Важны не только цифры
На ежегодной пресс-конференции в медиацентре РИА «Томск» председатель Законодательной Думы Томской области Оксана Козловская подвела итоги деятельности регионального парламента в 2017 году. Спикер рассказала о проблемах с формированием доходной части областного бюджета, однако более подробно предложила журналистам поговорить о законотворчестве.
Спикер областной Думы Оксана Козловская:
«Парламентарии поработали весьма результативно».
Не в пользу регионов
По словам Оксаны Козловской, в минувшем году томские парламентарии поработали весьма результативно. Депутаты приняли около 170 региональных законов, 22 из которых – новые, и дали заключения на 266 федеральных законов (в качестве экспертов по инициативам, которые прямо касаются местных реалий). В том числе принят ряд нормативных документов, которые серьезно повлияют на социальные, экономические и отчасти даже политические условия в регионе.

Отдельно спикер остановилась на главном законе - об областном бюджете. (Напомним, бюджет Томской области на 2018 год и плановый период 2018-2019 годов принят с доходами в 55,31 млрд рублей и расходами в 59,8 млрд рублей).

Хотя окончательные цифры по результатам 2017 года появятся позже, очевидно, что план по доходам региональной казны не выполнен, подтвердила О. Козловская. И прежде всего это связано с сокращением объема поступлений от отчислений налога на прибыль компаний, относящихся к консолидированной группе налогоплательщиков (КГН) и вертикально интегрированным структурам. Их платежи в бюджет региона оказались существенно ниже плановых ожиданий.

– В течение года мы шесть раз вносили изменения в областной бюджет, причем все эти корректировки были с увеличением доходной части, – отметила Оксана Витальевна. – Администрация области, лично губернатор очень много работали с федеральным центром для получения средств. В итоге нам выделили почти 11 млрд рублей, что на 500 млн больше, чем в 2016-м. При этом общий объем налоговых поступлений от региона в бюджетную систему РФ превысил 170 млрд рублей. По предварительным оценкам, порядка 30 процентов этой суммы зачислено в доходы консолидированного бюджета Томской области. Это стало предметом обсуждения на всех уровнях, в том числе в Правительстве РФ, в Государственной Думе и Совете Федерации. Наде­юсь, что в 2019 году (поскольку бюджет 201­8-го уже сформирован) ситуация изменится в пользу тех регионов, где работают предприятия, относящиеся к КГН.
Проекты для томичей
Тем не менее по некоторым статьям бюджета депутатами уже запланирована прибавка. «К 24 государственным программам у нас добавилась еще одна – по формированию комфортной городской среды. Этот проект начал реализовываться в прошлом году и дал хорошие результаты, – подчеркнула спикер. – В областной Думе ответственным за его реализацию был Сергей Автомонов и, надо сказать, добился очень хорошего эффекта. Люди заинтересованы в том, чтобы этот проект был продолжен, и такое решение принято».

Другой особенностью исполнения бюджета 2018 года станет начало работы проектных офисов и в целом проектного подхода. Речь идет о реализации крупных межведомственных проектов, которые аккумулируют средства различных областных программ. Как пояснила О. Козловская, Томская область вошла в числе российских территорий, которые в пилотном режиме отрабатывают такой метод формирования и расходования бюджетных средств.

Кроме того, внесены изменения в закон о межбюджетных отношениях, благодаря которым, в частности, вводится новое направление финансирования – так называемое инициативное бюджетирование. Оно позволит привлекать население к софинансированию, пусть и в небольших объемах, и реализовывать локальные проекты, которые на территории сочтут наиболее важными. Это может быть создание, обустройство либо ремонт объектов благоустройства, спортивных и культурных сооружений, дорог и т. п. В 2018-2020 годах областные депутаты предусмотрели выделять на эти цели ежегодно 25 млн рублей.

Серьезные новации в прошедшем году коснулись областного законодательства по земельным отношениям, продолжила председатель Думы. Так, в декабре депутаты одобрили поправки, позволяющие бесплатно предоставлять в собственность земельные участки под неплановыми постройками, возведенными до 2001 года, т. е. до принятия Градостроительного кодекса. Только в Томске право оформить участки под своими домовладениями получат более 500 семей.

Специальный закон был принят для решения проблемы обманутых дольщиков. В частности, этот документ позволяет администрации области и муниципальных образований предлагать потенциальным инвесторам земельные участки на бесплатной основе, чтобы заинтересовать их в завершении строительства проблемных объектов-долгостроев. «В Томске в декабре появился первый такой инвестор, решены все вопросы с дольщиками. Очень надеюсь, что этот закон также у нас заработает», – сказала спикер.

