Российское спортивное
питание

Как импортозамещение получилось успешным
и почему этого зря не замечают
В конце 2015 года Sovsport.ru провел масштабное исследование качества спортивного питания. Результат убедил: спортивное питание российских производителей аналогично импортному. Такой существенной разницы, какую подразумевает разброс цен, анализ не выявил.

Мы разобрались, из чего именно, из каких решений складывается этот результат. Выяснили, с какими трудностями приходится сражаться отечественным производителям, а главное - узнали, почему даже известные спортсмены все чаще делают выбор в пользу российского спортивного питания.
Решение первое
Основа - проверенное во всем мире сырье
Одна из основных сложностей любого российского производителя – отсутствие отечественного сырья. Прямо сейчас произвести основные продукты из линейки спортивного питания полностью в России попросту невозможно: не хватает исходного материала.

Удивительно, но даже в советское время ситуация в этом плане была лучше: белок производили в Белоруссии, центр производства находился в Эстонии, а основные инновационные идеи генерировал Ленинград. Одна большая страна – в которой, конечно, еще не было массового спроса на спортивное питание – распалась, а о разработках в этом направлении практически забыли.
Производство сырья - вопрос, который в России только предстоит решить. Сейчас сырье объединяет наших производителей и зарубежных.
В тот момент, когда уже в новой России вернулись к производству и разработкам спортивного питания, на европейском и мировом рынке действовали компании, сосредоточенные на изготовлении сырья. Именно их материалом для производства и пользуются сейчас те, кто производит спортивное питание под российскими брендами.

При стремлении к качеству было бы даже хуже, если бы основатели российских компаний-производителей решили начать с наспех организованного производства сырья. Оборудования, специализированных заводов в России нет, узкопрофильных специалистов тоже. Это вопрос, который важно прорабатывать со стратегической точки зрения, чтобы не зависеть от иностранных партнеров, колебаний курсов валют и общего настроения зарубежных коллег, связанного с политикой. Но прямо сейчас источник сырья - это как раз то, что роднит российское спортивное питание и импортное - потому что закупают, например, концентрат сывороточного белка многие у одной и той же фирмы Arla.

Концентрат сывороточного белка от Arla популярен у импортных и российских производителей
Arla
Это один из крупнейших европейских поставщиков молочной продукции. Причем Arla поставляет и готовые к продаже продукты, в основном сыры, и сырье - концентрат сывороточного белка, из которого можно произвести, например, Whey - один из самых популярных видов спортивного питания.
Качество спортивного питания - в большей степени вопрос честности производителя. Исходные данные у всех в целом одинаковые, а дальше - простор для маневра. Для добавления различных ингредиентов: например, не только безвредных, но и помогающих организму восстанавливаться, усваивать нужные вещества.

Как показало исследование Sovsport.ru, основные игроки российского рынка делают все на том же уровне, что и лидер импортного производства.
Слово эксперту: как контролируется качество российского спортивного питания?
- Качество aTech Nutrition ничуть не уступает импортным аналогам, технология производства постоянно модернизируется, а качество используемого сырья отвечает самым строгим нормативам. Мы используем многоступенчатую систему контроля, она дает возможность сохранять высокое качество продукта. Качество подтверждают и органы сертификации, и аккредитованные исследовательские лаборатории.

Мы постоянно улучшаем и оптимизируем рецепты, используемые формулы. А еще мы непрерывно ведем исследования спроса – это позволяет выпускать новые, интересные и нужные продукты, которые соответствуют жизненному ритму и потребностям покупателя. У нашего клиента есть все условия для выбора того, что подходит именно ему.

Наша главная задача – выпуск качественного продукта, и я могу с уверенностью сказать, что нас выбирают часто. Мы всегда открыты к сотрудничеству с другими производителями, имеющими такие же приоритеты.

