задачи, мы повышаем качество жизни для всех 600 тысяч жителей города, потому что Томск и наши университеты неразделимы.
Сергей Жвачкин,
губернатор Томской области
Школа: доступность и качество
Население региона, помимо взрослых, включает более 59 тыс. дошколят и около 122,5 тыс. школьников. Говоря в целом об образовательной сфере, Людмила Огородова выделила несколько основных результатов 2019 года. Безусловно, были и остаются в приоритете доступность и качество общего образования. Отмечены положительные итоги по таким направлениям, как развитие современной школьной среды, повышение охвата обучающихся научно-техническим творчеством, рост потенциала педагогов, создание новых и сохранение действующих ученических мест.

Областная власть делает многое, чтобы предоставить подрастающему поколению равные возможности доступа к качественному образованию с использованием современных технологий обучения, независимо от их места жительства. В частности, преподаватели вузов выезжают в районы с образовательными программами и для школьников, и для педагогов, выступают тьюторами в центрах образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Значит, у сельских ребят появляется больше шансов подготовиться для поступления в вузы.

В регионе стало больше победителей олимпиад, как и учащихся, вовлекаемых в соревновательный процесс. «В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование» у нас был серьезный прорыв в кружковом движении: на площадках U-NOVUS-2019 было задействовано более 1 500 детей. Финалистами олимпиады Национальной технологической инициативы стали 66 человек (на первом этапе было 2,5 тыс. участников), и среди них точно будут победители», - в частности, отметила замгубернатора.

Обновление государственного образовательного стандарта и укрепление материальной базы позволили открыть в школах 29 «Точек роста», ориентированных на завтрашние профессии. Они оснащены самыми современными цифровыми средствами и технологиями, а работу «точек» курируют специалисты университетов.

Уже несколько лет набирает обороты процесс строительства школ и детских садов, которому новый импульс дает нацпроект «Образование». В 2019-м сданы в эксплуатацию средняя школа на 1 100 мест в Томске и четыре детских дошкольных учреждения; капитально отремонтированы три учебных заведения и спортивный зал. Нынче запланировано построить еще пять детсадов на 800 мест (из них 228 ясельных) плюс две школы на 1 100 и 200 мест. Капремонт пройдет в двух детских садах, четырех сельских и одной городской школе. Отметим: по поручению губернатора теперь такие работы выполняются только после тщательного инструментального обследования.
Нацпроект «Образование» дает новый импульс строительству школ и детсадов в городах и районах области.
Внимание и детям и педагогам
Рост потенциала педагогов – а это также один из результатов 2019 года – напрямую связан с достойной оплатой их труда. Как сообщила Людмила Огородова, увеличение зарплат школьных учителей в Томской области соответствует планам, заявленным в нацпроекте «Образование»:

– Средний показатель составил 36 724 руб. Конечно, надо понимать, что эта цифра разнится по муниципалитетам, - сказала она. – Мы должны совершенствовать систему оплаты труда таким образом, чтобы размеры должностных докладов составляли не менее 70% от фонда оплаты труда. Это обеспечивает устойчивую стабильную ситуацию для нашего учителя, поскольку это связано с кредитами, ипотекой, другими личными финансовыми обязательствами.

Исходя из прогноза департамента экономики, в 2020 году для школьных педагогов средняя зарплата увеличится до 37 858 руб. Вырастет она также для педагогов дополнительного образования (с 36,9 тыс. до 37,8 тыс. руб.) и воспитателей детских садов (с 33,7 тыс. до 34,3 тыс.).

В настоящее время оклад педагога в регионе составляет в среднем 63% от общего заработка. С 1 сентября 2020 года 6 150 школьных учителей начнут получать повышенные доплаты за классное руководство – не менее 5 тыс. руб. Это делается в соответствии с январским посланием президента РФ Федеральному Собранию.