Говоря о перспективах расселения ветхого и аварийного жилья после завершения государственной программы, Оксана Козловская сослалась на Федерацию: «Проблема обсуждалась на уровне президента России, который сказал, что этот вопрос обязательно будет рассмотрен при формировании бюджета 2019 года. Нет причин сомневаться, что к этой программе мы вернемся. Что касается нынешнего года, думаю, вопрос будет решаться в точечном режиме. Сегодня, по оценкам специалистов для расселения ветхого и аварийного жилья в области требуется порядка 7 ­млрд рублей. Только за счет средств регионального бюджета быстро эту проблему мы решить не сможем».
Кому нужна поддержка
На пресс-конференции председатель областной Думы акцентировала внимание на законодательных новеллах, связанных с социальной поддержкой населения. Скажем, это касается субсидирования межрегиональных авиаперевозок, благодаря которым снижается транспортная ограниченность региона.

Далее, в 2018 году почти сто тысяч человек получат единый проездной билет на пользование услугами общественного транспорта. На эти цели из региональной казны направлено в общей сложности более 290 млн рублей (из них 65 миллионов депутаты добавили дополнительно, чтобы снизить финансовую нагрузку на малообеспеченных томичей).

Размер прожиточного минимума пенсионера в Томской области повышен до 8561 рубля: соответствующий региональный закон вступил в силу с 1 января. Это значит, что всем неработающим пенсионерам, размер материального обеспечения которых не достигает названной величины, будет установлена социальная доплата к пенсии.

Наконец, вступили в силу поправки в областной закон о социальной поддержке инвалидов, которые расширяют возможности трудоустройства этой категории граждан. «Квота для приема на работу инвалидов для организаций и предприятий, где численность работников составляет от 35 до 100 человек, определена в размере двух процентов от среднесписочной численности персонала, – уточнила О. Козловская. – При этом работодатели, если сами не могут создать необходимых условий, имеют право передать исполнение квоты иному работодателю или, например, арендовать у него соответствующие рабочие места. Замечу, все это касается и нашей областной Думы».

Не остался без внимания вопрос о существенном снижении налоговых льгот для резидентов особых экономических зон. Напомним, что с 1 января 2018 года для них закончилось действие нулевой ставки по налогу на прибыль в федеральный бюджет и льготных тарифов по страховым взносам. А в декабре 201­7-го были приняты поправки в Налоговый кодекс РФ, продлевающие льготные страховые тарифы только для резидентов ОЭЗ, работающих в IT-сфере.

– Это безобразие и, на мой взгляд, в корне неправильно, – заявила Оксана Витальевна. – Когда компания-резидент вступала в проект, она шла на одних условиях, а сегодня эти условия изменены. Сейчас обсуждается вопрос о том, чтобы вернуть эти льготы только для тех резидентов, которые будут вновь ими становиться. Кстати, на эту тему много говорили на площадках Гайдаровского форума. Очень жесткую позицию занимает наш губернатор Сергей Жвачкин. Его поддерживают главы регионов, где созданы ОЭЗ. Наша проблема в том, что зон технико-внедренческого типа, кроме Томска, всего три – в Москве, Санкт-Петербурге и Московской области. В Минфине считают, что у этих регионов и так достаточно ресурсов. Забывая о том, что есть еще и Томская область.

Завершая разговор, спикер с удовлетворением отметила, что около 90 процентов вопросов журналистов прозвучало именно в законодательном ключе.
Плодотворный год регионального парламента
Председатели комитетов Думы Томской области рассказали о том, какие законопроекты из числа тех, что обсуждались и принимались в течение 2017 года, можно назвать наиболее важными - для населения региона, улучшения инвестиционного климата, развития ведущих отраслей, поддержки бюджетной сферы. И, конечно, поделиться планами, на обсуждение каких законотворческих вопросов в ближайшей перспективе будет направлена работа каждого комитета.
Основной документ региона
Александр Куприянец, заместитель председателя Думы, председатель бюджетно-финансового комитета:
- Несомненно, основным документом из числа рассмотренных бюджетно-финансовым комитетом является Закон Томской области «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». Его действие в первую очередь направлено на исполнение социальных обязательств перед населением области, а также на создание условий для повышения инвестиционной и инновационной привлекательности региона, на исполнение майских указов Президента РФ.

В 2018 году общие расходы областного бюджета на поддержку отраслей социальной сферы составят 37,6 млрд руб. (65% от общего объема расходов).