Юрий Владимирович Кузнецов
генеральный директор компании aTech Nutrition
Справка: aTech Nutrition
Производитель спортивного питания aTech Nutrition начал работать в полном объеме два года назад. Основатель бизнеса активно занимался силовыми видами спорта и в тот момент как никто другой понимал: рынку требуется отечественный продукт высокого качества по адекватной цене – его просто не было.

Сейчас производитель с уверенностью утверждает, что отечественный продукт aTech ни в чем не уступает импортным аналогам. Это в корне разрушает стереотип «импортное питание – самое лучшее».

Продуктовая линейка компании очень разнообразна, поэтому среди потребителей - не только профессиональные спортсмены и энтузиасты активного образа жизни, но и самые разные люди, которые заботятся о своем здоровье.
"Прирост мышц стал постоянным"

- Отечественное питание развивается, совершенствует технологию производства, хотя при этом остаются и «кустарные» производства, которым нельзя доверять. Импортное питание из-за валютной разницы теперь стоит дороже, оно стало малодоступным для большинства покупателей.

Компания aTech предложила мне партнерство в 2014 году. У меня был полный выбор без ограничения объемов, и я стал экспериментировать с пропорцией и дозировками. Качество восстановления заметно возросло, а прирост мышечной массы стал постоянным.

— Андрей Коновалов, мастер спорта международного класса, победитель Всемирных игр в Колумбии (2013), двукратный чемпион мира по пауэрлифтингу (2013, 2015), многократный рекордсмен мира, абсолютный чемпион России по пауэрлифтингу (2015)
Решение второе
Направление развития - регионы
В российских регионах спортивного питания сейчас гораздо меньше, чем потенциально могли бы купить спортсмены. Все дело в том, что в Москве и Петербурге специализированных магазинов открыто довольно много, они конкурируют за покупателя, а вот в городах поменьше предложение не всегда удовлетворяет спрос.

Не у каждого производителя хватает возможностей организовать полноценное распространение по всей России. Оно и понятно: отрасль молодая, первоочередная задача, как ни крути, качество самой продукции.

Помогает развитию то, что далеко не все основные российские производители находятся в столичных городах. ATech, например, корнями из Самары, а KINGPROTEIN – из Екатеринбурга. Логично, что в первую очередь эти бренды развиваются в родном городе, потом выходят в соседние и со временем дорастают до всероссийских масштабов.
Подавляющее большинство производителей дают клиентам возможность заказать свою продукцию онлайн, доставляют его почтой или транспортными компаниями. Это действительно удобно: не нужно ехать в магазин или отказываться от покупки из-за отсутствия точки продаж. Однако есть важная деталь: выбрать подходящее спортивное питание поможет только профильный специалист, а найти такого не всегда просто.

Покупки без консультации – риск, который осознают далеко не все. В этом еще один повод для объединения усилий российских производителей: важно всем вместе повысить культуру использования спортивного питания, дать знания о том, зачем оно вообще нужно. И побороть наконец беспочвенное мнение, что спортивное питание – это то же самое, что допинг.


Спортивное питание vs допинг
Для чего применяется?
Спортивное питание - это концентрация полезных, нужных для набора мышечной массы и конструкции тела веществ, которые содержатся в повседневной пище.

Допинг - запрещенные для профессиональных спортсменов вещества и методы - применяется с целью на определенный небольшой период стимулировать выносливость, способность физически и психологически адаптироваться к большим нагрузкам
Как работает?
Спортивное питание не заменяет и не вытесняет обычную пищу, а лишь дополняет получение нужных организму веществ. Оно не дает резкого эффекта, а в первую очередь насыщает организм теми необходимыми компонентами, которые поспособствует качеству тренировок

Как правило, допинг кратковременно обеспечивает в организме нужный эффект, но при этом употребление губительно сказывается на других органах: чаще всего это половые железы, печень и клетки мозга
Слово эксперту: что нужно российскому рынку спортивного питания?
- Все, что нужно российскому рынку – это честная конкуренция и контроль качества продукции в России. Тогда не потребуется и консолидация в отношении импортных брендов. Их необходимость для потребителя отпадет на 90-95%.
Основное преимущество российских брендов – цена. А сильная сторона Geneticlab – это еще и качество, которое зачастую превосходит зарубежные аналоги. Сохранять цену нам удается, потому что у нас свое производство, большие объемы закупок плюс грамотно выстроенный и отлаженный процесс работы.

