Плодотворный год регионального парламента
В 2019 году основные усилия Законодательной Думы Томской области были направлены на улучшение социально-экономического климата и реализацию приоритетных национальных проектов.
Как сообщила спикер областной Думы Оксана Козловская, за отчетный период депутаты выполнили немалый объем работы: «За год было принято 173 региональных закона, 22 из них – новые. Кроме того, мы дали более 300 заключений на федеральные законопроекты, среди которых были и достаточно спорные, и знаковые. Прежде всего, это те законы, которые обеспечили возможность финансирования из федерального и областного бюджетов программ и объектов в рамках нацпроектов». Подводя итоги 2019-го, председатели комитетов рассказали о ключевых законопроектах, влияющих на повышение инвестиционной привлекательности региона, развитие ведущих отраслей, поддержку бюджетной сферы, а также наметили планы на ближайшую перспективу.
Фундамент социальной стабильности
Александр Куприянец, заместитель председателя Думы, председатель бюджетно-финансового комитета:
– Основные усилия бюджетно-финансового комитета в 2019 году были сосредоточены на совершенствовании бюджетного и налогового законодательства в целях повышения инвестиционной привлекательности и социально-экономического развития области.
Несомненно, главным из числа принятых за этот период, является Закон «Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов». Его действие в первую очередь направлено на исполнение социальных обязательств перед населением области, а также на реализацию приоритетных нацпроектов в рамках выполнения майского указа Президента №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года». Как известно, Томская область участвует в 12 нацпроектах и реализует еще 56 региональных проектов.


В 2020 году общие расходы на реализацию нацпроектов за счет федерального, областного и местного бюджетов составят 13,1 млрд рублей. Напомню, что по итогам 2019 года было потрачено 10,3 млрд руб.

В текущем году крупнейшими проектами станут «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (на него планируется затратить 3,5 млрд руб.), «Демография» (3,3 млрд) и «Здравоохранение» (2,5 млрд).

На образование в 2020 году из областного бюджета будет направлено 21,5 млрд руб. Например, только на приобретение здания с инженерными сооружениями для размещения общеобразовательной школы на 1 100 мест в поселке Зональная Станция предусмотрено 732 млн руб.

Общие расходы региона на здравоохранение составят 11 млрд руб., а совместно с бюджетом Фонда ОМС Томской области – 27,3 млрд (к уровню 2019 года это 110%). На строительство хирургического корпуса на 120 мест с поликлиникой Томского областного онкодиспансера в 2020-2021 годах запланировано 701,1 млн руб. (за счет средств федерального бюджета – еще 2,9 млрд).

Бюджетные ассигнования на социальную поддержку населения в текущем году составят 14,0 млрд руб.; по сравнению с 2019-м рост составит 111%. На культуру в областном бюджете запланировано в целом 2 млрд руб., на поддержку спорта – 600 млн руб. Для обеспечения доступности жилья выделяется 110 млн руб. для реализации проекта «Бюджетный дом». На приобретение жилых помещений для расселения людей из непригодного для проживания жилого фонда пойдет 191,3 млн руб., а федеральный бюджет добавит на эти цели еще 292 млн.

Наконец, расходы на поддержку реального сектора экономики в 2020 году составят 17,9 млрд руб. Также областью зарезервированы ассигнования на повышение зарплаты работников бюджетной сферы в сумме 1,6 млрд руб. Для решения насущных вопросов местного значения, предложенных населением в рамках проектов по инициативному бюджетированию, выделено 40 млн руб.

Мы продолжаем работать над инвестиционной привлекательностью региона. Для стимулирования этого процесса принят ряд областных законов: «Об установлении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для налогоплательщиков – участников региональных инвестиционных проектов в Томской области, включенных в реестр участников региональных инвестиционных проектов», «Об установлении налоговых льгот для резидентов территории опережающего социально-экономического развития «Северск» и ряд других.

В ближайших планах комитета – работа над проектом Закона «Об инвестиционном налоговом вычете по налогу на прибыль организаций», уже принятым в первом чтении в декабре. Документ также направлен на увеличение притока инвестиций в экономику области. Мы заинтересованы в его принятии, учитывая, что, по предложению Президента РФ, две трети затрат региона на предоставление вычета будет компенсироваться из федерального бюджета.

