Томское дерево:
истоки, наследие, будущее
На XXV Международном фестивале «Зодчество» Томское отделение Союза архитекторов России (САР) удостоено престижного «Золотого знака» в номинации «Лучшие архитектурные практики».
«Качество сейчас. Пространство и среда» – под таким девизом в октябре 2017 года в Москве прошел XXV международный фестиваль «Зодчество». Томское отделение Союза архитекторов России (САР) на смотре-конкурсе регионов страны получило престижный «Золотой знак» в разделе «Лучшие архитектурные практики».

Кроме того, дипломами Российской академии художеств «За развитие традиций в современной архитектуре» были отмечены работы руководителя АБ «Стиль» Сергея Худякова (за создание проекта музея селькупской культуры и быта) и доцента кафедры «Реставрация и реконструкция архитектурного наследия» ТГАСУ Нины Савельевой (за воссоздание Томской крепости и Спасской башни на мысе Воскресенской горы).

О том, как выглядел на международном архитектурном фестивале наш регион среди своих крупных промышленных «собратьев», рассказал Сергей Худяков, руководитель архитектурного бюро «Стиль», председатель правления ТРО ООО «Союз архитекторов России», доцент кафедры «Архитектурное проектирование» ТГАСУ, в 2018 году вошедший в состав Градостроительного совета при губернаторе Томской области.
Президент Союза архитекторов России Николай Шумаков (справа) обсуждает с коллегами перспективы использования дерева в архитектуре.
В этой «рубашке» мы родились
– В июне 2017 года на архитектурном фестивале «Зодчество Восточной Сибири», прошедшем в Красноярске, АБ «Стиль» получило «Золотой диплом» за проект музея селькупской культуры и быта под открытым небом «Чумэл чвэч» в селе Парабель. Он полностью выполнен в дереве. А на московском фестивале делегация Томской области представила наше деревянное зодчество во всем его многообразии, – говорит С. Худяков.

Не удивительно, что экспозиция открывалась словами писателя Валентина Распутина: «В этой «рубашке», теплой, прочной и уютной, податливой солнцу и небу, мы родились, надышались ее духом, приняли ее плоть в свою плоть; благодаря родным деревянным стенам мы получили свое, чуть иное, чем у других, зрение на мир и иную душевную чувствительность».
Фрагменты томской экспозиции – это воздушное кружево на фасадах Лицензионной палаты и Дома приемов на улице Белинского, причудливые «коньки» на крыше медцентра на Красноармейской, затейливая вязь на домах по улице Кузнецова… Рядом красуются деревенские церк­вушки: Преображенская (поселок Белый Яр), Борисоглебская (село Корнилово), Вознесенская (село Уртам), старообрядческая Успенская церковь в Томске… По словам собеседника, особый интерес у экспертов вызвала уникальная трехэтажная паровая мельница, которую сегодня планируют восстановить в селе Вороново Кожевниковского района.

Как отмечает Сергей Юрьевич, дерево, безу­словно, уместно в культовых сооружениях. Однако при строительстве и отделке жилых и общественных зданий, а также при создании малых архитектурных форм этот исконно томский материал используется, к сожалению, довольно редко. Тогда как опыт Москвы и европейских столиц показывает, что возвращение дерева в архитектуру - веяние времени.

Впрочем, интересные примеры есть и у нас. Так, несколько лет назад для народных гуляний на площади перед магазином «Томские товары» были сооружены объемные композиции из дерева – веселые и уютные разноцветные кубы. «В Москве я заметил похожие объекты на центральных улицах. И такие идеи по благоустройству общественного пространства витают во всем мире, – замечает архитектор. –Людям нравится отдыхать в живой, естественной среде».
Сергей Худяков демонстрирует экспозицию Томской области президенту НОПРИЗ и вице-президенту САР Михаилу Посохину (слева).
Обратная сторона старого города
– Мы показали и обратную сторону Томска, – с некоторой грустью продолжает Сергей Худяков. – Всю нашу красоту, разрушенную, сгоревшую и забытую. Ведь целью участия в конкурсе было в том числе обратить внимание общественности на необходимость сохранения культурного наследия региона.

В экспозиции были представлены фотографии организованного региональным отделением САР конкурса «Томск – город наизнанку. Поиск идентичности». Впечатляют изображения пустырей, покосившихся, заброшенных или сгоревших деревянных бараков на задворках сияющих церк­вей города…

Сергей Юрьевич показывает, как выглядит сегодня изнутри здание семинарии Иннокентьевской церкви на улице Никитина: величественный зал, практически превратившийся в руины, чудом не обвалившиеся перекрытия. Еще более печальные картины можно наблюдать в деревнях и селах. Вросшие в землю строения, подпертые бревнами, чтобы не рухнули стены; покосившиеся заборы… Удручающее впечатление производят останки Троицкой церкви в селе Колбинка или Покровской – в Петухове, проржавевшие купола заброшенной Петропавловской церкви в деревне Нагорный Иштан. Возможно, кто-нибудь когда-то вспомнит и об этих исторических и архитектурных памятниках.

Кстати, по словам С. Худякова, многие гости фестиваля и члены жюри вспоминали программу восстановления исторической деревянной части Томска, которую «пробивал» губернатор области, а ныне сенатор Виктор Кресс. Сегодня, считает эксперт, эта тема в силу экономических причин реализуется не в полном объеме. «И тем более ценно, что в восстановлении многих объектов деревянного зодчества Томской области принимали участие не только архитекторы, но и представители властных структур, общественных организаций, – говорит он. – В конечном итоге «золото» московского фестиваля – это победа всех томичей, неравнодушных к истории своего города».
Проект реконструкции восточной части здания ЦУМа (ООО «Архстройпроект»).
Его история и облик уникальны
Так или иначе, но к дереву сегодня, по мнению председателя правления ТРО «Союз архитекторов России» Сергея Худякова, коллеги обращаются все чаще. Оно уже утвердилось в интерьерах и малых сооружениях по благоустройству, все чаще используется при строительстве жилых и общественных сооружений.

На стендах Томской области можно было увидеть несколько таких концептуальных и по-настоящему красивых проектов. Это, например, практически полностью выполненный в дереве конноспортивный клуб «Шеломокская долина» (Елена Сабитова, лауреат Всероссийского конкурса «Архитектурный образ России», 2016 год, ТГАСУ, руководитель С. Худяков); уникальный деревянный жилой комплекс на ул. Трифонова и жилая застройка на ул. Октябрьской (АБ «Стиль»); еще ряд общественных и жилых зданий в областном центре.

Весьма органичным для томской архитектуры стал и проект реконструкции восточной, тыльной части здания ЦУМа, выполненного ООО «Архстройпроект». По словам его руководителя Алексея Зубарева, сегодня она представляет собой дисгармонирующую с окружающими зданиями застройку. Как объяснил архитектор, в качестве материалов ламелей (вертикальные пластины по эллипсоидной части главного фасада) используется дерево – это основной стилистический прием проекта.

Со 2 по 5 июля 2018 года в Москве пройдет 1-й Всероссийский фестиваль с международным участием «Архитектурное наследие». Томское отделение Союза архитекторов РФ уже получило на него приглашение и наверняка вновь приятно удивит профессиональное жюри и посетителей выставки. Так вырастает Томск в глазах архитектурной общественности, выделяясь из ряда сибирских городов. Его история и облик уникальны, а его будущее прекрасно, пока здесь живут и работают такие мастера.
Made on
Tilda