Руслан Николаевич Халецкий,
учредитель, президент компании Geneticlab Nutrition

Константин Сергеевич Морозов
учредитель, генеральный директор компании Geneticlab Nutrition
- Контроль качества продукции Geneticlab делится на три этапа: проверка качества сырья и вспомогательных материалов, проверка соблюдения технологических режимов производства, правил хранения и упаковки продукции между технологическими операциями и контроль качества готовой продукции. Это обеспечивает наиболее эффективное использование исходных продуктов и позволяет сохранять высокое качество спортивного питания.
Справка: Geneticlab Nutrition
Спортивное питание Geneticlab Nutrition можно встретить во всех уголках России, но не только: еще и в Казахстане, и в Республике Беларусь. Для поклонников бренда, желающих приобретать продукцию напрямую у производителя, существует фирменный магазин в Петербурге и сайт geneticlab.ru для розничных продаж.
Но в первую очередь компания реализует спортивное питание оптом, чтобы, как и положено производителю, сконцентрировать максимум внимания на вопросах совершенствования технологий и качества.
"Делю компании на хорошие и плохие"

- Я не разделяю спортивное питание на отечественное и зарубежное, я делю для себя компании на плохие и хорошие. Я как профессионал разбираюсь и могу выбрать то, что нужно мне. Мой выбор – Geneticlab Nutrition. Думаю, людям, которые не занимаются спортом профессионально и не обладают моими знаниями, стоит просто брать с меня пример. С Geneticlab я смог выиграть Arnold Classic USA и получить право стать PRO атлетом IFBB, а это много говорит о качестве продукции, которую я использую.

Сергей Кулаев, абсолютный чемпион России, Classic USA 2016, Северо-Запада России, Кубка Вишневского, Кубка Яшанькина, Ростова-на-Дону и Ростовской области.
Серебряный призер Arnold Classic USA 2015, чемпион Краснодарского края 100+, абсолютный чемпион среди Юниоров Новоросийск "Стальные мускулы"
и чемпион юга России среди юниоров ЮФО

Как набрать мышечную массу?
Решение третье
Держать низкую цену до последнего
Российское спортивное питание стоит дешевле импортного, однако нужно понимать, что прямой зависимости цены от качества нет.

При определении суммы, в которую товар обойдется покупателю, магазин делает свою наценку. А если речь идет о спортивном питании, которое сделано за границей, есть еще и накрутка представителя заграничного производителя в России. Ему тоже нужно иметь прибыль.

Каждый производитель или представитель сейчас стоит перед выбором: до последнего держать цену, чтобы не отталкивать покупателя или поднять ради увеличения доходов и возможности развиваться дальше. Рост курсов евро и доллара сказывается и на российских производителях, и на российских представителях зарубежных брендов: одним нужно закупать в валюте сырье, другим – готовый продукт.

Судя по сохранению цен, российские производители не сдаются. Они понимают: отпустить сейчас цены - значит отвернуться от отечественного покупателя. Наши компании рассчитывают переждать экономические сложности и не лишать россиян при общем падении доходов доступного качественного спортивного питания.
Слово эксперту: как формируются цены на спортивное питание?
- Мы проводим анализ рынка по конкретному продукту. Но, как это ни прискорбно, при формировании цен на российское спортивное питание приходится учитывать стоимость импортного сырья – в России оно не производится. Для нашей компании основной критерий при формировании цены – сохранение постоянного высокого качества. А поскольку все сырье – импортного производства, рост рублевой себестоимости неизбежен. Тем не менее наше спортивное питание стоит в разы дешевле импортного при том же – а порой и лучшем – качестве.