Возвращаясь к материальной обеспеченности отрасли: с нового учебного года в Томской области все ученики начальной школы, а это более 50 тыс. детей, будут обеспечены бесплатным горячим питанием. Губернатор Сергей Жвачкин поручил подготовиться к выполнению задачи, поставленной президентом страны: обеспечить своевременный ремонт пищеблоков в тех школах, где это необходимо, и приобрести соответствующее оборудование.

В 314 томских школах и их филиалах работает 334 пищеблока. По данным департамента общего образования, сейчас в учебных заведениях получают горячее питание 99,6% учеников. Из бюджета региона ежегодно выделяются средства на питание детей с ОВЗ и частичную оплату питания школьников из малоимущих семей. В 2019 году на эти цели было направлено более 319 млн руб.

За счет родительских средств сегодня питаются около 35 тыс. учеников младших классов, но уже с 1 сентября 2020 года родители оплачивать их питание не будут. Средства поступят из консолидированного бюджета, большая часть из федеральной казны.
По окончании томских колледжей и техникумов устраиваются по специальности
70 процентов выпускников.
В тренде техникумы и колледжи
Томская область занимает третье место в РФ по трудоустройству выпускников учреждений среднего профессионального образования. Это характеризует высокий уровень развития СПО, которого удалось добиться региональным властям за последние несколько лет.

Сейчас в учреждениях СПО учится более 24 тыс. студентов. Обучение в колледжах и техникумах проводится по 238 программам, из них 24 включены в ТОП-50 наиболее востребованных профессий и специальностей в России. Еще 61 программа входит в перечень приоритетных профессий для экономики региона. Завершив обучение, трудоустраивается по специальности 70% выпускников.

В 2019 году в рамках национального проекта «Образование» направлено более 106 млн руб. на обновление материально-технической базы учреждений, сообщила вице-губернатор. 20 мастерских оснащены оборудованием по международным стандартам «Ворлдскиллс», пять из них – по опережающим компетенциям (ситифермерство, геномная инженерия, IT-решения для бизнеса, акушерская помощь, скорая медпомощь). Более 3 тыс. студентов обучается в мастерских по программам, которые включают систему опережающей подготовки.

В прошедшем году приоритетными направлениями для абитуриентов стали такие направления, как туризм, дошкольное образование, в том числе работа с детьми с ОВЗ, разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений, сетевое и системное программирование, сестринское дело и др.

Выпускники стали чаще выбирать для поступления томские техникумы и колледжи, с удовлетворением отметила Людмила Огородова: «Более 60% выпускников 9-х классов готовы продолжать свое образование в техникумах и колледжах Томской области. Высокий конкурс на бюджетные места - в среднем три человека на место подтверждает качество получаемого образования».
НАЦПРОЕКТ
• По программе «Современная школа» нацпроекта «Образование» девять коррекционных школ до 2023 года получат гранты на обновление материально-технической базы. В 2020-м на очереди Уртамская школа-интернат для детей-сирот с ОВЗ (Кожевниковский район) и школа-интернат для детей с нарушением зрения (Томск). Всего на эти цели будет направлено 68 млн руб.

• В рамках проекта «Кадры для цифровой экономики» детский технопарк «Кванториум», физико-технический лицей и гимназия № 13 (Томск) получили субсидии на углубленное изучение математики и информатики. Дополнительные занятия посетят около 900 школьников 5-11-х классов, к работе с которыми будут привлекаться преподаватели вузов.

• По программе «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование» продолжится обновление компьютерной техники, программного обеспечения и презентационного оборудования. В 2019 году цифровая модель внедрена в 12 школах и двух техникумах, в 2020-м будут обновлены 94 школы, семь техникумов и колледжей, в 2021-м – еще 267 учреждений.

• В рамках «Цифровой образовательной среды» в 2020 году на площадке ТУСУРа будет открыт первый в регионе центр цифрового образования «IT-куб». В 2021-м подобная точка откроется в Асине, в 2022-м в Северске. Сеть инновационных цифровых центров позволит развивать у детей IT-компетенции и инженерное творчество.
Made on
Tilda