Выбор не случаен: историческая часть Петербурга окружена широким «серым поясом», да и в самом центре промзон до сих пор хватает. Это земли, на которых когда-то работали заводы, комбинаты, располагались склады, портовые территории и так далее. Ведь город на Неве всегда был не только культурной столицей, но и крупным деловым и промышленным центром.
Результат налицо: из 5,8 тысячи гектаров территории исторического центра около 2,4 тысячи приходится на промышленные и другие нежилые объекты. То есть почти половина! Но, кроме центра, есть еще спальные районы, в которых полуразрушенные здания заводов и бывших НИИ занимают самые удачные места. Например, на набережных. Эх, какие дома и с какими видами здесь можно было бы построить… Далеко не все промышленные здания в центре Петербурга так красивы.
|
Многие, кстати, не верили, что реставрация здания и создание там арт-пространства - удачная идея, но все получилось. Градозащитники даже называют этот проект одним из самых удачных примеров использования исторических объектов. А те, кто сейчас в «Ткачах» работает, гордятся этим.
- Это же круто! - говорит сотрудница модного бутика Алина. - Раньше здесь была ткацкая фабрика, а сейчас - магазины модной одежды. Наши клиенты часто фотографируются на фоне красной кладки, которую удалось сохранить и удачно вписать в интерьер. Это нестандартное место и очень интересное. Так выглядели сегодняшние "Ткачи" до начала реконструкции.
|
Чтобы представить, как преобразится это место, достаточно проехать по Петровскому проспекту. На землях бывших заводов сегодня строят дома сразу несколько застройщиков: Setl City, ЛСР, «Северный город», «Ленстройтрест».
Уникальность этого места в том, что строителям не приходится вписывать свои проекты в историческую застройку - ее здесь, по сути, нет. Но о традициях в Северной столице забывать не принято в принципе. Так что вскоре в центре города появится современный жилой квартал… с атмосферой того самого «старого доброго» Петербурга и особым петербургским шиком. Со временем застройщики планируют благоустроить на острове набережную с причалами. Со временем на острове появится благоустроенная набережная и причалы.
|
В советское время на территории Новой Голландии располагались склады Ленинградской военно-морской базы.
Происходящее за высокой аркой, нависающей над водами, было скрыто от глаз горожан и туристов, но остров оставался обязательным пунктом в туристических маршрутах. Однако иначе как промзоной назвать это уникальное место было нельзя. Хотя серьезного производства здесь никогда не было, территория имела свои нюансы: грязный пруд, заброшенные здания, многие из которых памятники федерального значения, - все это предстояло преобразить. Поначалу мало кто понимал, как это сделать. Часть территории Новой Голландии еще ждет реконструкции.
|
Действительно, даже не скажешь, что буквально в нескольких метрах - одна из основных городских магистралей. На территории тихо и уютно. Взрослые могут прогуливаться, спокойно беседуя, дети играть на многочисленных детских площадках. Машин во дворе нет - для них построен подземный паркинг.
Внутри комплекса также ощущаешь уют: отделка холлов выполнена по авторскому дизайн-проекту в приглушенных тонах. И уже даже не верится, что всего несколько лет назад в этом районе Ушаковской набережной - в одном из самых живописных мест Санкт-Петербурга - «красовались» лишь заброшенные, полуразрушенные корпуса. С верхних этажей нового ЖК открываются впечатляющие виды.
|
Почему в центре Петербурга так много промзон и что с этим делать?
- Если говорить о Петербурге, то именно здесь - раньше, чем в других частях России, стали появляться промышленные предприятия. К середине 1830-х годов в городе было уже около трехсот фабрик и заводов. Петербургский порт, который находился тогда на стрелке Васильевского острова, стал наиважнейшим в стране. Через него проводилось две трети российской внешней торговли. В ту пору и вплоть до начала XIX века Россия являлась мировым поставщиком металла. Английские корабли ежегодно увозили из Петербурга миллионы пудов уральского железа. В том, что заводы и фабрики пытаются выводить за пределы Петербурга, нет ничего плохого. Европейские столицы уже давно идут по этому пути. Там, например, престижно жить в квартире, устроенной, скажем, в бывшем ткацком цеху. Часто такие здания используют под музеи или досугово-развлекательные центры. У нас все по-другому. В отличие от Европы наше государство в процессе редевелопмента практически не участвует. С точки зрения градостроительной политики наш город только выиграет от вывода промышленных предприятий из центра: земли освободятся под новое строительство, да и внешне город перестанет напоминать «лоскутное одеяло». Но проходить все должно очень осторожно, с участием государства и частных инвесторов, чтобы не был нарушен производственный процесс, а люди, которые трудятся на предприятиях, не остались без работы. Константин МЕДВЕДЕВ, историк
|
Почему у нас процесс редевелопмента идет медленнее, чем на западе?
- Чтобы редевелопмент был успешным, необходима комплексная стратегия. Участвовать в этом процессе должны не только частные инвесторы, но и государство. Именно так происходит за рубежом. У нас в стране редевелопмент чаще всего идет не по мировым стандартам. Финансовое участие города в проектах освоения бывших промзон сводится к строительству непосредственно городской инфраструктуры - дорог, развязок. Это хорошо, но этого мало. Практически все проекты реализуются на деньги частных девелоперов, но это очень дорогое удовольствие, поэтому таких проектов мало и идут они медленно. Если говорить о конкретных проблемах, которые мешают преображению промзон, то прежде всего это законодательная база - согласование проекта может длиться годами. Часто участки на территории промзоны принадлежат разным собственникам, и договариваться об освобождении площадей приходится с каждым из них. Если на участке располагалось вредное производство, необходима дорогостоящая процедура рекультивации. Другими словами, редевелопмент промзон требует плотного государственно-частного партнерства. Сергей БЕЛОЗЕРОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предпринимательства Института предпринимательства и правоведения
|