В этой «рубашке» мы родились
– В июне 2017 года на архитектурном фестивале «Зодчество Восточной Сибири», прошедшем в Красноярске, АБ «Стиль» получило «Золотой диплом» за проект музея селькупской культуры и быта под открытым небом «Чумэл чвэч» в селе Парабель. Он полностью выполнен в дереве. А на московском фестивале делегация Томской области представила наше деревянное зодчество во всем его многообразии, – говорит С. Худяков.
Не удивительно, что экспозиция открывалась словами писателя Валентина Распутина: «В этой «рубашке», теплой, прочной и уютной, податливой солнцу и небу, мы родились, надышались ее духом, приняли ее плоть в свою плоть; благодаря родным деревянным стенам мы получили свое, чуть иное, чем у других, зрение на мир и иную душевную чувствительность».
Фрагменты томской экспозиции – это воздушное кружево на фасадах Лицензионной палаты и Дома приемов на улице Белинского, причудливые «коньки» на крыше медцентра на Красноармейской, затейливая вязь на домах по улице Кузнецова… Рядом красуются деревенские церквушки: Преображенская (поселок Белый Яр), Борисоглебская (село Корнилово), Вознесенская (село Уртам), старообрядческая Успенская церковь в Томске… По словам собеседника, особый интерес у экспертов вызвала уникальная трехэтажная паровая мельница, которую сегодня планируют восстановить в селе Вороново Кожевниковского района.
Как отмечает Сергей Юрьевич, дерево, безусловно, уместно в культовых сооружениях. Однако при строительстве и отделке жилых и общественных зданий, а также при создании малых архитектурных форм этот исконно томский материал используется, к сожалению, довольно редко. Тогда как опыт Москвы и европейских столиц показывает, что возвращение дерева в архитектуру - веяние времени.
Впрочем, интересные примеры есть и у нас. Так, несколько лет назад для народных гуляний на площади перед магазином «Томские товары» были сооружены объемные композиции из дерева – веселые и уютные разноцветные кубы. «В Москве я заметил похожие объекты на центральных улицах. И такие идеи по благоустройству общественного пространства витают во всем мире, – замечает архитектор. –Людям нравится отдыхать в живой, естественной среде».