Пусть дети растут счастливыми!
Работая Уполномоченным по правам ребенка в Томской области второй срок подряд, накопив солидный опыт в решении вопросов семьи и детей, Людмила Евгеньевна выстроила грамотную систему защиты интересов самых маленьких граждан региона. Структура с общественными помощниками в каждом районе, даже самом удаленном, а теперь еще и с юными правозащитниками, показала свою эффективность и способность оперативно решать поставленные задачи. Об этом мы беседовали, подводя итоги минувшего года.
Минувший год стал юбилейным для института Уполномоченных по правам ребенка в России: исполнилось 10 лет с момента его учреждения. По словам президента РФ, данная структура доказала свою востребованность «как действенный механизм защиты прав и законных интересов несовершеннолетних граждан нашей страны». Также 2019-й отмечен тем, что начал работать принятый в конце 2018 года Федеральный закон «Об уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ», который позволил поднять данную работу на качественно новый уровень. В Томской области в 2010 году был принят собственный закон об уполномоченном, в основе совпадающий с общегосударственным. Это помогло выстроить четкую систему взаимодействия с органами власти, а также сделать институт уполномоченных более доступным для жителей.
Людмила Эфтимович: «Все проблемы детей – наша вина, взрослых: родителей, педагогов, общества в целом. Сделать детство счастливым – наша задача».
И выслушать, и помочь
– За прошедшие 10 лет сформировалась четкая система взаимодействия с региональными ведомствами и структурами, законодательной и исполнительной властью, – констатирует Людмила Эфтимович, Уполномоченный по правам ребенка в Томской области. – Мы работаем рука об руку в интересах детей. Все проблемы и обращения томичей одинаково значимы для нас, мелочей в таком важном и ответственном деле нет и не может быть.

Особое место в ежедневном насыщенном графике детского омбудсмена занимает работа с обращениями граждан – во время приемов, в ходе посещения различных учреждений, при проведении выезд­ных мероприятий в районах. В 2019 году их поступило 1101 (для сравнения, в 2018-м было 1160). За каждым звонком, письмом, личным визитом – судьбы маленьких томичей. Зачастую именно дети расплачиваются за нежелание взрослых быть ответственными, решать жизненно важные вопросы в интересах ребятишек. Задача уполномоченного – вернуть ребенку утраченные права на нормальную жизнь.
Позаботьтесь о детях, пожалуйста!
В чем особенности обращений жителей Томска и области в приемную дет­ского омбудсмена в 2019 году с точки зрения тематики, как они распределены по видам нарушенных прав?

– Традиционно растет число обращений граждан по поводу соблюдения прав детей на необходимый уровень жизни для полноценного развития, - говорит Людмила Эфтимович. – Если в 2018 году их было 223, то в 2019-м – уже 266. Нарушались права на особую защиту и помощь в случаях временного или постоянного лишения семейного окружения (144 и 52 обращения), на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (в ­2018-м принято 37 обращений, в 2019-м – 43), на защиту от всех форм отсутствия заботы или небрежного обращения, а также физического или психологического насилия со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке (127 и 130 обращений), и т. д.

Право на необходимый уровень жизни для полноценного развития – материальная забота о детях. Не всем малышам с этим везет. Лиц, выплачивающих алименты, в регионе много. Число разводов среди томичей, имеющих несовершеннолетних детей, не сокращается. По статистике, в 2019 году оно выросло на 4,6% (с 4626 до 4851). Увеличилось и количество внебрачных детей с 1298 до 1337: каждый восьмой ребенок в 2019 году родился вне брака. Но далеко не все отдельно проживающие родители готовы поддерживать оставленную семью. К уполномоченному обращаются жители региона с жалобами на неуплату алиментов, а порой – на работу управления федеральной службы судебных приставов (УФССП), потому что приставы иногда формально занимаются должниками. Бывает, неплательщик алиментов поменял адрес, истец информировал об этом представителей ведомства, а должника продолжают разыскивать по старому месту проживания. В результате взыскатель не получает денег на ребенка месяцами. После обращений уполномоченного в УФССП по факту поступления жалоб от граждан ситуация меняется к лучшему.