Создаем законы, нужные людям
Леонид Глок, председатель комитета по труду и социальной политике:
– Начну с того, что деятельность комитета ведется по трем направлениям – законодательному, контрольному и организационному. В 2019 году мы провели 14 заседаний и рассмотрели десятки разнообразных вопросов. И, главное, приняли 29 законов Томской области, из них три базовых. Основным итогом работы стало совершенствование законов в сфере образования, здравоохранения, культуры и туризма, физкультуры и спорта, соцподдержки и занятости населения. При этом, конечно, мы не просто совершенствовали существующие областные законы, но и приводили их в соответствие с изменениями федерального законодательства.


Так, в прошлом году расширен ряд мер, направленных на социальную поддержку населения Томской области. В частности, Дума расширила перечень собственников жилых помещений, которым компенсируются расходы на уплату взноса на капремонт. Законодательно увеличен размер денежной компенсации по расходам на газификацию, уточнены виды медицинской помощи для детей-инвалидов, страдающих онкологическими заболеваниями, дополнен список направлений реализации средств регионального материнского капитала, увеличен размер денежных средств, выплачиваемых опекунам на содержание детей. И, конечно, это далеко не все.

В сфере образования мы преду­смотрели меры соцподдержки по обеспечению бесплатным питанием за счет средств областного бюджета детей из малоимущих семей, обучающихся в общеобразовательных организациях. В сфере молодежной политики, физкультуры и спорта в 2019 году закреплены полномочия по взаимодействию органов исполнительной власти с добровольческими волонтерскими организациями. Немаловажно, что отныне предусмотрены призовые выплаты для строительства и приобретения жилья томским спортсменам – чемпионам и призерам Паралимпийских и Сурдлимпийских игр и их тренерам. Что касается сферы культуры, внесены изменения в Закон «О музеях и музейном деле в Томской области».

Отдельно остановлюсь на мониторинге, который в прошлом году провели депутаты нашего комитета. Мы поставили целью выяснить, кому именно и в какой форме в регионе предоставляется социальная поддержка. Работа, проведенная комитетом, бесследно не прошла: по ее результатам уже на февральском собрании Дума приняла новый Закон «О государственной социальной помощи в Томской области». В частности, он сделал более действенными соцконтракты для малоимущих семей (всего на эти цели в текущем году преду­смотрено порядка 500 млн рублей).

Замечу, что именно наш комитет принимает решения по поводу проведения традиционных думских конкурсов, ставших популярными у томичей. «Читаем всей семьей» будет проводиться уже в 11-й раз, причем нынче он прошел «перезагрузку». Мы внесли изменения в условия конкурса на самую читающую семью, а главное, решено его тематику приурочить к Году памяти и славы, посвященному 75-летию Великой Победы. «Юные дарования» – еще один конкурс, победители которого за 2019 год получат награды в апреле. И мы уже решили, что эти творческие состязания будут проводиться впредь.

Возвращаясь к законам. Достаточно активно, на мой взгляд, мы взаимодействовали с Государственной Думой РФ: за отчетный период комитет рассмотрел 180 проектов федеральных законов, 21 законодательную инициативу и обращения субъектов РФ, а в целом за год поддержал 59 проектов федеральных законов.

Как и прежде, в 2019 году одной из эффективных форм работы комитета стали выездные заседания. Так, в марте комиссия по образованию, молодежной политике и спорту проанализировала проблемы организации медобслуживания ребятишек в детсадах. Поводом для этого послужили письма родителей, чьи дети имеют ограниченные возможности здоровья и проходят лечение и реабилитацию в специализированных учреждениях. Посетив ряд школ и организаций, члены комиссии обратились в обладминистрацию с предложением проработать вопросы финансового обеспечения медобслуживания детей с ОВЗ, в том числе инвалидов. Кроме того, депутаты обратились в мэрию Томска с предложением сохранить ставки медработников в этих учреждениях.

В качестве завершения: не сомневаюсь, что в 2020 году круг социальных вопросов, которые нуждаются в постоянном внимании с нашей стороны, окажется не менее широким.