На образование из областного бюджета будет направлено 15,8 млрд руб. Например, на приобретение здания с оборудованием для размещения общеобразовательной школы на 1100 мест по ул. Никитина в Томске предусмотрено 618,8 млн руб. (за счет средств федерального бюджета – еще 464,9 млн). 103,3 млн руб. запланированы на окончательный расчет за приобретение образовательных организаций в микрорайонах Южные Ворота и Северный Парк.

Расходы региона на здравоохранение составят 9,7 млрд руб., а совместно с бюджетом Фонда ОМС Томской области - 20 млрд (темп роста к уровню 2017 года - 111 %). Строительство пристройки приемного отделения к зданию ОГАУЗ «Больница скорой медицинской помощи № 2» обойдется в 52 млн руб. (в том числе подготовка проектно-сметной документации - 5,2 млн).

На поддержку спорта в областном бюджете на 2018 год запланировано в целом около 700 млн руб., на поддержку молодежной политики – 1,9 млрд. Выделено 147 млн руб. на приобретение универсального спортивного зала по пр. Мира в Томске и 20 млн - на реконструкцию стадиона «Юность» в селе Каргасок.

В 2018-м законом предусмотрены бюджетные ассигнования на социальную поддержку населения в сумме 6,5 млрд руб. (темп роста к 2017 году - 104,3 %).

Для обеспечения доступности жилья 20 млн руб. выделено на реализацию проекта «Бюджетный дом»; 52,2 млн - на защиту прав граждан-участников долевого строительства; 50 млн руб. - на реализацию проекта «Губернаторская ипотека». Предусмотрено 100 млн руб. на строительство и приобретение объектов муниципальной собственности в сфере газификации.

Расходы на поддержку реального сектора экономики в целом составят 7 млрд руб. Для реализации указов Президента РФ в областном бюджете на 2018 год зарезервированы ассигнования на увеличение фондов оплаты труда работников бюджетной сферы в сумме 1,46 ­млрд руб., а для тех, кто не подпадает под указы, - еще более 555 млн.

Стоит отметить принятые изменения в Закон «О межбюджетных отношениях в Томской области», дающие возможность софинансировать из областного бюджета проекты, предложенные непосредственно населением. Этот процесс получил название «инициативное бюджетирование». Поясню, что привлечение средств жителей необходимо в том числе в качестве индикатора значимости той или иной проблемы.

Отдельного внимания заслуживают областной Закон «О предоставлении налоговых льгот участникам специальных инвестиционных контрактов», изменения в Закон «О транспортном налоге» и ряд других.

Что касается года нынешнего, основные приоритеты работы бюджетно-финансового комитета заключаются в совершенствовании бюджетного и налогового законодательства в целях повышения инвестиционной, инновационной привлекательности и социально-экономического развития региона, а также открытости и эффективности использования бюджетных средств.

Так, для повышения инвестактивности нефтегазодобывающего комплекса будет предложено внести изменения в областной Закон от 18 марта 2003 г. № 30-ОЗ «О предоставлении дополнительных налоговых льгот организациям, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории Томской области». Ожидается, что снижение налоговой нагрузки будет способствовать инвестиционной активности и росту объема добычи УВС, а это приведет к увеличению налоговых поступлений в консолидированный бюджет региона.


О самых жизненных вопросах
Сергей Автомонов, председатель комитета по строительству, инфраструктуре и природопользованию:
- В 2017 году комитетом подготовлено семь базовых (основных) областных законов. В числе наиболее значимых Закон «Об организации транспортного обслуживания населения воздушным транспортом на внутриобластных маршрутах в Томской области». Он направлен на решение вопросов транспортной доступности и мобильности для наименее защищенных слоев населения, проживающего на севере. Субсидирование авиаперевозок по направлению Томск-Стрежевой позволило установить льготные цены на авиабилет в размере 5 тыс. рублей.

Особо стоит отметить Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области в части бесплатного предоставления в собственность земельных участков для целей, не связанных со строительством». Документ живо обсуждался в рамках рабочих групп при широком участии общественности. Ведь с его принятием решается проблема множества жилых домов (возведенных зачастую еще в советское время), в которых фактически проживают граждане, но из-за недостатков в правоустанавливающих документах оформить их в собственность было невозможно.

Например, только на территории МО «Город Томск» расположено около 500 таких домов - в поселках 2-й ЛПК, Нижний Склад, Мясокомбинат, Спичфабрика, Усть-Керепеть, Усть-Киргизка, Старо-Карьерный, Каштак, в районе Московского тракта.

