Курс на информационное общество
Интернет-технологии важны не только для работы и общения: они делают комфортнее взаимоотношения граждан с государством, позволяют в удобной форме получать различного рода услуги, даже влиять на принятие властных решений.
В развитии информационного общества Томская область ежегодно добивается серьезных успехов, не стал исключением и 2018 год. Работа велась по трем направлениям: повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг; развитие инфраструктуры «открытого правительства», «электронной демократии» и рост доступности информации и технологий для населения; совершенствование системы госуправления на основе IT.

Один центр - много функций
Как отметила вице-губернатор по научно-образовательному комплексу Людмила Огородова, наиболее ощутимым для жителей региона является распространение сети многофункциональных центров и предоставление госуслуг в электронной форме.
Сейчас в региональной системе МФЦ «Мои документы» 18 отделов, 273 окна для граждан, 13 окон для бизнеса. Учреждения предоставляют более 450 муниципальных и государственных услуг, перечень которых постоянно растет. Из интересных новаций 2018 года - услуга по выдаче и замене водительских удостоверений, а также оформление загранпаспортов нового образца (биометрических, со сканированием отпечатков пальцев).

Уникальным в МФЦ является предоставление набора услуг по принципу одного окна в рамках «жизненных ситуаций». Например, одновременно со сменой имени гражданин получает услуги по замене паспорта, СНИЛСа, ИНН, полиса ОМС и документов на недвижимость.


цифры
  • Сумма поступлений в бюджет Томской области от уплаты госпошлин в МФЦ достигла 133,7 млн руб. (в 2017-м - 116,5&nbspмлн).
  • Томская область вошла в рейтинг Минэкономразвития РФ как регион с высоким уровнем организации работы сети МФЦ «Мои документы».
  • В 2018 году в областной многофункциональный центр поступило более 1,2 миллиона обращений.
  • Количество звонков на единую бесплатную линию по номеру 8-800-350-08-50 превысило 1000 в день.

Прогресс доступен каждому
Для преодоления цифрового неравенства губернатор Сергей Жвачкин инициировал проект по развитию сети центров общественного доступа (ЦОД) в регионе.
Сейчас 118 ЦОД уже действуют в 106 населенных пунктах - во всех сельских районах и городских округах. Центры представляют собой оборудованные компьютерные классы с полноценным доступом к сети Интернет, их услугами может пользоваться любой желающий.

Помимо доступа к интернет-ресурсам органов власти, порталу «Госуслуги» и другим сервисам электронного правительства, ЦОДы служат основными площадками по повышению компьютерной грамотности населения. Эта работа ведется по международной программе «e-Citizen – Электронный гражданин». Ежегодно «компьютерный ликбез» во всех муниципалитетах проходят 1500 томичей, в основном люди старшего возраста.

Всего с 2013-го до конца 2019 года запланировано обучить более 7000 человек. Записаться на обучение можно по единому номеру телефонного центра МФЦ.

Для закрепления пройденного материала и самостоятельного обучения создан видеокурс «Электронный гражданин Томской области» (55 серий по 18-25 минут). Ролики регулярно транслируются на телеканале «Томское время», а также размещены в открытом доступе на портале обл­администрации. Ценным новшеством года стало создание аудиокурса «Электронный гражданин» для самообучения инвалидов по зрению.


Ежегодно томичи старшего возраста проходят курс компьютерной грамотности «Электронный гражданин».

Есть выход в портал
Все более востребованным у жителей области становится портал «Госуслуги», где доступны 138 региональных и муниципальных, а также 356 федеральных услуг.
В 2018 году в регионе зарегистрирован двукратный рост обращений к порталу, добавилось 103 тысячи новых пользователей. Всего было подано 370 тысяч заявлений на услуги, начиная от подачи документов в ЗАГС и замены паспорта и заканчивая постановкой детей на очередь в дет­сад и заменой водительского удостоверения.

Важным шагом в развитии портала стало внедрение новых сервисов для граждан: это предоставление услуг по жизненным ситуациям, безопасная запись в ведомства, адресное оповещение некоторых групп населения (например, ищущих работу). И, конечно, возможность получения 30-процентной скидки на оплату госпошлины и 50-процентной – на оплату штрафов ГИБДД.

Эффективная деятельность портала «Госуслуги» и сети МФЦ - главные факторы того, что в 2018 году уровень удовлетворенности населения качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг достиг в Томской области отметки 94,9 %.



Открыто для активных граждан
Два года подряд Томская область возглавляет рейтинг Аналитического центра при Правительстве РФ по публикации открытых данных.
Главной платформой для развития инфраструктуры «электронной демократии» служит интернет-портал областной администрации. На нем реализовано множество сервисов для обратной связи и взаимодействия с населением, включая опросы и обсуждения.

Ежегодно внедряются новые востребованные сервисы. Например, в 2018 году созданы проверочные листы для онлайн-анализа деятельности организаций и предпринимателей, сервис предоставления сведений из реестра госимущества и другие. В разделе «Открытые данные» на текущий момент опубликован 1041 набор данных по 47 органам власти.

Важным элементом построения эффективной системы госуправления стал запуск онлайн-проекта «Активный гражданин», разработанного по поручению губернатора Сергея Жвачкина. Этот сервис - реальная площадка для проведения электронного голосования граждан по различным вопросам развития региона, входящих в компетенцию областной власти и органов местного самоуправления.

Первые опросы были посвящены благоустройству дворовых территорий и капремонту многоквартирных домов. К настоящему времени проведено уже 11 голосований. Одним из последних опросов стало обсуждение места размещения нового круглогодичного парка отдыха в Томске. Пока на портале около шести тысяч активных граждан, а присоединиться к этому полезному делу никогда не поздно и другим жителям Томской области.


Made on
Tilda