Бывает и другое: для погашения задолженности по кредитам или другим видам платежей судебные приставы автоматически арестовывают неприкосновенные счета (например, такие, где аккумулируются детские пособия) или списывают с них средства. К омбудсмену поступают обращения с просьбами помочь вернуть деньги. Их, безусловно, возвращают. Однако здесь, по мнению Людмилы Евгеньевны, очевидно упущение самих людей. Чтобы избежать подобных ситуаций, им нужно самим уведомлять УФССП о банковских счетах, закрытых для изъятия средств.
Спрос отложен, детсад под вопросом?
Третий год подряд среди обращений томичей к Людмиле Эфтимович лидируют те, что по тематике относятся к нарушениям законных прав детей на образование. В 2018 году их насчитывалось 314, в ­2019-м – 365. Образование – область обширная, включает самые разнообразные вопросы. Например, в сфере дошкольного образования часть обращений касалась нехватки мест в детских садах шаговой доступности для детей 3 – 7 лет.

Для мониторинга ситуации уполномоченный и ее помощники направили запрос в департамент общего образования Томской области. Ответ гласил: формально федеральный показатель обеспечения путевками в ДОУ детей, достигших 3-летнего возраста, в регионе выполняется, в графе стоящих в актуальной очереди на получение места в детсаду значится цифра «ноль», но категория отложенного спроса на октябрь 2019-го – 3 455 детей.

Безусловно, какие-то варианты предлагаются, но зачастую они бывают неприемлемыми для семьи по определенным причинам.
– Граждане оказываются заложниками ситуации: место для ребенка есть, но оно совершенно ему не подходит, и родители вынуждены заниматься поиском частного детсада, няни, что создает нагрузку на семейный бюджет, – замечает детский омбудсмен. – А специалист ставит галочку в списках, и ребенок переходит из категории необеспеченного местом в категорию отложенного спроса (путевку давали, да родители сами не взяли). Это место предлагается следующей семье. Отследить, сколько раз используются такие варианты, весьма проблематично.

Ясно, что система комплектования дошкольных образовательных организаций в регионе по-прежнему нуждается в серьезной доработке. Доступность дошкольного образования вызывает беспокойство.

– У каждой семьи свои нюансы, – резюмирует уполномоченный. – В них нужно разбираться скрупулезно и непременно находить варианты решения проблем в интересах детей. Это возможно. Держим ситуацию на особом контроле. Без поддержки людей не оставляем.

Также в зоне особого внимания остается проблема конфликтов между участниками образовательного процесса: педагогами, родителями, детьми. Растет число обращений: в 2019 году их было 170, в 2018-м – 153. Причем вопрос стал актуален не только для средних школ и учреждений допобразования, но и для детсадов. Неумение взрослых контролировать эмоции ввергает детей в состояние стресса, наносит ущерб психике. Обращаясь к детскому омбудсмену, пострадавшая сторона находит понимание, дети получают реальную поддержку.
Под надежной защитой
Всего за 2012-2019 годы Людмилой Эфтимович рассмотрено более 9 300 обращений, проведено 736 мониторингов реализации прав детей в образовательных организациях региона, подготовлено 28 законодательных инициатив. Цифры впечатляют.

В 2019 году было направлено 277 запросов по обращениям граждан. На разные уровни власти – Уполномоченному при Президенте по правам ребенка в РФ, в Законодательную Думу Томской области, администрацию Томской области, органы местного самоуправления – региональным детским омбудсменом вносились предложения, рекомендации и законодательные инициативы. Проводились мониторинги реализации прав детей в организациях, оказывающих им услуги; скрупулезно изучались вопросы безопасности как физической (противопожарной, антитеррористической), так и информационной, организации питания, медицин­ского обслуживания, а также касающиеся профилактики противоправного поведения обучающихся.

Что касается работы по каждому обращению – это большой труд: десятки телефонных звонков, официальных запросов, личных встреч в различных организациях и ведомствах. Это серьезные душевные затраты. Как без них? Но омбудсмен не волшебник, и в силу объективных причин (к примеру, из-за несовершенства законодательства, отсутствия финансирования, а порой из-за попустительства должностных лиц) не может сделать так, чтобы все обращения получали положительное решение немедленно.

Тем не менее безопасность детства наш уполномоченный отстаивает бескомпромиссно и последовательно. Пока есть недостатки, с ними нужно бороться и добиваться результатов.
Made on
Tilda