Конечно, тезис «тот же эффект за меньшие деньги» применим к любому спортивному питанию – не только к российскому. Но нам ближе другой тезис: «максимальный эффект за минимальные деньги». Большинство наших рецептур – не бездумное копирование, а результат кропотливой работы сотрудников Московского государственного университета пищевых производств – докторов наук и специалистов в области науки о питании. Производство осуществляется на предприятиях, имеющих сертификаты GMP и HACCP. Сырье и готовые продукты в обязательном порядке проверяются в аккредитованных лабораториях. Все это – маленькие детальки, формирующие высокое качество наших готовых продуктов.

На российском рынке есть очень достойные компании, производящие спортивное питание. Но не все производители слышали про такое понятие как «совесть». И это накладывает отпечаток на качество изготавливаемой ими продукции.

Михаил Юрьевич Сидоренко,
доктор технических наук, руководитель отдела продаж ООО «ГЕОН»
Справка: Geon
Изначально GEON был поставщиком сырья для существовавших в то время производителей.
К созданию своего бренда спортивного питанию компанию подтолкнуло решение, что и они не хуже. Оказалось, что к российскому спортивному питанию потребитель относится весьма пренебрежительно.

Тогда, как отмечает Михаил Сидоренко, в GEON «закусили удила» и решили, что обязаны доказать обратное. Учитывая серьезные объемы продаж и количество новых брендов, образовавшихся за последние годы, можно говорить, что компании это в значительной мере удалось.

В планах GEON разработка и выпуск новых высококачественных продуктов, а также выход на зарубежные рынки. Продукцию компании уже сейчас можно приобрести по всей России, в Казахстане, Белоруссии и паре городов Украины. Пока у производителя нет онлайн-продаж, но работа в этом направлении уже ведется.
"Все зависит от честности производителя"
Роман Николаевич Дудушкин, четырехкратный чемпион России по бодибилдингу, двукратный чемпион Европы, финалист чемпионата мира
- Я считаю, что GEON – это качественные продукты за приемлемые деньги с отличным вкусом. И главное – все полностью соответствует заявленным характеристикам.

Весной 2015 года на первом же старте после многолетнего перерыва я стал чемпионом России и чемпионом Европы. Моя жена Анна взяла вообще все возможные титулы: она в том числе чемпионка мира по фитнесу. Мы оба готовились с помощью спортивного питания GEON.

Слабая сторона российского спортивного питания – его негативный имидж: говорят, что оно плохое, некачественное. Хотя GEON позволяет утверждать обратное. Но тут все зависит от честности производителя. А очевидный плюс российского спортпита – цена. Более низкая, чем у импортных аналогов.
Что нужно знать при выборе спортивного питания?
Почему с российскими производителями приятнее общаться
Большое преимущество российских производителей спортивного питания в том, что они говорят с нами на одном языке, и как правило связаться с ними не так уж сложно. Довольно часто можно напрямую пообщаться с тем человеком, который в той или иной компании отвечает за разработку рецептур.

У импортных брендов есть свои представители в России, однако это всего лишь те, кто обеспечивает бесперебойные поставки и грамотное распространение. В полной мере владеть информацией о качестве продукции они не могут – как минимум потому, что ключевые решения принимаются не на их глазах и не под их контролем.
Слово эксперту: как производители общаются с теми, кто покупает спортивное питание?
- Мы всегда рады получать обратную связь. С соцсетями и другими формами обратной связи в интернете у нас работает специалист по качеству, он в онлайн-режиме. В феврале мы запустили программу по обучению персонала наших представителей в регионах. Так что в скором времени каждый продавец сможет профессионально ответить на любые вопросы по нашему продукту.

Наша компания придерживается политики открытости, а это довольно сложно на существующем рынке. На дворе ХХI век, но многие, такое впечатление, остались на уровне 90-х. Мы стремимся изменить ситуацию: мы первые и пока единственные из отечественных производителей показали, где и как производим нашу продукцию – пригласили на предприятие известных блогеров.