Решая проблемы на местах
Сергей Автомонов, председатель комитета по строительству, инфраструктуре и природопользованию:
– В 2019 году комитет подготовил 125 постановлений Законодательной Думы Томской области, самостоятельно рассмотрев и выдвинув на обсуждение два базовых основных закона региона. При этом все вопросы, решаемые нами, касались самых насущных проблем, с которыми приходится иметь дело рядовым томичам – чистый воздух, дорожные развязки, доступное жилье и комфортная городская среда.



Именно поэтому особенностью минувшего года стала работа на местах: члены комитета провели шесть выездных заседаний в городе Томске, а также в Шегарском, Кожевниковском, Асиновском, Первомайском, Кривошеинском, Молчановском, Колпашевском и Верхнекетском районах, что позволило изучить детали реализации многих государственных программ.

Таким образом, мы проследили за выполнением в регионе программы «Формирование комфортной городской среды», «Развитие коммунальной и коммуникационной инфраструктуры» (в части подготовки к отопительному сезону), «Воспроизводство и использование природных ресурсов» (в части формирования комплексной системы обращения с ТКО). Кроме того, проводился контроль над реализацией программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории области.

В 2019 году комитетом также активно велась самостоятельная работа по приведению регионального законодательства в соответствие федеральным. За отчетный период на рассмотрение Думы было внесено шесть проектов областных законов, направленных на приведение в соответствие с федеральным законодательством.

Помимо этого, комитет по строительству, инфраструктуре и природопользованию инициировал обращение областных депутатов в центральные органы партии «Единая Россия» с просьбой сохранить федеральную поддержку для благоустройства дворовых территорий и оказать содействие по внесению изменений в паспорт федеральной программы «Формирование комфортной городской среды», предусмотрев дополнительный показатель – количество благоустроенных дворовых территорий. Мы официально обратились в федеральные органы, для того чтобы сохранить финансирование поистине народного проекта на прежнем уровне.

Также в прошлом году комитетом проведен мониторинг правоприменения Закона «Об охране атмосферного воздуха на территории Томской области», который действует в регионе более 10 лет (он принят еще в ­2007-м). Депутаты комитета поставили задачу выяснить, насколько эффективно он работает, какие поправки необходимо разработать и принять, чтобы закон стал реально действующим инструментом, направленным на уменьшение предельно допустимых воздействий на атмосферу. Цель – осознание необходимости формирования единого экологического кодекса на территории области, создание передвижных и стационарных постов наблюдения за качеством атмосферного воздуха, а также появление нормы в региональном законодательстве, устанавливающей общественный контроль над охраной атмосферы.

Безусловно, важная роль в работе комитета принадлежит постоянным комиссиям, деятельность которых затрагивает актуальные социальные вопросы. Так, за истекший период было проведено 10 заседаний комиссий, на которых рассмотрено 22 вопроса. В частности, мы поддержали поправки в Закон «О специализированном жилищном фонде Томской области», благодаря которым еще больше семей, воспитывающих пять и более несовершеннолетних детей, смогут улучшить свои жилищные условия.

Надежная база для развития региона
Виктор Власов, председатель комитета по экономической политике:

– В минувшем году проведено 19 заседаний комитета, на которых рассмотрено 102 вопроса. Особое внимание уделялось направлениям реализации национальных проектов, а также совершенствованию отдельных положений регионального законодательства, в том числе в связи с федеральными изменениями.

Всего депутаты комитета в 2019 году рассмотрели 32 проекта законов Томской области, в том числе 9 базовых законов, а также 15 проектов постановлений областной Думы, 131 проект федеральных законов, внесенных в Госдуму РФ, 11 законодательных инициатив и 7 обращений субъектов РФ.


Думаю, итог этой широкой законотворческой деятельности можно считать положительным. Вместе с коллегами-депутатами мы приняли 15 региональных законов и более 70 постановлений Законодательной Думы Томской области, по которым наш комитет является ответственным, и еще 11 законов, которые по итогам рассмотрения были поддержаны комитетом.

Из 131 проекта федеральных законов, рассмотренных комитетом, примерно половина разработана в целях совершенствования законодательства в сфере контрактной системы.
В 2019 году депутатами комитета разработаны и внесены 6 проектов законов Томской области, а также два обращения в Минсельхоз России о поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей.

По итогам рассмотрения доклада Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области подготовлен и внесен проект федерального закона о расширении полномочий региональных бизнес-омбудсменов в целях защиты прав предпринимателей.

