В 2017 году Томская судоходная компания улучшила показатели работы и приступила к освоению новых грузопотоков.
На тему речного судоходства в средствах массовой информации говорят не часто, что вряд ли справедливо. Водные артерии, подобно кровеносным сосудам, питают экономику регионов России, ежегодно перенося большое количество грузов. Подчас речной транспорт незаменим, например, если речь идет о снабжении многих нефтяных и газовых месторождений, карьеров полезных ископаемых, труднодоступных лесных массивов, то есть мест, где отсутствует или недостаточно развито автомобильное или железнодорожное сообщение.
В плане развития судоходства Томской области есть чем гордиться: за последние пять лет Томская судоходная компания дважды побеждала в конкурсе Федерального агентства морского и речного транспорта «Лидер отрасли», получая признание лучшей в России. В 2017 году томские речники вновь улучшили показатели, повысив объем грузоперевозок с 2,7 до 3 миллионов тонн, а переработку грузов – до 6,5 миллиона тонн.
Председатель совета директоров АО «Томская судоходная компания» Владимир Кноль: «Задачи ставим перед собой серьезные и выполняем их в полном объеме».
От Алтая до Салехарда – рекой подать
На сегодняшний день география работы АО «ТСК» охватывает огромную территорию, в которую входят Томская и Новосибирская области, Красноярский край, Алтайский край, Ханты-Мансийский автономный округ. Более того, суда томичей уже доходили до Нового порта на берегу Ямала. Много лет томским речникам доверяют перевозку грузов крупнейшие компании «Роснефть» и «Сургутнефтегаз», а также региональные управления автодорог, заинтересованные в своевременном подвозе строительных материалов. В 2017 году Томская судоходная компания начала освоение нового грузопотока, обеспечив перевозку леса из Тегульдета по реке Чулым для мощного лесоперерабатывающего кластера в городе Асино. В полном объеме были выполнены задачи по добыче, переработке и поставке нерудных материалов (у компании имеются собственные карьеры).
– Стабильная деятельность предприятия зависит от его технического потенциала, уровня надежности работы флота и механизации, – говорит председатель совета директоров АО «Томская судоходная компания» Владимир Кноль. – В 2017 году мы завершили процесс приобретения флота Западно-Сибирского пароходства, новосибирского порта, приобретен нижневартовский порт. Сейчас у нас на балансе более 400 единиц флота и около 60 единиц крановой механизации. В улучшение технического состояния ежегодно вкладываем порядка 200 миллионов рублей и осуществляем его на базе своих предприятий – Самусьского судостроительно-судоремонтного завода и Моряковской РЭБ.
Но главным фактором успешной работы флота за короткий период навигации в сибирских условиях, как отмечает Владимир Антонович, является высокий уровень логистики. Его обеспечивает созданный Сибирский центр логистики, который занимается привлечением грузопотоков, координацией работы речного транспорта компании. У центра есть собственный подвижной состав в количестве 200 вагонов и своя автоколонна. Все это позволяет перевозить грузы «от дверей до дверей», выполняя обязательства в срок и с хорошим качеством.
С надежным коллективом – к новым берегам!
Однако, как бы хорошо ни были подготовлены флот и механизация, как бы четко ни была поставлена организационная работа (подтвержденная, кстати, сертификатом соответствия системы менеджмента качества ГОСТ ISO-9001), выполнение поставленных задач невозможно без ответственного, стабильного и квалифицированного коллектива, а он насчитывает без малого 1500 человек. Подготовку кадров Томская судоходная компания ведет по нескольким направлениям.
На балансе предприятия более 400 судов, что дает возможность увеличения грузовой базы и расширения географии работ.
– Помимо того что у нас есть свой учебный комбинат, где в основном готовят крановщиков, мы практически возродили Томский речной техникум и техникум в Каргаске. За их счет удалось решить все вопросы по рядовому составу – рулевым, мотористам, матросам, – рассказывает Владимир Кноль. – Учреждениям оказываем всяческую поддержку, наши специалисты участвуют в учебном процессе, на лето порядка 130 ребят приглашаем на практику, для подготовки студентов передан учебный теплоход. Профессия речника становится популярной у молодежи – в Томском техникуме в 2017 году был конкурс три человека на место. Что касается инженеров, они приходят к нам из Сибирского университета водного транспорта (Новосибирск).
Как отмечает Владимир Антонович, текучесть кадров в АО «ТСК» сведена к минимуму за счет достойных условий работы и оплаты труда, выполнения обязательств, предусмотренных в коллективном договоре. Кроме того, молодых привлекает стабильная работа предприятия и возможность карьерного роста.
КСТАТИ
Профессия речника становится все более популярной у томской молодежи.
– Способные ребята через год-два уже могут стать штурманами с перспективой повышения до командиров судна, – поясняет Владимир Кноль. – В компании идет постепенная замена командного состава, среди капитанов много молодежи до 30 лет, это будущее наше. В целом хочу сказать, что у нас замечательные экипажи, которым по плечу выполнение любых задач.
Задачи Томская судоходная компания на самом деле ставит перед собой серьезные. По мнению председателя совета директоров акционерного общества, у ТСК есть перспективы увеличения перевозок нерудных стройматериалов в Алтайском крае.
Определенные надежды на будущее компания также связывает с транспортировкой круглого леса для удовлетворения растущих потребностей лесопереработчиков в сырье. В Томской области ждут своего освоения лесные массивы северных районов, и вывоз древесины по малым рекам, таким как Тым, Кеть, Васюган, представляется возможным. Конечно, если будут сделаны вложения в подготовку водных путей. Но самые амбициозные планы томских речников связаны с расширением географии работ в северных широтах, которые сегодня динамично развиваются в плане добычи газа. Для того чтобы занять здесь место на рынке грузоперевозок, томичам нужны новые суда, каждое из которых стоит сотни миллионов рублей. Это дело не одного года. Пока же в компании полным ходом идет подготовка к навигации-2018, включая ремонт флота и механизации, накопление грузов. По прогнозам, навигация не будет легкой: ожидается низкая вода, которая чревата для речников финансовыми издержками. Однако Томская судоходная компания умеет работать в сложных условиях. Как подчеркивает Владимир Кноль, коллектив смотрит в завтрашний день с уверенностью.
Короткий период навигации в сибирских условиях требует высокой ответственности плавсостава и новых подходов к работе флота.