Решение реальных задач для реальной экономики – для ТУСУРа это давно повседневная работа в рамках цепочки образование-наука-производство. И если театр начинается с вешалки, то инновационная деятельность – со студенческой скамьи, подготовки практикоориентированных конкурентоспособных специалистов. Еще много лет назад вуз внедрил в образовательный процесс систему группового проектного обучения, открывающего для молодежи возможность самостоятельно проходить путь от идеи до ее реализации в форме новых наукоемких изделий, технологий и услуг с последующим выводом их на рынок. ГПО носит массовый характер – в 2016 году в вузе выполнялось порядка 300 проектов с участием 30 процентов обучающихся.
Важнейшим звеном поддержки инициативы является студенческий бизнес-инкубатор: 12 лет назад Томский университет систем управления и радиоэлектроники открыл его первым в России. Теперь в стране более 100 подобных структур, но томский пример остается ведущим: в минувшем году, по оценкам аналитиков, бизнес-инкубатор ТУСУРа вошел в тройку лучших. И вот вуз вновь выступил первопроходцем: совместно с Новосибирским госуниверситетом и компанией «KAMA FLOW» создал первый в стране вузовский венчурный фонд, в котором учебные заведения берут на себя отбор и экспертизу проектов, а компания – финансирование и маркетинг.
– Сегодня перед российскими вузами стоит задача по реализации модели 3.0, которая, наряду с наукой и образованием, предполагает развитие инновации. Наш университет давно идет по этому пути, – констатирует ректор ТУСУРа Александр Шелупанов. – Мы никогда не отклонялись от своей стратегической линии, позиционируя вуз как инновационный университет, где формируется и культивируется дух предпринимательства, поддерживается инфраструктура научных исследований, внедряются новые образовательные технологии. И, конечно, создаются экосистемы технологического, наукоемкого, социального предпринимательства в тесной связи с индустриальными партнерами.
Уже сейчас, заботясь о подготовке элитных кадров для будущего, Томский университет систем управления и радиоэлектроники начал работать с детьми школьного и даже детсадовского возраста, с тем чтобы как можно раньше выявлять одаренных ребят и привлекать их к научному и техническому творчеству. Губернатор Сергей Жвачкин определил эту деятельность ТУСУРа как «работу в опережающей зоне». И тут уже выполнен целый ряд пионерных для России проектов. Так, вместе с компанией «НПФ «Микран» вуз создал кафедру инженерной подготовки в Сибирском физико-техническом лицее, а в самом университете – базовую кафедру предприятия, взявшего на себя обязательства по профилированию будущих специалистов. Сложилась цепочка «школа – вуз – производство», и, скорее всего, этот пример тоже найдет последователей в России.
Другой смелый проект ТУСУРа связан с открытием детского технопарка «Технариум» для детей от 6 лет и старше, где одним из главных направлений является образовательная робототехника.
– Растет новое поколение, которое иногда называют поколением Z, «цифровой человек», с его интересом к науке и технологиям, – отмечает Александр Шелупанов. – Именно эти дети уже через 10-15 лет придут в нашу экономику, и от того, какие компетенции и ценности мы в них заложим, будет зависеть наше будущее. Начав работать с детьми, мы вновь убедились, как трудно быть первыми. Но для нас важно выстроить технологию привлечения талантливых людей, лучших абитуриентов. Международные компании, такие как Microsoft, Cisсo, IBM, повсеместно ведут «охоту» на умных ребят. Наша задача – оставить их у нас в российских высокотехнологичных производствах.