Все продукты разработаны нашими специалистами с участием и под контролем профессора, доктора медицинских наук, члена-корреспондента РАН Евгения Шустова. Евгений Борисович с нами уже больше пяти лет. Наша компания применяет сыворотку мирового гиганта Arla, молочный белок австралийской компании Murray Goulburn Co-operative. А вот яичный белок — наш, отечественный. Этим мы очень гордимся.

Екатерина Алексеевна Веселова,
генеральный директор ГК PURE


Справка: PureProtein
Компания, выпускающая бренд спортивного питания PureProtein, появилась в 2008 году. Сегодня это целая группа компаний PURE, включающая производственные мощности, логистику, лаборатории и складские помещения. Основатели бизнеса - супруги Борис и Екатерина Веселовы. Их стартовым капиталом был кредит под залог единственного жилья. Накануне Олимпиады-2012 специалисты приняли участие в разработках спортивного питания для атлетов олимпийской сборной России. Эти разработки и легли в основу первых самостоятельных рецептур компании.

Все бренды функционального питания, которые выпускает компания, можно встретить практически в каждом специализированном магазине РФ, а также в Белоруссии, Казахстане и Кыргызстане. Продукция PURE сегодня – это не просто спортпит для бодибилдеров, а полноценное функциональное питание для широкой аудитории спортсменов. Например, продукция под брендом FUZE предназначена для людей, ведущих активный образ жизни.

"Я начинал сотрудничество любителем, а стал профессионалом"
Сергей Зебальд, спортсмен команды PureTeam, победитель Neva Pro Show, двукратный чемпион России (2009, 2013), трехкратный чемпион Санкт-Петербурга
- В отличие от многих PRO-атлетов, которые находят себе спонсоров среди компаний-производителей спортивного питания будучи уже известными спортсменами, я пришел к сотрудничеству с PureProtein не в качестве «готового продукта». Начиная сотрудничество, я был любителем, а стал профессионалом уже имея контракт с компанией. Безусловно, этим и объясняется моя приверженность продукции бренда Pureprotein.

Я рад, что в России стали производить спортивное питание, не уступающее западным аналогам. Это важно для развития спортивной индустрии в нашей стране. Уверен, отечественные производители нужны для того, чтобы качественное спортивное питание было доступно всем любителям силовых и активных видов спорта. Ведь одно из важных преимуществ отечественного спортпита - более выгодная цена.
Тем не менее, начинать применение спортивного питания стоит с посещения врача. Спортивный врач – точно такая же специализация, как и окулист или гастроэнтеролог. Поэтому как и перед приемом новых лекарств для глаз или желудка стоит проконсультироваться с профильным специалистом, так и употреблять спортивное питание нужно только после посещения врача.

Отдельные клиники предлагают и комплексы процедур: например, в петербургской клинике спортивной медицины «Время» вдобавок к консультации спортивного врача есть услуга «фитнес-тест», а для тех, кто серьезно хочет заняться спортом, еще и специальная комплексная программа медицинского сопровождения.
Если вы не планируете попасть в сборную России прямо сейчас, вам будет достаточно базовых услуг. На осмотре спортивного врача вас обязательно спросят о режиме питания, вредных привычках, ваших болезнях и болезнях родителей. От этого зависит ваша предрасположенность к некоторым заболеваниям, а следственно, и ограничения на занятия тем или иным видом спорта.

Далее - несколько процедур: ЭКГ с нагрузкой и без нее, измерение давления и пульса, анализ мочи и крови. Существует также специальный тренажер, с помощью которого смогут исследовать ваши физические возможности и помогут рассчитать оптимальную нагрузку, которая не навредит организму.

После вы получите заключение, а также сможете посоветоваться с врачом по поводу питания и специальных добавок, в том числе спортивного питания. Причем все это за вполне приемлемые деньги: две-три тысячи рублей стоят исследование и консультация врача. Гораздо лучше по совету специалиста принимать то, что действительно нужно организму, чем тратить деньги на то, что не принесет пользу и может навредить здоровью.
Made on
Tilda