– Сергей Анатольевич, несколько лет подряд Томская область показывает положительную динамику в обрабатывающих отраслях. За счет чего этот рост?
– Когда Алексей Миллер приехал в Томск, мы собрали на встречу с ним руководителей 36 местных компаний. И сказали: «Газпром» готов закупать вашу продукцию. Но вы, производственники, должны завоевать доверие, показав качество. Это был еще 2012 год, до моды на импортозамещение. «Газпром» – это крупнейшая мировая компания, у которой есть свои стандарты. Вклиниться туда, в эту махину, было бы практически невозможно, если бы не Алексей Борисович. Он приезжал к нам дватри раза в год, знакомился с нашими производствами и продукцией.
Из 36 томских компаний, которые были на первой встрече, в проекте осталось 15. Но они имеют миллиардные заказы. «Газпром» закупал раньше продукции у томских промышленников на 300 миллионов рублей в год, а в 2016 году – 3,5 миллиарда. Но мы подписали соглашение на 8 миллиардов и достигнем этого показателя. «Газпрому» выгодно потому, что он получает по разным видам от 12 до 36 % экономии по сравнению со стоимостью такой же продукции из Голландии, Франции, США и других стран. Чем это партнерство выгодно томичам – объяснять, думаю, не надо. Только новых рабочих мест, благодаря этим заказам, мы создали больше тысячи.
Или пример из сельского хозяйства. Мы сделали послабления по налогам и ввели систему грантов для аграриев. Но сразу сказали: это не распространяется на тех, кто хочет новыми бюджетными деньгами заткнуть старые дыры, погасить долги по коммерческим кредитам и так далее. Гранты выдаем только тем, у кого глаза горят, а не тем, кто работает по старинке и ждет «Госплана».
Над нами смеялись, когда мы открывали козью и кролиководческие фермы. А теперь их собственники не справляются с ростом заказов. Нам не верили, когда мы сказали, что вклад в ВРП дикорастущего сырья в Сибири должен быть таким же, как и сельского хозяйства, – то есть на уровне 5 %. «Подумаешь, – говорили скептики, – на грибах, ягоде и шишках много не заработать». Ошибались. Потому что мы занимаемся не экспортом сырья, а экспортом продуктов глубокой переработки – экологически чистых и исключительно полезных для здоровья. А вы знаете моду на здоровое питание и в нашей стране, и за рубежом.
Наша компания «Артлайф» занимает 60 % корейского рынка БАДов. Грибы у нас влет уходят в Испанию, Францию и Германию. Многие регионы пытаются зайти на этот рынок, но почему удалось прорваться именно нам? Да потому что у нас тот самый остров интеллекта в океане ресурсов – молодые ученые, выпускники университетов, для которых мы создали условия.
Я в Москве регулярно вижу… Да что там в Москве, мне знакомые из европейских стран звонят и рассказывают, что покупают в своих магазинах томское кедровое молочко, халву, кедровый грильяж и многое другое. Еще несколько лет назад этого нельзя было представить, а сегодня – факт. И это только начало.