Не будем забывать, что и местные бюджеты, в свою очередь, недополучают потенциальные доходы в виде налогов на имущество физических лиц и на землю. Теперь эта ситуация должна измениться.

Изменения в Закон «Об организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Томской области» разработаны в связи с многочисленными обращениями избирателей о сохранении пригородных электричек на маршруте Томск – Тайга в прежнем составе. В этом особо заинтересованы жители, имеющие дачные участки по пути их следования. Поправки предусматривают субсидии перевозчикам, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, при организации маршрута Томск – Тайга. Необходимые средства предусмотрены в областном бюджете.

Кроме того, за отчетный период внесен целый ряд серьезных изменений в актуальный закон об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, нацеленных на качество выполняемых работ и безопасность жителей. Он был дополнен перечнем услуг и/или работ по капремонту, включая ремонт перекрытий, устройство пандусов для инвалидов, установку автоматизированных систем учета потребления коммунальных ресурсов. Также в нем прописана возможность проведения капремонта МКД в случае аварии или иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера за счет средств Фонда капитального ремонта.

Такое внимание комитета обусловлено, прежде всего, необходимостью максимально учитывать интересы всех слоев населения, которые (применительно к данному закону) находятся в различных, непохожих друг на друга жилищных условиях.

Подчеркну, что вопросы, решаемые нашим комитетом в ходе его повседневной работы и законо­творческой деятельности, в первую очередь направлены на решение именно тех проблем, которые непосредственно затрагивают каждого жителя области.


Для создания правовых условий
Виктор Власов, председатель комитета по экономической политике:

- В прошлом году комитет рекомендовал к принятию около 30 областных законов. Одним из ключевых является закон о развитии агломераций в Томской области, определивший порядок их создания и функционирования. Отмечу, что этот вопрос активно обсуждается и поддерживается на федеральном уровне. Так, в 2017-м ряд автомобильных дорог в рамках Томской агломерации уже отремонтирован за счет привлеченных федеральных средств.

Планируется, что в текущем году такая работа будет продолжена, а объем федерального финансирования - увеличен.

Важным направлением деятельности стало улучшение предпринимательского и инвестиционного климата в регионе. В частности, принят закон, позволяющий инвесторам при реализации ими масштабного инвестиционного проекта получить необходимый земельный участок по упрощенной схеме - без проведения торгов. Ряд других устраняют излишние ограничения, предъявляемые к предпринимателям: в мае аннулирована обязанность предоставления в уполномоченный орган по управлению областным государственным имуществом выписок из ­ЕГРЮЛ и ЕГРИП; в июле - отменена необходимость заверения печатью отчета о принятой и отгруженной древесине; в ноябре - сняты дополнительные ограничения, предъявляемые к залам обслуживания и порядку продажи алкогольной продукции при оказании услуг общепита.

Учитывая сложности, связанные с внедрением системы ЕГАИС, и в целях поддержки предпринимателей, работающих в сельской местности, комитетом подготовлено обращение в Правительство РФ. Предложение региона было услышано, а соответствующий механизм закреплен принятым в июле федеральным законом. Эти изменения позволили администрации Томской области подготовить перечень населенных пунктов, где предприниматели смогут работать без применения системы ЕГАИС в режиме «онлайн». В настоящее время он проходит процедуру согласования в Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка.

В начавшемся году комитет планирует продолжить работу по созданию правовых условий для развития в регионе малого и среднего предпринимательства, инновационной деятельности, обеспечения эффективной работы создаваемых региональных фондов (научного и поддержки промышленности). Запланировано также проведение мониторинга областного закона о гос­поддержке инвестиционной деятельности. Кроме того, особое внимание депутатов комитета будет направлено на региональный аспект реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и Стратегии научно-технологического развития РФ.


Принят ряд важных изменений
Виталий Оглезнев, председатель комитета по законодательству, государственному устройству и безопасности:

- Отмечу несколько наиболее важных законопроектов, которые обсуждались в течение 2017 года. Так, в целях развития институтов гражданского общества в июне принят Закон «Об Общественной палате Томской области».

В сравнении с предыдущим вариантом изменен принцип формирования этой организации, более детально регламентируются структура, полномочия и порядок ее работы, полномочия совета, председателя и членов палаты. В качестве новеллы также предусмотрено создание аппарата Общественной палаты и обеспечение его деятельности за счет областного бюджета. Напомню, что очередной (шестой) состав Общественной палаты Томской области сформирован уже в соответствии с новым порядком.