Проведен мониторинг областного Закона о промышленной политике, по итогам которого подготовлены предложения по совершенствованию инструментов промышленной политики.
Активно работали и наши постоянные комиссии – проведено 14 заседаний, в том числе одно выездное расширенное заседание комиссии по вопросам агропромышленного комплекса. Депутаты посетили животноводческий и зерносушильный комплексы, новый завод по переработке рапсового масла и логистический центр в Томском районе. Мероприятие проводилось в связи с изменениями подходов государственной поддержки субъектов на федеральном уровне и формированием в Томской области на 2020 год соответствующих госпрограмм: «Развитие сельского хозяйства, рынков сырья и продовольствия в Томской области» и «Комплексное развитие сельских территорий Томской области».

В течение всего года комитет держал на контроле вопросы реализации в регионе нацпроектов, направленных на развитие цифровой экономики, малого и среднего предпринимательства, повышение производительности труда и поддержку занятости, увеличение объемов экспорта товаров и услуг, производимых в регионе.

В рамках подготовки и принятия закона «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» на заседании комитета впервые был рассмотрен Прогноз социально-экономического развития региона.

Добавлю, что в 2020-м комитет планирует продолжить работу над законопроектами, позволяющими обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие региона, поддержку реального сектора экономики, сельского хозяйства и сельских территорий, а также научно-образовательного комплекса Томской области.

Решения на бумаге и в практике
Дмитрий Лаптев, председатель комитета по законодательству, государственному устройству и безопасности:

– В минувшем году комитет провел 22 заседания, на которых было рассмотрено 155 вопросов. При этом по темам, находящимся в нашем ведении, Дума приняла 45 законопроектов.
Один из основных принятых документов – Закон «О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Томской области». Были внесены изменения в 25 статей Устава, в том числе, например, дополнены полномочия администрации Томской области по поддержке благотворительной и волонтерской деятельности, противодействию терроризму и экстремизму, защите прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств.


Также были приняты законы о внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области о выборах и референдумах, принятые в целях приведения в соответствие с изменениями федерального законодательства; о внесении изменений в Кодекс Томской области об административных правонарушениях; об оказании бесплатной юридической помощи гражданам РФ на территории Томской области и т. д.

В декабре 2019 года Дума приняла пакет законопроектов, предусматривающих внесение изменений в областное законодательство в сфере обращения с животными. Этот пакет был подготовлен в связи с принятием Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Комитет был активно задействован и в решении кадровых вопросов, в частности, с нашей помощью подготовлены к рассмотрению и приняты Думой 13 постановлений о назначении на должности мировых судей Томской области. На новый 5-летний срок был назначен региональный Уполномоченный по защите прав предпринимателей.

В рамках работы комитета были заслушаны доклады об итогах работы за 2018 год начальника Управления МВД по Томской области и регионального Уполномоченного по правам человека, а также отчет губернатора Томской области Сергея Жвачкина о деятельности органов исполнительной власти в означенный период.

Комитетом проводился мониторинг правоприменения законодательства, регулирующего деятельность административных комиссий. По его результатам выявлена необходимость совершенствования законодательства по вопросам деятельности комиссий, а также правоприменительной практики. И работа в этом направлении уже ведется.

Уже на февральском собрании Думы принят Областной закон «О внесении изменений в областной закон «Об административных комиссиях в Томской области», подготовленный нашим комитетом. Из базового закона исключены положения о том, что членами административной комиссии не могут быть лица, подвергнутые административному наказанию. Ведь подобное требование не предъявляется сегодня даже к кандидату на должность судьи.
Во втором квартале текущего года мы ожидаем внесения губернатором законопроекта, направленного на корректировку методики расчета нормативов для определения объема субвенций на осуществление муниципалитетами полномочий по созданию и обеспечению деятельности административных комиссий.

Также в 2020 году ведется масштабная работа по мониторингу правоприменения областного Кодекса об административных правонарушениях. Это особенно актуально в свете готовящегося к внесению в Госдуму РФ проекта нового федерального ­КоАП. В ходе мониторинга планируется оценить, как работают нормы областного кодекса, какие проблемы возникают на практике, что необходимо сделать для их решения.
Made on
Tilda