В науку – уже с юности!
В очередной учебный год Муниципальный лицей при ТПУ города Томска вступил в новом статусе – как базовая школа Российской академии наук.
Это совместный проект РАН и Министерства просвещения РФ. Он предусматривает создание максимально благоприятных условий для выявления и обучения талантливых детей, профильного и углубленного освоения отдельных учебных предметов, ориентации школьников на построение успешной карьеры в области науки и высоких технологий.

Всего РАН определено порядка 110 школ в 32 регионах России. Лицей при Томском политехническом университете в нашем регионе единственный с таким статусом. Он прошел через отбор по таким критериям, как высокие результаты достижений школьников в олимпиадах и конкурсах, использование ресурсов научных институтов и других научно-практических и образовательных площадок, значительный кадровый потенциал для развития научной и исследовательской деятельности.

– В связи с новым статусом в лицее был разработан инновационный проект «Школьное звено РАН», – рассказывает директор учреждения Людмила Чиж. – Его цель – создание дополнительных условий для развития у обучающихся исследовательских умений, творческих способностей, готовности решать нестандартные задачи в области науки и высоких технологий.

Основной акцент в лицее сделали на механизм сетевого взаимодействия в сочетании с дистанционными технологиями. Главными партнерами выступили НИ ТПУ, Томский научный центр СО РАН, научно-исследовательские институты Томской области, а также несколько школ Томска и области.

Проект «Школьное звено РАН» предусматривает достаточно широкий спектр образовательных событий: экскурсии в НИИ, лекции ученых на площадках лицея, совместные научно-исследовательские проекты на базе научных учреждений региона. Уже в начале учебного года прошли первые экскурсии в Институт физики прочности и материаловедения и Институт химии нефти СО РАН, в геофизическую обсерваторию ИМКЭС СО РАН. С лекциями в лицее побывали эксперты в разных научных направлениях «Университет 4.0», «Физические основы космических полетов», «Тайны болотного мира», «Новые материалы в самолетостроении». А такой формат, как научная битва – образовательная площадка «Субботние пересечения», позволяет молодым ученым доходчиво и интересно рассказать школьникам об актуальных научных исследованиях и, возможно, помочь им с выбором специальности.
Ежегодно лицеисты становятся победителями и призерами различных этапов Всероссийской олимпиады школьников по профильным предметам.
С момента образования лицея научно-исследовательская деятельность здесь рассматривается как приоритетная и традиционно осуществляется под руководством ученых ТПУ. В рамках статуса базовой школы РАН у лицеистов появилась возможность осуществлять научные исследования не только с экспертами Томской области, но и с ведущими учеными страны в научных лабораториях Российской академии наук. Так, планируется прикрепление лицеистов в институты СО РАН для выполнения научно-исследовательских работ. В настоящее время в лицее готовится трехстороннее соглашение о сотрудничестве в сфере образования и научно-исследовательской деятельности с китайским колледжем при университете – ChongqingYongchuan­HighSchool г. Чунцина.

– Для меня было открытием, что школьники могут заниматься научными проектами по-настоящему, вместе с учеными, – поделилась 11-классница лицея при ТПУ Алина Черновская. – До 10-го класса я училась в другой школе, там не было такого углубленного преподавания химии, которой я увлекалась.

Ксения Хасанова, также учащаяся 11-го класса (группа природных ресурсов), научно-исследовательской деятельностью занимается с 8-го класса. Но и для нее, считай, опытного юного ученого, образовательная база лицея стала отличной площадкой для продолжения научных разработок. «Моя тема нанопорошки, нанотехнологии в химии, – говорит школьница. – Проекты выполняю в сотрудничестве с Наноцентром ТПУ. Конечно, интересно работать с реальными задачами, а не просто читать об этом в учебниках и публикациях».

11-классник Виталий Пыжов проектами по акустике занимается самостоятельно, он выбрал для исследований и даже для будущей научно-производственной карьеры эту узкую специализацию. «Но преподаватели лицея и ТПУ помогают мне правильно оформить выступления, доклады, – рассказал Виталий. – Только за последний год я участвовал в пяти научно-практических конференциях, в двух стал победителем. Грамотно презентовать результаты своей работы – это тоже необходимый навык для ученого».
Made on
Tilda