В апреле принят Закон «О регулировании некоторых вопросов, связанных с деятельностью старосты сельского населенного пункта на территориях муниципальных образований в Томской области». Его цель - обеспечить многообразие форм участия населения в осуществлении местного самоуправления. Для этого в том числе и закреплена возможность введения на местах института старосты.

Важная составляющая нашей деятельности - мониторинг правоприменения нормативных правовых актов, принятых Законодательной Думой Томской области. Так, в 2017 году комитетом проводился мониторинг применения областного законодательства в сфере обращения с животными (собаками и кошками).

По его итогам выявлен ряд вопросов, требующих совершенствования. Это касается, например, повышения доступности информации по вопросам, связанным с домашними и безнадзорными животными; устранения заведомо невыполнимых требований к выгулу домашних животных; расширения практики наделения муниципальных образований отдельными государственными полномочиями по регулированию численности безнадзорных животных.

По результатам этого мониторинга планируется, в частности, подготовить ряд изменений в Закон «О содержании собак и кошек в Томской области».

В 2018 году комитет продолжит обсуждение значимых для региона законопроектов и нормативных актов. Так, в феврале образована межведомственная рабочая группа, в рамках которой будет комплексно проработан целый ряд вопросов совершенствования областного законодательства об административных правонарушениях. Например, в связи с неоднократно поступавшими в Думу обращениями необходимо рассмотреть вопрос об увеличении размеров административных штрафов за совершение ряда таких правонарушений (по отдельным составам их нижняя граница составляет сегодня всего 100 рублей).


Приходится идти на компромиссы
Леонид Глок, председатель комитета по труду и социальной политике:

- Замечу, что наш комитет работает в чрезвычайно обширном законодательном поле (например, в Госдуме РФ этими вопросами занимаются сразу 11 комитетов). Деятельность его осуществляется по трем основным направлениям – законодательное, контрольное и организационное.

Начиная с IV квартала 2016 года, когда был избран новый состав областной Думы, проведено 17 заседаний, в том числе в 2017-м - 12. На обсуждение выносятся новеллы в здравоохранении, образовании, соц­защите, трудоустройстве и пр. Конечно, не всегда обсуждаемые законопроекты сразу находят единодушную поддержку. Заседания проходят порой бурно, но интересно, а дискуссия позволяет выработать общую позицию. Кстати, наш комитет многопартийный, в нем представлены все думские фракции.

Много законопроектов поступает на рассмотрение из Государственной Думы РФ: за отчетный период их рассмотрено 172, поддержано - 36. Такие документы предварительно рассматриваются на комиссиях, в решениях мы всегда опираемся на экспертное сообщество.
Из новых областных законов, принятых за год с небольшим, три являются базовыми. Два из них касаются величины прожиточного минимума пенсионера в Томской области (на 2017-й и 2018 год), еще один - это закон о ведомственном контроле над соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Одно из важных направлений деятельности комитета – исполнение контрольной функции. Рассмотрение вопросов реализации нормативных правовых актов, принимаемых областным парламентом, не только позволяет делать выводы об актуальности их принятия, но и, как правило, выявляет необходимость их совершенствования.

Кроме того, комитет занимается мониторингом правоприменения законов Томской области. В 2017 году, например, мы рассмотрели, как применяются законы «Об образовании», «О социальной поддержке граждан, имеющих несовершеннолетних детей», «О предоставлении субсидий местным бюджетам на обеспечение условий для развития физкультуры и массового спорта». Результаты проведенных мониторингов планируются к рассмотрению в I-II квартале 2018-го.

Есть и определенные трудности в работе «социального» комитета. Безусловно, наша деятельность направлена на то, чтобы принимаемые нами законы и другие нормативные акты работали на повышение качества жизни жителей Томской области, это самое главное. Однако эта задача в полном объеме выполнима лишь при полноценном наполнении регионального бюджета. Пока, к сожалению, приходится идти на определенные ограничения и компромиссы.
Например, в 2017 году две важнейшие сферы - здравоохранение и образование - недополучили из областного бюджета примерно по 2 млрд рублей. Хотя эти средства остро нужны для развития отраслей.

Не удалось нам добиться и правильного распределения средств между муниципалитетами, а точнее, между школами на реализацию федеральных образовательных стандартов. Бьемся над этим уже с 2013 года, но пока не можем переубедить Федерацию, комитет по образованию Госдумы РФ. Вопрос переходит на текущий год.

Далее, необходима также разработка новой системы оплаты труда работников всех отраслей бюджетной сферы. Президент страны указал на это еще в 2015 году, но проблема до сих пор не решена... Одним словом, «фронт работ» для нашего комитета меньше не становится.

Made on
Tilda